В пресс-центре ТАСС 5 июня прошла пресс-конференция Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук». Организатор проекта — Российский музыкальный союз (РМС) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Премия проводится уже в третий раз. Ее цель — выявить лидеров индустрии звукозаписи, музыкальный релиз оценивается как результат командной работы авторов, исполнителей, звукорежиссеров, продюсеров, музыкальных издателей. В этом году на конкурс было подано более 200 заявок из разных городов России и других стран, в шорт-лист вошли 52 аудиозаписи. Голосование проводилось на анонимной основе.
Роль премии «Чистый звук» для развития индустрии звукозаписи и популяризации российской композиторской школы сложно переоценить. «В ходе реализации проекта мы не только выясняем наши технологические проблемы внутри страны, но и косвенно осуществляем международную пропаганду нашей отечественной музыки, что крайне важно», — заявил художественный руководитель Московской филармонии, заведующий кафедрой композиции Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, председатель жюри финального этапа Александр Чайковский. Он также отметил существование технологического разрыва между звуковыми лабораториями в крупных столичных городах и в регионах. «Еще одна задача этого конкурса — продвижение новых талантливых исполнителей», — подчеркнул Александр Чайковский.
Премия «Чистый звук» стремительно набирает популярность: если в первые годы работы преимущественно присылались из центральных регионов, а количество релизов составляло около 100, то в этом году приняло участие более 200 работ из 26 регионов.
«Это премия не композиторов, не звукорежиссеров, а премия лидеров аудиорынка, тех, кто смог найти друг друга и сделать тот продукт, который дойдет до нашего слушателя, — заявила председатель Гильдии звукорежиссеров РМС, лауреат Международной премии "Чистый звук", руководитель проекта Мария Соболева. — Мы все знаем, что доля услышанного посредством звукозаписи неуклонно растет по сравнению с услышанным в концертном зале, поэтому рынок звукозаписи становится все более важным с точки зрения создания эстетики слушательского восприятия, воспитания общей культуры слушателя». По ее словам, поскольку география конкурса расширяется, а уровень работ растет, можно утверждать, что премия оказывает существенное влияние на классическую музыку по всей стране и выполняет свои основные задачи поддержки композиторской школы, исполнителей, звукорежиссеров и всей звукозаписывающей индустрии в целом.
Значительный рост интереса к премии отметил и начальник службы звукообеспечения, звукозаписи и интернет-трансляции Московской филармонии, председатель жюри отборочного этапа Павел Лаврененков. «Заметно, что регионы зашевелились, что конкурс стал более популярным, — рассказал Павел Лаврененков. — Я сужу не только по географии тех работ, которые были присланы, но и по откликам от участников. Возникает большое количество интересных идей на будущий конкурс. Одно из главных достижений конкурса ― что мы начали общаться».
Объединяющий аспект премии «Чистый звук» особо отметил генеральный директор РМС, главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева, художественный руководитель проекта Александр Клевицкий. «Это не просто премия, а целое движение, — рассказал Александр Клевицкий. — В нашей стране столько звукорежиссеров, и так высока их заинтересованность, что около премии образовались сопутствующие мероприятия, когда мы собираем звукорежиссеров на семинары, обучения, симпозиумы». По словам художественного руководителя проекта, особая ценность премии «Чистый звук» в том, что она объединяет звукорежиссера с профессиональным коллективом, профессиональным исполнителем, и это объединение выявляет в результате то лучшее, что может быть на сегодняшний день. «Как достучаться до слушателя, как ни с помощью записи? И насколько качественно будет сделана эта запись, настолько больше будет аудитория», — заявил Александр Клевицкий.
Члены жюри также обсудили тенденции в образовании, в частности, растущий уровень подготовки студентов и молодых звукорежиссеров, а также новые вызовы, стоящие перед звуковой индустрией в связи с быстрым распространением нейросетей и искусственного интеллекта.
Лауреаты первой, второй и третьей степени в каждой номинации будут объявлены на гала-концерте с торжественной церемонией награждения и получат денежные премии. В рамках церемонии также будут вручены специальные призы от партнеров проекта. Мероприятие состоится 17 июня в Москве в Театральном центре «На Плющихе».
Релизы – финалисты III Международной премии «Чистый звук»
Номинация «ОПЕРА»
К юбилею А. Шнитке. Опера «Джезуальдо» в концертном исполнении
Открытие Летнего фестиваля. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» в концертном исполнении
Франческо Арайя. Рождение русской оперы
Номинация «ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения. Кантата «Песни войны и мира». Оратория «Нагасаки». Избранные хоры
Великая музыка малых форм
(хоровые произведения и переложения сочинений для хора русских композиторов)
Сергей Екимов. Я понял жизни цель. Хоровая музыка a capella
Номинация «ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА»
Александр Чайковский. Оркестровая музыка. Часть первая. Симфония № 7 «Карантинная». Симфония № 3
Оркестровые произведения Алексея Животова
Рахманинов. Симфония № 2
Номинация «КАМЕРНАЯ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА»
Вещь в себе. Десятников. «Русские сезоны» live
Рахманинов – 150. Ильдар Абдразаков
(запись концерта в Концертном зале им. П.И. Чайковского)
Сергей Ахунов. Songs and Poems
Номинация «КАМЕРНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА»
История русского фортепианного трио. Часть 1. Эпоха Российской империи. Диск 5 «Долгожданные премьеры»
(сочинения В. Дика, К. Штернберга, С. Юферова)
Romeo and Juliet (Skola Crew)
OpensoundOrchestra – String Quartets
(произведения Настасьи Хрущевой, zhokhowski, Эльмира Низамова, Анатолия Палаева, Владимира Кобекина, Владимира Мартынова)
Номинация «КАМЕРНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СОЛЬНАЯ МУЗЫКА»
Алексей Станчинский. Полное собрание фортепианных произведений, часть 2
Elena Korzhenevich – Pure
(сочинения Ильи Демуцкого, Полины Назайкинской, Сергея Ахунова)
Московская консерватория. Приношение Рахманинову. Фортепианные сочинения. Элеонора Карпухова, фортепиано
Номинация «РЕСТАВРАЦИЯ АРХИВНЫХ АУДИОЗАПИСЕЙ»
Мария Юдина играет русскую музыку ХХ века
(фортепианные произведения С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Г. Свиридова, Ю. Кочурова, А. Волконского)
Петр Ильич Чайковский. Ранние граммофонные записи
(фрагменты из оперы «Пиковая дама», Торжественная увертюра «1812 год»)
Фейнберг играет Фейнберга
(фортепианные произведения Самуила Фейнберга)
«СМЕШАННАЯ НОМИНАЦИЯ (сборник аудиозаписей с разным составом исполнителей)»
Alisa Ten, Roust Poziumski, Vladimir Gavriushov, Vladimir Volkov – Eliot Songs
(музыка Руста Позюмского)
К 150-летию арфового класса Московской консерватории
(П. Чайковский, К. Эрдели, Н. Парфенов, М. Мчеделов, С. Василенко, Л. Книппер, А. Мосолов, Е. Голубев, В. Кикта)
Михаил Броннер. Ангел Любви. Ангел Печали