Поправки в ГК РФ приняты Госдумой в третьем чтении
Госдума установила максимальный размер компенсации за нарушение интеллектуальных прав. Он увеличится с 5 до 10 миллионов рублей. При этом для сферы промышленной собственности повышен был и нижний порог компенсации — с 10 до 50 тысяч рублей. Одновременно Госдума определила общий порядок расчета «гибкой» компенсации, которая будет составлять сумму, кратную стоимости контрафакта или использования интеллектуального права на момент нарушения.
Новая методология расчета «гибкой» компенсации, приведенная в статье 1252.1, не менее важна, чем повышение максимального размера компенсации «твердой», отметил композитор, продюсер, вице-президент Авторского совета Российского авторского общества (РАО) Владимир Матецкий. Он напомнил, что сегодня правообладатели чаще всего прибегают именно к механизму компенсации, так при возмещении убытков необходимо приложить огромные усилия для сбора доказательств. «Сегодня суды чаще всего присуждают выплату вблизи нижнего порога — несколько десятков тысяч рублей. Между тем объективный ущерб от деятельности пиратов может исчисляться десятками миллионов. Новый закон позволяет взыскивать как „твердую“ компенсацию от 10 тысяч до 10 миллионов, так и „гибкую“, кратную стоимости контрафактной продукции или использования интеллектуального права на момент правонарушения», — отметил он.
Официальный представитель РАО по правовым вопросам Наталья Полианчик отметила, что закона ждали давно: «В юридических кругах уже несколько лет обсуждается необходимость актуализации размера компенсации, взыскиваемого за нарушение исключительного права, поскольку действующие размеры компенсации утверждены при вступлении в силу части IV Гражданского кодекса РФ более 17 лет назад».
Она также подчеркнула, что к важнейшим новеллам относится возможность расчета «гибкой» компенсации в соответствии с новой статьей 1252.1. Юрист особо обратила внимание на то, что в случае неверного выбора правообладателем способа расчета компенсации законодатель дает возможность суду взыскать компенсацию в твердом размере.
Наталья Полианчик отметила, что законом предусмотрены обстоятельства, однозначно сокращающие размер компенсации: «К таковым отнесено добросовестное заблуждение, когда нарушитель не знал и не должен был знать, что совершает нарушение. Кроме того, нарушением вообще не будет считаться способ использования, объективно необходимый для другого способа использования, если он сам по себе он не имеет экономического значения».
Наконец, за обход технических средств защиты теперь можно будет взыскать компенсацию только в твердой форме. Ранее такие действия рассматривались по аналогии с нарушением исключительного права и компенсация могла быть рассчитана, например, как двойная стоимость права. «Аналогично за удаление или изменение информации об авторском праве теперь предусматривается компенсация в размере от одной тысячи до ста тысяч рублей», — добавила Наталья Полианчик.