IPQ.365
24 июня 2025
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

Онлайн — это тоже эфир

Онлайн — это тоже эфир

Фото предоставлено пресс-службой РАО

Российские правообладатели должны получать вознаграждение за использование своих произведений в теле- и радиоэфире, в том числе в тех случаях, когда трансляция осуществляется в цифровом формате, а также за иные виды цифрового вещания. Такой способ использования произведений полностью укладывается в определение сообщения в эфир, изложенное в подпункте 7 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, и на него распространяется государственная аккредитация Российского Авторского Общества (РАО). Об этом РАО сообщило в своем Меморандуме, опубликованном на сайте Общества.

Авторы Меморандума обращают внимание на трансформацию медиарынка, а именно растущую роль интернет-технологий в трансляции контента. Потоковое вещание в сети стало нормой для СМИ, платформ, сервисов. При этом согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ такой способ использования произведений подпадает под определение «сообщения в эфир», то есть такого сообщения произведения, при котором оно становится доступно неограниченному кругу лиц, независимо от фактического восприятия ими. РАО уполномочено государством собирать авторское вознаграждение за такой вид использование произведений, то есть его нельзя осуществлять без соответствующего договора с Обществом.

По словам президента Авторского совета РАО, саксофониста, композитора, народного артиста РФ Игоря Бутмана, внести ясность во взаимоотношения правообладателей с интернет-вещателями было пора уже давно: «Интернет сегодня — неотъемлемая часть нашей жизни, а значит, все в ней должно быть регламентировано. Пока трансляции, стриминги считались разновидностью хобби, личным самовыражением, еще можно было допускать к ним снисходительное отношение как к некой “серой зоне авторского права”, но сегодня это серьезный прибыльный бизнес».

Он сравнил стримеров с блогерами, чья деятельность тоже раньше рассматривалась как хобби, а сегодня классифицируется как бизнес со всеми вытекающими обязанностями. «Почему люди, зарабатывающие на контенте, не должны делать отчисления в пользу тех, кто этот контент создает?» — задался риторическим вопросом Игорь Бутман.

Вице-президент Авторского совета РАО, композитор, продюсер, телеведущий Владимир Матецкий отметил, что Меморандум позволяет сбалансировать интересы создателей и дистрибьюторов контента: «Сегодня те, кто “доставляет” контент, начинают доминировать над теми, кто его создает. А потому ситуацию необходимо корректировать, иначе можно прийти к очень печальным последствиям — когда “доставлять” станет просто нечего. Логика “доставщиков” понятна, так как от их деятельности действительно многое зависит, но не стоит забывать об авторах, чей креативный талант позволяет им работать».

В поддержку Меморандума высказался и сопредседатель Совета Российского музыкального союза, композитор, народный артист РФ Алексей Рыбников: «РАО на протяжении длительного времени доказывает свою эффективность в построении понятных, прозрачных взаимоотношений между авторами, правообладателями и пользователями. Так что в контексте Меморандума я доверяю специалистам РАО».

Как отметила генеральный директор компании IPCodex, официальный представитель РАО по правовым вопросам Наталья Полианчик, не будучи государственным органом, уполномоченным толковать закон, РАО исходит из буквального понимания норм гражданского законодательства: «Меморандум не привносит в закон ничего нового. Он всего лишь подчеркивает, что обязанности вещателей не зависят от того, в какой среде осуществляется вещание. Если телеканал работает в интернете, правообладатели должны получать вознаграждение так же, как если бы речь шла об аналоговом электрическом сигнале. Если платформа ретранслирует вещание телеканала, радиостанции или ведет собственное, она также должна платить правообладателям».

Юрист подчеркнула, что задача Меморандума — обозначить заинтересованность правообладателей в соблюдении их прав и законных интересов: «К сожалению, вещание в интернете до последнего времени воспринималось некоторыми участниками рынка как серая зона, где права авторов можно игнорировать в угоду собственным коммерческим интересам. РАО предлагает покончить с этой нездоровой ситуацией».

Современный медиарынок сделал интернет одним из основных инструментов распространения музыкального контента, напомнил музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссер театра и кино Стас Намин: «Множество радиостанций и телевизионных каналов представлены в сети и на регулярной основе транслируют гигантские объемы произведений. Меморандум призван напомнить всем без исключения пользователям, что они обязаны соблюдать предусмотренное законодательством Российской Федерации право авторов и правообладателей на авторское вознаграждение».

Выражая озабоченность растущим числом нарушений при трансляции музыкальных произведений в интернете, Авторский совет РАО напоминает, что такое использование результатов интеллектуальной деятельности возможно только на основании договоров с Обществом. На руководство Общества возложена обязанность выявлять подобные нарушения и вести судебно-претензионную работу по всем обнаруженным фактам.

 

 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
24 июня 2025

IX Театральный фестиваль «Толстой» пройдет в музее-усадьбе «Ясная Поляна» с 4 по 6 июля

IPQ.365
24 июня 2025

Интеллектуальная собственность: между блокчейном и ИИ

IPQ.365
23 июня 2025

Арт-экосистема ART FLASH проведет конференцию в Cube.Moscow

IPQ.365
21 июня 2025

На ВДНХ пройдет VIII Международный фестиваль искусств «Вдохновение»

IPQ.365
21 июня 2025

Региональные бренды Кабардино-Балкарии усилят «цифрой»

IPQ.365
20 июня 2025

РЦИС и Правительство Ульяновской области углубляют сотрудничество

IPQ.365
18 июня 2025

AY YOLA — этническое открытие года на MTC Live Лето!

IPQ.365
17 июня 2025

Петр Дранга завершил оперу «Мандрагора» Петра Чайковского с помощью искусственного интеллекта от Сбера

IPQ.365
17 июня 2025

Платформа ХУДОЖНИКИ/ARTISTS примет участие в ПМЭФ-2025: путь к укреплению российского искусства

IPQ.365
16 июня 2025

Четвертый фестиваль, посвященный Максиму Горькому, пройдет в Нижнем Новгороде, Казани и Москве

IPQ.365
16 июня 2025

От экологии сдерживания к экологии развития: на международном форуме «ЗЕМЛЯНЕ» планету будут учиться спасать с помощью технологий

IPQ.365
11 июня 2025

Россия представила свой опыт цифровизации сферы интеллектуальной собственности на TASHKENT LAW SPRING

IPQ.365
10 июня 2025

МТС «Строки»: спрос на книги по истории России вырос на 31%

IPQ.365
09 июня 2025

Ректоры лучших вузов обсудили будущее высшей школы

IPQ.365
09 июня 2025

В Москве открылся X международный футбольно-музыкальный фестиваль "Арт-футбол 2025"

IPQ.365
06 июня 2025

Литрес: спрос на русскую классику опережает спрос на зарубежную

IPQ.365
06 июня 2025

Объявлены названия релизов-финалистов третьей Международной премии за лучшую аудиозапись «Чистый звук»

IPQ.365
06 июня 2025

«Декабристки»: графический роман о силе духа и цене выбора

IPQ.365
06 июня 2025

Дмитрий Певцов и Государственный Кремлевский оркестр представят синтетический спектакль «В списках не значился»

IPQ.365
04 июня 2025

Главные хиты Николая Носкова прозвучат в Зеленом театре ВДН