IPQ.365
07 October 2025
7 минут
Поделиться
IPQ.365

Премия «Диапазон» — главное событие для музыкальных журналистов, критиков и музыковедов

Премия «Диапазон» — главное событие для музыкальных журналистов, критиков и музыковедов

Фото пресс-службы Российского музыкального союза

Музыкальная критика формирует культурный ландшафт, запускает общественную дискуссию об искусстве и отвечает на вопрос, что эта музыка говорит о нас и нашем времени. Рецензии, аналитические статьи и обзоры — это живой архив эпохи. Через какое-то время по ним будут изучать, какой была музыкальная сцена, скажем, 2020-х годов, какие тренды и споры ее определяли. И, в конце концов, качественная критика, опирающаяся на знания, опыт и аргументы, поддерживает профессиональную планку в журналистике.

В этом году Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов и Российский музыкальный союз при поддержке Союза композиторов России и Министерства культуры Российской Федерации учредили премию «Диапазон». Награда присуждается авторам, пишущим и рассказывающим о музыке в различных форматах — от печатных изданий до современных медиа-платформ.

6 октября в Москве в Российском национальном музее музыки состоялась пресс-конференция, посвященная новому смотру. Нужны ли сегодня музыкальные критики — этот тезис стал лейтмотивом встречи. Участники рассказали об итогах конкурса, о том, что будет происходить на торжественной церемонии награждения премии «Диапазон», которая состоится 8 октября, а также обсудили перспективы музыкальной журналистики. Пресс-конференция превратилась в уютную дискуссию о мире музыки и о тех, кто является его рупором. Модератором встречи выступил генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ, председатель жюри премии Михаил Брызгалов.

Он сообщил, что на конкурс принимались работы, опубликованные в 2024 году. Экспертный совет проекта сформировал короткий список премии, куда вошли 43 публикации — статьи, рецензии, интервью, монографии, а также передачи радиостанций «Орфей», «Радио Культура» и телеканала «Россия Культура» в восьми номинациях: «Интересно о премьере», «Интересно о фестивале», «Интересно об артисте», «Интересно об исполнительском коллективе», «Интересно о современной (актуальной) музыке», «Интересно о юбилее», «Интересно об истории», «Интересно о звукозаписи». Познакомиться с авторами их статьями можно на сайте премии «Диапазон».

«Кому нужны музыковеды, вообще нужны ли они сегодня? Раньше этот жанр был очень востребован, после любого концерта писались рецензии, из которых мы узнавали имена людей, узнавали концертные программы, однако в какой-то момент все это куда-то растворилось. И то, чем сейчас занимается Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов, появление первой премии в этой области, говорит о том, что все-таки это нужно, востребовано, многим важно понимать, что происходит на сцене», — сказал Михаил Брызгалов.

Генеральный директор Российского музыкального союза, композитор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Клевицкий объявил, что победители получат денежные призы, кроме того, учреждены специальные призы от партнеров премии: «Как музыкант могу сказать, что сегодня настоящую критику достаточно редко встретишь, то есть именно те статьи, которые помогли бы музыканту осознать, на каком уровне он находится. Конечно, это должна быть качественная критика — не злая, доброжелательная, — но очень объективная. Вот это сегодня очень редко можно встретить, к сожалению, и я надеюсь, что премия «Диапазон» изменит эту ситуацию. Когда мы посмотрели представленные работы, то приняли решение наградить победителя в каждой номинации не только дипломами и памятными подарками, как изначально было указано в Положении, но и денежными премиями в размере 100 000 рублей».

«Из всех заявок мы выбрали 43 материала, и в нескольких номинациях фамилии авторов повторяются, поскольку некоторые журналисты, в этот раз Положением это не было запрещено, подавали заявки в разные номинации, даже есть те, кто заявился практически во все. Это объясняется тем, что есть журналисты, которые действительно живут своей профессией, они активно откликаются на все события и работают в абсолютно разных жанрах — и интервью, и рецензии, и релизы. То есть это люди, которые погружены в современный музыкальный процесс, в его оценку, его отслеживание, и действительно некоторые авторы очень сильные. Это не зависит от возраста или регалий. Например, в разных номинациях фигурирует Анна Коломоец. Она пока еще студентка Московской консерватории, но действительно очень активно и хорошо работает», — подчеркнула доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» и член жюри премии Евгения Кривицкая.

Генеральный директор Союза композиторов России, первый заместитель генерального директора АО «Фирма Мелодия» Карина Абрамян пояснила, что главный посыл премии «Диапазон» —призвать музыкальных журналистов не уходить из профессии, сказать им, что они важны. «Работайте дальше, пишите дальше, и на ваших работах мы будем учить молодое поколение, тогда у нас будет какая-то преемственность. Вот ради чего мы эту историю затевали. После семи лет работы в Союзе композиторов России могу сказать, что я лично музыковедов очень ценю и люблю. Вообще у нас очень сильная музыковедческая школа, про которую мы немножко забываем: кто эти люди, которые могут написать по 40 000 знаков про одно произведение. Наш спецприз премии «Диапазон» заключается в приглашении трех резидентов-музыковедов по аналогии с проектом «Композиторские резиденции», который мы успешно реализуем уже второй год. Смысл в том, что специалист приезжает на определенный срок в учреждение культуры, полностью погружается в творческую атмосферу, собирает материал и работает над своей публикацией. Таким образом организации получают музыковеда, с которым плотно работают, а финансовую нагрузку берет на себя Союз композиторов», — рассказала она.

На что Михаил Брызгалов сразу же ответил, что уже готов принять такого резидента, потому что сейчас Музей музыки продвигает идею создания саунд-дизайна к выставкам, и очень важно правильно, грамотно и просто рассказать о музыкальной культуре: «У меня есть предложение в следующий раз включить номинацию про музыкальные выставки. Это ведь тоже очень интересно — насколько это отражает время, насколько это попало в десятку. Это очень важно, потому что нам тоже не хватает профессионального взгляда на то, что мы, музеи, делаем, потому что это тоже о музыке».

Музыкальный и театральный журналист, обозреватель «Радио России», лауреат Премии города Москвы в области журналистики и член жюри Ольга Русанова в ходе пресс-конференции провела настоящий мастер-класс, разобрав основные ошибки в материалах, присланных на конкурс: «Для нас самое главное, чтобы было написано интересно, поэтому и номинации так называются. Сегодня важно попадать в широкую аудиторию. К сожалению, очень много работ, где вообще нет позиции автора, только фактическое изложение события. Для меня лично это замечательный опыт работы в жюри, это прекрасный материал для будущих мастер-классов в рамках ежегодного семинара-практикума Союза композиторов России «Журналистские читки» для молодых журналистов, музыковедов, искусствоведов и профессионалов, пишущих о событиях в академической музыке. Я все внимательно зафиксировала. Для меня было интересно даже то, что совсем было неинтересно, но это материал, на котором можно учиться и учиться».

Генеральный директор — художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра, лауреат Премии Правительства РФ, академик Российской Академии Радио, заслуженный работник культуры РФ и член жюри Ирина Герасимова указала на то, что слово «интересно» для журналистов ключевое, а слово «диапазон» отражает охват премии: «Когда текст пишется для радио — это одна история, когда это статья, то другая история, потому что ее можно прочесть, вернуться к чему-то сложному, тому, что ты не понял, и, конечно, особая история — это телевизионная картинка, которая тоже диктует свои законы. Я хочу поблагодарить всех участников и пожелать им успехов».

Гостем встречи стал дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств РФ Александр Соловьёв. Он тоже взял слово: «Есть такое избитое выражение: если твой концерт прошел и на него не было рецензии, считай, что этого концерта не было. Но это действительно так. И мы благодарны нашим уважаемым журналистам, рецензентам, которые очень внимательно оценивают и не просто оценивают, а дают свои впечатления на те выступления, которые мы предлагаем».

Подарком для собравшихся стало восхитительное выступление солиста группы кларнетов Российского национального молодежного симфонического оркестра Артёма Ваняна и пианистки Веры Галактионовой. В Музее музыке даже на пресс-конференции звучит музыка!

Музыкальная критика в журналистике — это мост между искусством и публикой, мотор культурной дискуссии и инструмент для осмысления того, что мы слушаем. Она превращает потребление музыки из развлечения в осознанный диалог с культурой. В мире, где музыки становится все больше, роль хорошего критика-проводника только возрастает.

Церемония награждения лауреатов Всероссийской премии Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов «Диапазон» состоится 8 октября в московском театре «Школа драматического искусства».

В рамках церемонии, конечно, тоже будет звучать музыка. В концерте примут участие ансамбль im SPIEGEL (дирижер — Фёдор Безносиков), Энджел Вонг (фортепиано), Даниил Коган (скрипка) и его творческое объединение «Притяжение», Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель и дирижер — Александр Соловьёв).

Мероприятие пройдет по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, д. 19, зал «Манеж». Начало в 19:00. Вход свободный, по регистрации.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»

IPQ.365
05 December 2025

Поэт-песенник Константин Арсенев: творчество – это же всегда передача энергии

IPQ.365
04 December 2025

В фойе «Покровка.Театр» состоялось открытие фрески Сергея Арцибашева

IPQ.365
04 December 2025

Объявлены 12 победителей V Юбилейной Российской национальной премии в сфере креативных индустрий

IPQ.365
02 December 2025

Звукорежессура: в "Нелектории" обсуждали профессию будущего

IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов

IPQ.365
21 November 2025

На юбилейном форуме «Российская креативная неделя – Сибирь» обсудили принципы ценностно ориентированной экономики

IPQ.365
18 November 2025

На участие в шестом сезоне «Школьной классики» подано рекордное количество заявок

IPQ.365
17 November 2025

Русская драма в театре «Шалом»: Олег Липовецкий выпускает премьеру по пьесе Максима Горьког

IPQ.365
17 November 2025

В Москве состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвящённой основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен 

IPQ.365
17 November 2025

Интеллектуальная собственность объединит традиции с инновациями в Красноярске

IPQ.365
13 November 2025

РЦИС укрепляет партнерство с Красноярским краем

IPQ.365
11 November 2025

13 лет толерантности: от авангарда Мельникова до современных технологий