Тенденции развития высшей школы в России и странах СНГ весьма схожи: цифровизация процессов, внедрение инновационных технологий, поддержка публикационной активности, практика двойных дипломов, привлечение бизнеса в учебную повестку. Однако есть и специфические моменты. В частности, университеты Кыргызстана ориентированы на регистрацию и защиту интеллектуальной собственности. Про заинтересованный разговор о приоритетах лидеров кыргызского образования, который состоялся на площадке международной конференции ЭРА IP Quorum, рассказывает сегодня "Российская газета".
- Что на сегодняшний день представляет собой ваш вуз? Какие направления, факультеты, научные школы вы выделяете как наиболее перспективные?
Кудайберди Кожобеков, ректор Ошского государственного университета (ОшГУ), доктор физико-математических наук, профессор:
- Ошский государственный университет сегодня считается самым крупным вузом Центральной Азии. До обретения независимости это был педагогический институт, который открылся еще в 1939 г.; в этом году мы отмечаем 85-летие. После 1991 г. вуз стал классическим университетом, на сегодняшний день мы готовим студентов по всем специальностям и направлениям. Вуз имеет хорошую репутацию внутри страны, во всех независимых рейтингах мы на первом месте. В прошлом году в Евразийском рейтинге вуз вошел в топ-3 университетов региона.
По педагогическим направлениям у нас, конечно, огромный опыт. Также серьезно представлена медицина. Мы готовим медицинские кадры среднего уровня (при университете работает колледж), и еще на двух факультетах учатся будущие врачи из СНГ и ближнего зарубежья. Есть экономика, юриспруденция, ИТ-направления на базе физико-математического факультета. Отдельно работает филологический факультет.
Можем гордиться тем, что готовим качественные кадры для всего региона.
Нургуль Атабекова, проректор по науке и инновациям Международного университета Кыргызской Республики, кандидат юридических наук, кандидат филологических наук:
- Международный университет Кыргызской Республики - одно из структурных подразделений Академического консорциума "Международный университет Кыргызстана". Это относительно молодой, но динамично развивающийся вуз, созданный в 1993 году. Консорциум объединяет несколько юридических лиц, в целом в нем около 2 тыс. преподавателей и 14 тыс. студентов. В нашем западном кампусе образовательный процесс охватывает девять направлений. В структуре вуза есть Политехнический колледж, который осуществляет подготовку специалистов среднего звена в сфере ИТ, а также Инновационный колледж, осуществляющий подготовку специалистов среднего звена по филологии, юриспруденции, экономике. Часть из них выходит на рынок труда, часть продолжает обучаться в вузе.
Осуществляется также подготовка научных и научно-педагогических кадров в институте аспирантуры, докторантуры и базовой докторантуры PhD.
- Как была организована приемная кампания 2023 г.? Каковы ее итоги? Какие специальности, направления подготовки наиболее востребованы?
К.К.: Ежегодно во время приемной кампании по всей стране проводится Общереспубликанское тестирование (ОРТ, аналог Единого госэкзамена в России. - Примеч. ред.), по результатам которого абитуриенты подают документы на разные специальности онлайн. У нас на первом месте медицинские специальности. Затем - экономические, юридические, ИТ-направление. Начиная с прошлого года повысился конкурс на педагогические направления. Если нижний пороговый балл для всех остальных специальностей составляет 105, то для педагогических Кабинет министров Кыргызской Республики установил на 10 баллов больше. Учителям школ уделяется все больше внимания. Правда, раньше учиться на педагога приходили выпускники с довольно низкими баллами, успешные были ориентированы на иные, более престижные, на их взгляд, профессии. Однако в прошлом году мы заметили, что на педагогическую специальность обратили внимание абитуриенты с более высокими баллами.
Н.А.: Приемная кампания проходила в три этапа, на уровне республики был объявлен дополнительный, но мы уже на третьем этапе набрали необходимое количество абитуриентов. Наиболее востребованной оказалась "Программная инженерия", "Управление бизнесом". Еще одно популярное направление - "Филология" и "Психология". Коучи, психологи в образовательной сфере сейчас весьма востребованы. У нас есть определенные проблемы в школах и вузах; чтобы их решать, требуются такие специалисты. Бюджетных мест у нас нет, тем не менее интерес абитуриентов к вузу большой.
- Какие из современных технологий (искусственный интеллект (ИИ), виртуальная и дополненная реальность, большие данные, робототехника и т.п.) включаются в образовательные программы - как в качестве учебных средств, так и в роли предмета для изучения?
К.К.: На факультете, который готовит ИТ-специалистов, в этом году мы открыли Институт нанотехнологий и искусственного интеллекта. Планируем запустить бакалавриат по робототехнике. Недавно договорились с одной китайской компанией о том, что установим большую учебную лабораторию по робототехнике, и с сентября начинаем готовить специалистов-бакалавров.
Н.А.: Как креативное высшее образовательное учреждение КР наш вуз осуществляет подготовку конкурентоспособных специалистов разных направлений, в т.ч. ИТ-специалистов.
В настоящее время для успешной организации образовательного процесса разработаны и функционируют две платформы на Moodle, AVN. Осуществляется попытка внедрить искусственный интеллект для консультации студентов через телеграмм-канал, и соцсети.
В последнее время усилено внимание на подготовку студентами стартапов. В частности, на кафедре международного бизнеса функционирует Бизнес-инкубатор, студенты вместо выпускной квалификационной работы разрабатывают стартапы. В этом году к данному проекту подключилась и кафедра психологии. У нас поощряется практика, когда выпускные квалификационные работы являются не просто текстовыми материалами, а стартап-проектами. Тем более что сейчас любой текст может написать ChatGPT. Чтобы этого не происходило, университет внедрил систему "Антиплагиат", она сейчас выявляет и использование ИИ. Конечно, в наших нормативных актах на это пока запрета нет, как нет и поощрения: все отдается на рассмотрение экспертов.
- Расскажите о публикационной активности ученых вашего вуза. На какие базы данных, журналы сегодня делается ставка? Сколько научных журналов издает сам вуз? Какие меры поддержки получают исследователи?
К.К.: Пяти университетам в нашей республике указом Президента присвоен особый статус, Ошский госуниверситет также включен в этот список. Этот статус подразумевает полную автономию при принятии решений как в академической части, так и в управленческой, финансовой и т.д. Взамен государство требует, чтобы мы в ближайшие три-четыре года вошли в Мировой рейтинг университетов QS. Поэтому мы особое внимание уделяем публикациям в журналах, которые входят в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), Scopus, Web of Science (WoS). В зависимости от того, насколько тот или иной исследователь влияет на показатели в рейтинге, устанавливаем дифференцированный уровень зарплаты.
Сам университет выпускает около десяти журналов. Раньше это был один "Вестник ОшГУ", но затем мы разделили его по направлениям: гуманитарным, естественным, техническим, аграрным. В этих журналах публикуются ученые со всей республики.
Н.А.: В основном мы ориентируемся на требования Национальной аттестационной комиссии при Президенте Кыргызской Республики. В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней и ученых званий исследователи должны публиковать статьи в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных: РИНЦ, Scopus и WoS. В прошлом году появилось требование о том, чтобы размещать публикации в изданиях, которые входят в ядро РИНЦ, что приравнивается к статьям в журналах Scopus. Кроме того, есть перечень научных изданий, рекомендованных Национальной аттестационной комиссией.
Наши преподаватели за последние три года увеличили публикационную активность в 2,5 раза. Это связано с тем, что мы разработали положение о фонде финансирования в сфере науки и в соответствии с ним поощряем тех, кто публикует статьи в изданиях Scopus и WoS. Кроме того, создано положение о рейтинге структурных подразделений и ученых университета. Кто часто публикуется, участвует в научных конференциях, разрабатывает проекты, тот выходит на лидирующие позиции, что поощряется путем выдачи денежного вознаграждения и дипломов I, II, III, степени. Те, кто повышает индекс Хирша (наукометрический показатель, связанный с числом цитирований. - Прим. ред.), тоже получает дополнительное количество баллов. Это тоже стимулировало публикационную активность наших сотрудников.
Выходит "Вестник Международного университета Кыргызской Республики", журнал входит в перечень изданий, рекомендованных Национальной аттестационной комиссией, и в базу данных РИНЦ с ненулевым импакт-фактором. Журнал мультидисциплинарный, издается ежеквартально.
Безусловно, люди, которые работают в вузе, не просто преподают, но занимаются учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работой. Это тоже поощряется. Если педагог занимается подготовкой научно-методических пособий, вуз оплачивает 25% стоимости издания книги. А если выпускается учебник с грифом Министерства образования и науки Кыргызской Республики (в прошлом году вышел такой учебник по бухучету), то компенсация составляет 100%.
- Сегодня нередко учебные программы не успевают за развитием отраслевых технологий. Как решается эта проблема в вашем университете? Как бизнес участвует в подготовке специалистов?
К.К.: Еще одно требование, предъявляемое нашим особым статусом: мы должны стать университетом четвертого поколения. Это подразумевает, что должна быть обеспечена связь образования, науки и производства. Один из важных показателей - то, как университет влияет на социально-экономическое положение региона. Поэтому и научные направления, и бизнес-проекты мы координируем с государственными органами региона и ориентируем все научные темы на решение проблем юга республики. Например, в 2017 г. произошло стихийное бедствие - серьезный оползень. Один из научных проектов был нацелен на восстановление региона и предотвращение подобных событий. Во всех программах и мероприятиях вуза активное участие принимает бизнес, заинтересованные работодатели. Кафедры формулируют темы выпускных бакалаврских работ или магистерских диссертаций, исходя из проблем, имеющихся у реального бизнеса, соответственно руководят студентами тоже практики.
По особому статусу функцию разработки государственных образовательных стандартов и программ делегировали вузу. Если мы утверждаем стандарт, то он становится документом республиканского уровня. Поэтому мы включили пункт о том, чтобы в составе учебно-методических объединений был определенный процент представителей работодателей.
В условиях рыночной экономики довольно сложно определиться с тем, какие специальности потребуются даже в ближайшей перспективе. Пока мы четыре года обучаем студентов каким-то компетенциям, те успевают устареть. Поэтому стараемся делать так, чтобы выпускники могли адаптироваться к условиям рынка. Если раньше тот же бухгалтер мог получить четыре основных навыка и спокойно работать 40 лет, то теперь ему надо учиться каждый день. Стараемся обучать студентов креативному мышлению, предпринимательству, поиску информации и т.д., чтобы они могли ориентироваться в любой профессиональной ситуации.
Н.А.: Это очень актуальная проблема. Как мы ее решаем? Во-первых, ежегодно проводится круглый стол с участием работодателей. На основе их предложений мы включаем те или иные дисциплины в учебные планы. Приведу пример. В сфере психологии и филологии по рекомендации работодателей в учебный план был включен курс "Инклюзивное образование". Не секрет, что эта тема развивается с большими трудностями, потому что инфраструктура не вполне готова, учебно-методические пособия практически отсутствуют. И чтобы решить проблему, мы осуществляем повышение квалификации преподавателей, проводим тренинги.
Во-вторых, заключаем соглашения с различными организациями, в которых проходят практику наши студенты. Это тоже дает большие плюсы: работодатели таких ребят замечают и нередко они остаются работать. В итоге трудоустроенными оказываются 60-70% выпускников.
В-третьих, проводится опрос родителей, студентов, работодателей, по итогам которого также пересматриваются учебные планы, учебные программы с учетом современных вызовов и рисков.
- Как в вашем университете организована работа с интеллектуальной собственностью? Есть ли успешные кейсы, связанные с регистрацией прав интеллектуальной собственности?
К.К.: В республике есть специальный орган - Кыргызпатент. Из практики нашего университета преподаватели подают заявки в Кыргызпатент для получения свидетельства на изобретения или регистрацию объектов авторского права. Мы даже имеем свидетельство на товарный знак ОшГУ. При формировании рейтинга преподавателей учитывается то, сколько патентов они зарегистрировали. Есть внутриуниверситетские разработки, которые автоматизируют все задачи вуза, на каждую такую программу есть патент.
Недавно мы подписали соглашение с IPChain. Связано это прежде всего с тем, что при университете был создан стартап-центр. В режиме 24/7 там работают студенты и генерируют различные бизнес-идеи. "Сколково", как мне представляется, тоже такой крупный стартап-центр. Нам было интересно обнаружить, что подходы и идеи у нас совпадают, и надеемся продвигать собственные разработки на международный уровень. Убежден, что любая бизнес-идея должна дойти до регистрации и реализации.
Н.А.: Мы тесно сотрудничаем с Кыргызпатентом, сотрудники которого проводят у нас различные тренинги и семинары. В прошлом году мы получили два авторских свидетельства на различные мероприятия. В частности, это "Интеллектуальный микс" - проект научно-образовательной и профориентационной работы среди школьников для привлечения их к занятию научной деятельностью. В первый год был достаточно широкий охват: около 600 учащихся г. Бишкек и Чуйской области. Патентная деятельность в целом поощряется.
Цифровые технологии в стране сейчас очень актуальны: мы не должны отставать от мировых трендов. Приехали на форум - для того, чтобы развивать связи с другими вузами. Международный университет является одним из первых вузов-партнеров Ассоциации IPChain. Наша цель - создать и развивать реестр интеллектуальной собственности на базе нашего вуза, для того чтобы учебные и научные труды использовались не только внутри университета, но и в широкой аудитории.
- Какую роль играет научная библиотека в деятельности научных, студенческих сообществ, какими источниками комплектуются фонды, что в приоритете: бумажный формат или цифровой?
К.К.: Сегодня очень популярным стал доступ к электронным ресурсам, в том числе внешним. Мы своими силами разработали цифровую платформу, и у всех студентов есть возможность доступа к ресурсам через мобильные приложения. Есть и печатные книги, но редкие и ценные издания мы обязательно оцифровываем. Одним удобно читать в печатном виде, другим - в электронном, стараемся удовлетворить любые потребности.
Н.А.: Научная библиотека в нашем вузе - структурное подразделение, которое помогает развивать науку. Ежегодно для первокурсников библиотека проводит экскурсии по книжному фонду, знакомит их с электронной базой. Она пополняется трудами ученых университета и подключена к Национальной библиотеке Кыргызской Республики. Научная библиотека пополняется как печатными экземплярами, так и электронными ресурсами.
- Как выстраивается международное взаимодействие вуза? Какие страны, направления, виды партнерств в приоритете?
К.К.: Мы имеем договоры со многими странами. В России сотрудничаем не менее чем с 30 университетами. В прошлом году подписали соглашение с МГУ имени М.В. Ломоносова, при нашем университете был открыт Центр Ломоносова, начинаем готовить студентов по программам двойного диплома. Два года ребята обучаются у нас, два года - в Москве. С Уральским медицинским университетом у нас действуют программы по лечебному делу и стоматологии. Академическая мобильность на семестр или на год - уже обычное дело. С Россией удается эффективно работать, потому что нет языкового барьера. Многие выпускники школ, которые приходят на первый курс, знают русский язык, и претендентов на обучение в российских вузах много. При этом абитуриенты из сельской местности приезжают к нам в Ош, адаптируются к городской жизни, за два года подтягивают русский язык и уже могут на третьем курсе претендовать на двойной диплом. И только в нашем университете есть такие программы!
Н.А.: Наш вуз - один из первых в Кыргызстане стал внедрять программы двойных дипломов, сэндвич-программы, что успешно реализуется и в настоящее время. Такие программы предусмотрены с рядом европейских стран, налаживаются связи с Китаем, Южной Кореей. Среди стран СНГ наиболее эффективные связи установлены с Россией и Казахстаном. Широко практикуется академическая мобильность студентов, академический туризм, стажировка преподавателей, совместная организация научных мероприятий, выполнение научных проектов. В целом, мы открыты к сотрудничеству со всеми государствами. Если сотрудничество взаимовыгодное, мы готовы к нему!