Асель Умарова: «Цель Ассоциации креативных индустрий Кыргызстана, чтобы люди могли развиваться в своей стране»

Асель Умарова: «Цель Ассоциации креативных индустрий Кыргызстана, чтобы люди могли развиваться в своей стране»

Фото из личного архива Асель Умаровой

В последние несколько лет Кыргызская Республика показывает положительные тенденции в развитии креативного сектора экономики. На сегодняшний день в стране уже действуют такие системообразующие институты, как Ассоциация креативных индустрий и Парк креативных индустрий. IPQuorum побывал в Кыргызстане и встретился c председателем Ассоциации креативных индустрий и коммерческим директором первого онлайн-кинотеатра кыргызских кинофильмов «Этномедиа» Асель Умаровой.

– Что стало отправной точкой для развития креативной экономики в Кыргызстане? Сделано ли это в угоду общемирового тренда или вы видите реальный потенциал КИ для экономики Кыргызстана?

– Несмотря на то, что из всех стран Центральной Азии у Кыргызстана самый небольшой внутренний рынок, у нас очень много креативных людей. И за последние несколько лет началось развитие сразу по нескольким направлениям. Пошли вверх ремесленничество, дизайн, кино, IT-индустрия. Кыргызстан стал выходить на новые рынки. Возможно, это связано с тем, что кыргызстанцы захотели вновь чувствовать свою принадлежность к нации, возродить какие-то традиционные сферы и вывести их на новый уровень. В советское время в кино существовало такое понятие «кыргызское чудо», это был феномен 60–70-х годов, когда у нас снималось огромное количество фильмов и был настоящий национальный подъем. Видимо, пришло время, когда креаторы захотели возродить нечто подобное и создать новое чудо. Наверное, это и стало отправной точкой. Мы понимаем, что будущее за креативным сектором экономики, и осознаем острую потребность продвигать КИ на уровне законодательства.

– Как вы оцениваете развитие креативной экономики Кыргызстана? Какой сегодня вклад КИ в ВВП страны?

– Термин «креативная экономика и креативные индустрии» на уровне государства был признан всего 2–3 года назад. Так что пока, к сожалению, высчитать вклад КИ в ВВП невозможно, так как прежде подобные исследования не проводились. Не было метрики, через которую можно было бы это сделать. Есть данные отдельных индустрий, где можно увидеть четкие цифры. Например, в кино существует прокат, стриминг. Что же касается художников, ремесленников, музыкантов, то их деятельность сравнительно недавно стала выходить из серой зоны. Одна из задач Ассоциации – вывести креаторов из тени, чтобы можно было наглядно продемонстрировать результаты их деятельности. При этом мы ведем диалог с государством, чтобы все это посчитать и оценить вклад креативной экономики в ВВП страны.

– Какие еще цели ставит перед собою Ассоциация креативных индустрий?

– Изначально комьюнити создавалось для того, чтобы продвигать КИ не только внутри страны, но и на весь Центральноазиатский регион. Мы нужны для поддержки и развития сообщества креаторов. Также стоит задача поддерживать Парк креативных индустрий. В регионе довольно сильная нехватка кадров в творческих профессиях. Например, киноиндустрия нуждается в специалистах для съемочных групп: не хватает художников по костюмам, гримеров, менеджеров по локациям и так далее. Нужно развивать сильную профессиональную школу КИ. Нужно создавать школу профессий креативного сектора. Именно поэтому еще одна наша задача – привлекать международных экспертов для того, чтобы у нас проводились мастер-классы, обучающие программы, семинары. Цель Ассоциации креативных индустрий Кыргызстана, чтобы люди могли развиваться в своей стране.

Фото из личного архива Асель Умаровой

– В прошлом году в Кыргызстане было объявлено о запуске Парка креативных индустрий. Как я понимаю, это особая экономическая зона для креаторов. Какие преференции она предлагает резидентам?

– Да, это особая экономическая зона, резиденты которой имеют право на особый налоговый режим и преференции по социальным отчислениям. Это даст резидентам возможность меньше задумываться о насущных вопросах и больше заниматься творчеством.

– Насколько это востребовано среди креаторов?

– В Ассоциации уже около 80 компаний, и это говорит о том, что наша деятельность востребована. Это первый раз, когда компании, связанные с креативом, так быстро объединились. Все понимали: чтобы выйти на новый уровень, нужно держаться вместе. Что касается налоговых послаблений и прочих преференций, то это тоже позволит креативным командам двигаться вперед. Кроме того, Ассоциация будет увеличивать количество образовательных проектов для того, чтобы сфера развивалась и отвечала запросам времени.

– Какие направления КИ вам видятся приоритетными для Кыргызстана?

– У нас потрясающая природа. Кыргызстан может похвастаться всеми четырьмя сезонами во всей красе. Неудивительно, что туризм в последние годы активно развивается. Это влияет и на другие сферы. Например, гостевые дома для туристов часто оформлены с использованием традиционных элементов и мотивов. Те же ремесленники делают очень красивые ковры-шырдаки и многое другое. Появились очень уютные креативные хабы для цифровых кочевников. В век технологий и интернета это очень актуально, когда неважно в какой ты стране находишься, ты можешь работать удаленно. Еще одно важное направление – кино. Наши кыргызские фильмы постепенно выходят на международный уровень. Последние пару лет наши фильмы прокатываются в Казахстане, Узбекистане и даже в России. И конечно, очень активно растет IT-сектор. Большую роль в этом играет «Парк высоких технологий».

– Вы сказали о традиционных элементах. Получается, национальный культурный код важен для креативных индустрий. Что вы вкладываете в это понятие?

– Национальный код – это наши традиции, взгляды, то, что мы умеем объединяться вокруг какой-то идеи. Например, в основе крупной компании, занимающейся производством кисломолочных изделий, лежат наши национальные напитки, которые изначально человек делал у себя дома и продавал. Выяснилось, что то, что издревле готовили наши предки, является еще и очень полезным. Я уже говорила, что кыргызстанцам важно чувствовать свою принадлежность к нации, но это оказалось востребовано и на зарубежных рынках. Например, только что в России прошла премьера фильма «Приговор», это совместный проект Кыргызстана с Казахстаном.

– Вы также являетесь коммерческим директором первого онлайн-кинотеатра «Этномедиа», который называют кыргызским «Нетфликсом».

– Да, нас так называют, потому что мы самая крупная стриминговая платформа, где собраны 95% процентов всех фильмов, сериалов, документального кино, мультфильмов, которые были произведены в Кыргызстане. Само собой, 90% контента представлено на кыгрызском языке. Нам всего три года, но на сегодняшний день мы зашли, например, в ТВ-приложение наших сотовых операторов, которые работают с сервисами START и «Кинопоиск». В планах – выход на другие рынки.

– А есть ли в планах создание собственного контента?

– Да, у нас есть такие намерения. Это будет «Этномедиа Originals». Работать платформа будет точно так же, как другие стриминги с оригинальным контентом.

– Какие жанры сегодня пользуются особой популярностью?

– Два года назад популярностью в основном пользовались комедии, потому что у нас выросла целая плеяда продюсеров и режиссеров – выходцев из кыргызского КВН. Можно сказать, это задало планку другим кинопроизводителям. В 2023 году было сняты криминальные драмы на основе реальных событий, несколько романтических комедий, начали появляться и другие жанры. Кроме того, у нас начали активно осваивать съемку сериалов, что очень востребовано. Но киноиндустрия не перестает развиваться. И если три года назад у нас выходило всего 20 полнометражных фильмов в год, то сегодня показатель вырос до 47 фильмов. И это только то, что вышло в прокат. Прибавьте к этому еще 10 сериалов.

– Как вы работаете с национальными авторами и правообладателями?

– Само собой, мы заключаем со всеми авторами лицензионные договоры, которые нам готовит юридическая компания, специализирующаяся на авторском праве. «Этномедиа» в принципе воспитала культуру легального смотрения кино онлайн. Изначально никто не верил в то, что зрители готовы платить за онлайн-просмотры, но сейчас ситуация изменилась и у нас уже более 700 000 пользователей.

И если раньше мы «бегали» за кинопроизводителями, продюсерами, то сегодня, составляя финансовый план, они учитывают выручку, которую планируют получить от показов на «Этномедиа».

– Кыргызстан стал одной из первых стран, которая начала активно внедрять и развивать цифровые инструменты по управлению ИС. Так, у вас работает блокчейн-депозитарий IPChain, есть депонирование от n’Ris. Считаете ли вы, что нужно и дальше развивать цифровые сервисы для защиты ИС?

– На мой взгляд, это очень важно, потому что за этим будущее. Это требование современного мира. Мы очень часто сталкиваемся с пиратством, и если раньше мы сжигали видеокассеты, то сегодня охотимся за пиратами в соцсетях, и это довольно сложно. И если в YouTube и Одноклассниках мы можем контролировать, то с Telegram и TikTok дело обстоит значительно хуже. Если бы блокировка осуществлялась автоматически, было проще. Киноиндустрия сильно нуждается в защите авторских прав.

– Как вы отслеживаете пиратский контент?

– Вручную. Радует, что наши пользователи сами очень часто присылают нам ссылки на пиратский контент. Мы не устаем повторять: пожалуйста, цените чужой труд. Если вы хотите, чтобы киноиндустрия развивалась и снимались хорошие фильмы, пожалуйста, поддержите нас. И люди нас слышат.

– Получается, что у вашей аудитории очень высокий уровень самосознания.

– Прокатчики говорят, что если на экран выходит условный «Оппенгеймер» или «Аватар», а параллельно идет премьера национальной картины, то люди выберут в первую очередь кыргызский фильм.

– Чем вы объясняете такой интерес к национальному кинематографу?

– Наверное, это особенность кыргызского кинематографа, у нас очень жизненные истории. И это не только мое мнение. Я часто это слышу от казахстанских коллег. Плюс, как я уже говорила, у публики возникла потребность в национальном контенте. Важную роль играет и язык. Нам нужно вывести его на новый уровень. С недавних пор мы сами занимаемся дубляжом на кыргызский язык – это наш вклад в развитие национального языка. Если говорить в целом об индустрии, то не так давно у нас вышел первый сериал полностью на кыргызском языке. Он называется «Чоочун киши» («Незнакомец»). Это адаптация романа Зууры Сооронбаевой – бестселлера 90-х.

– Ежемесячный показатель смотрения вашей платформы – 10 млн человек. Где вас смотрят помимо Кыргызстана?

– По всему миру. Это наши соотечественники, которые находятся в трудовой эмиграции или переехали в другие страны. Если брать в процентном соотношении, после Кыргызстана у нас стоит Россия, потому что 35% наших зрителей находятся там. На третьем месте США, и затем уже европейские страны.

– В вашей коллекции есть уникальные киноленты – самые ранние датируются 1927 годом. Кто занимался оцифровкой данных произведений?

– Государственное учреждение «Кыргызфильм» при Департаменте Кинематографии. У «Этномедиа» с ними договор. Они передали нам все коллекцию «кыргызского чуда». У нас очень небольшое киносообщество, все в этой сфере друг друга знают и поддерживают. Наш основатель и гендиректор Суйун Откеев также является режиссером и продюсером в этой сфере уже на протяжении 15 лет.

– Как получилось, что изначально из всех сфер креативных индустрий вы выбрали кино?

– Я пришла в индустрию 5 лет назад. До этого не могу сказать, что сильно интересовалась кино. Но как вы понимаете, с тех пор все сильно изменилось, теперь я отсматриваю все премьеры. В компанию меня пригласил Суйун Откеев. Сказал, что им нужен хороший администратор. Когда я пришла, то сразу попала в кинопроект исполнительным продюсером. Я увидела процесс изнутри, поняла, какой это колоссальный труд, и что это именно та индустрия, частью которой я хочу быть. Я успела поработать в качестве исполнительного продюсера на трех крупных проектах. Но больше занимаюсь юридическими и коммерческими вопросами.

– Когда вам предложили возглавить Ассоциацию креативных индустрий, не было жалко расставаться с любимым делом, ведь вы не могли не понимать, что новая должность будет требовать много сил и времени?

– Когда мой коллега из киноиндустрии ушел в наблюдательный совет Парка креативных индустрий, я приняла решение, что мне нужно занять его место, так как я всем сердцем и душой болею за сферу, в частности, и за креативную экономику – в целом. Но в итоге ситуация повернулась иначе. Наша компания одна из активных членов Ассоциации, а потому когда за меня проголосовали как за председателя, я решила не отказываться. Хотя понимаю, что это огромная ответственность, учитывая запуск Парка креативных индустрий и ряд других инициатив.

– Какие еще цели вы перед собою ставите?

– Мне бы очень хотелось, чтобы в Кыргызстане появились школы креативных профессий, чтобы в университетах начали обучать креативным специальностям. Я искренне верю, что креативная экономика – это будущее Кыргызстана.

 

Беседовала Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
04 октября 2024

РЦИС в Индонезии: как «цифра» запускает оборот интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
04 октября 2024

Всероссийская платформа Artists и Федерация креативных индустрий стали партнерами