IPQ.365
24 июня 2025
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

Онлайн — это тоже эфир

Онлайн — это тоже эфир

Фото предоставлено пресс-службой РАО

Российские правообладатели должны получать вознаграждение за использование своих произведений в теле- и радиоэфире, в том числе в тех случаях, когда трансляция осуществляется в цифровом формате, а также за иные виды цифрового вещания. Такой способ использования произведений полностью укладывается в определение сообщения в эфир, изложенное в подпункте 7 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, и на него распространяется государственная аккредитация Российского Авторского Общества (РАО). Об этом РАО сообщило в своем Меморандуме, опубликованном на сайте Общества.

Авторы Меморандума обращают внимание на трансформацию медиарынка, а именно растущую роль интернет-технологий в трансляции контента. Потоковое вещание в сети стало нормой для СМИ, платформ, сервисов. При этом согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ такой способ использования произведений подпадает под определение «сообщения в эфир», то есть такого сообщения произведения, при котором оно становится доступно неограниченному кругу лиц, независимо от фактического восприятия ими. РАО уполномочено государством собирать авторское вознаграждение за такой вид использование произведений, то есть его нельзя осуществлять без соответствующего договора с Обществом.

По словам президента Авторского совета РАО, саксофониста, композитора, народного артиста РФ Игоря Бутмана, внести ясность во взаимоотношения правообладателей с интернет-вещателями было пора уже давно: «Интернет сегодня — неотъемлемая часть нашей жизни, а значит, все в ней должно быть регламентировано. Пока трансляции, стриминги считались разновидностью хобби, личным самовыражением, еще можно было допускать к ним снисходительное отношение как к некой “серой зоне авторского права”, но сегодня это серьезный прибыльный бизнес».

Он сравнил стримеров с блогерами, чья деятельность тоже раньше рассматривалась как хобби, а сегодня классифицируется как бизнес со всеми вытекающими обязанностями. «Почему люди, зарабатывающие на контенте, не должны делать отчисления в пользу тех, кто этот контент создает?» — задался риторическим вопросом Игорь Бутман.

Вице-президент Авторского совета РАО, композитор, продюсер, телеведущий Владимир Матецкий отметил, что Меморандум позволяет сбалансировать интересы создателей и дистрибьюторов контента: «Сегодня те, кто “доставляет” контент, начинают доминировать над теми, кто его создает. А потому ситуацию необходимо корректировать, иначе можно прийти к очень печальным последствиям — когда “доставлять” станет просто нечего. Логика “доставщиков” понятна, так как от их деятельности действительно многое зависит, но не стоит забывать об авторах, чей креативный талант позволяет им работать».

В поддержку Меморандума высказался и сопредседатель Совета Российского музыкального союза, композитор, народный артист РФ Алексей Рыбников: «РАО на протяжении длительного времени доказывает свою эффективность в построении понятных, прозрачных взаимоотношений между авторами, правообладателями и пользователями. Так что в контексте Меморандума я доверяю специалистам РАО».

Как отметила генеральный директор компании IPCodex, официальный представитель РАО по правовым вопросам Наталья Полианчик, не будучи государственным органом, уполномоченным толковать закон, РАО исходит из буквального понимания норм гражданского законодательства: «Меморандум не привносит в закон ничего нового. Он всего лишь подчеркивает, что обязанности вещателей не зависят от того, в какой среде осуществляется вещание. Если телеканал работает в интернете, правообладатели должны получать вознаграждение так же, как если бы речь шла об аналоговом электрическом сигнале. Если платформа ретранслирует вещание телеканала, радиостанции или ведет собственное, она также должна платить правообладателям».

Юрист подчеркнула, что задача Меморандума — обозначить заинтересованность правообладателей в соблюдении их прав и законных интересов: «К сожалению, вещание в интернете до последнего времени воспринималось некоторыми участниками рынка как серая зона, где права авторов можно игнорировать в угоду собственным коммерческим интересам. РАО предлагает покончить с этой нездоровой ситуацией».

Современный медиарынок сделал интернет одним из основных инструментов распространения музыкального контента, напомнил музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссер театра и кино Стас Намин: «Множество радиостанций и телевизионных каналов представлены в сети и на регулярной основе транслируют гигантские объемы произведений. Меморандум призван напомнить всем без исключения пользователям, что они обязаны соблюдать предусмотренное законодательством Российской Федерации право авторов и правообладателей на авторское вознаграждение».

Выражая озабоченность растущим числом нарушений при трансляции музыкальных произведений в интернете, Авторский совет РАО напоминает, что такое использование результатов интеллектуальной деятельности возможно только на основании договоров с Обществом. На руководство Общества возложена обязанность выявлять подобные нарушения и вести судебно-претензионную работу по всем обнаруженным фактам.

 

 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
16 июля 2025

Стартовал прием заявок на вторую премию Правительства Москвы в области частных театров «Арт-платформа»

IPQ.365
16 июля 2025

Национальная служба новостей представила обучающую программу в области креативных индустрий

IPQ.365
15 июля 2025

Предприниматели узнали, как выплыть в «красном океане» франчайзинга

IPQ.365
14 июля 2025

Нальчик освоит управление нематериальными активами в цифре

IPQ.365
14 июля 2025

"Традиции" исполнилось десять лет

IPQ.365
11 июля 2025

Море творчества: в Геленджике представили цифровую платформу для художников и «Метафизику полотен»

IPQ.365
09 июля 2025

В Усадьбе Роден в центре Москвы пройдет Мишка-маркет

IPQ.365
09 июля 2025

В кластере «Октаве» пройдет первый кофейный фестиваль «ЗАВАРКА»

IPQ.365
09 июля 2025

От идеи до защиты: «Государство для людей» станет узлом РЦИС

IPQ.365
09 июля 2025

TopHit назвал главные хиты Интернета и их исполнителей в 2025 году

IPQ.365
03 июля 2025

Новая эра визуального контента: от исторических архивов до ИИ-изображений

IPQ.365
02 июля 2025

Где волны Чёрного моря встречают палитру России: платформа ХУДОЖНИКИ/ARTISTS в Геленджик

IPQ.365
02 июля 2025

Лидеры музыкальной индустрии выберут лучшие песни конкурса «Голоса Родины»

IPQ.365
01 июля 2025

Дочь продюсера группы «Комбинация» Виктория Олейникова борется в суде с музыкальным издательством «Джем»

IPQ.365
30 июня 2025

Первый среди «Землян». Назван победитель международной интеллектуальной битвы вузов

IPQ.365
30 июня 2025

Анна Семёнович и Эвелина Блёданс побывали в гостях у «Землян» в Архангельске

IPQ.365
30 июня 2025

Верхнюю планку компенсации за нарушение исключительного права повысили до 10 миллионов рублей

IPQ.365
28 июня 2025

Лучший проект «Землян»: финал международного чемпионата идей прошел в Архангельске

IPQ.365
26 июня 2025

Форум «Новый вектор» открывается в подмосковной Истре

IPQ.365
26 июня 2025

Актуальные стратегии франчайзинга в цифровую эпоху