IPQ.365
28 апреля 2025
5 минут
Поделиться
IPQ.365

Ушла эпоха

Ушла эпоха

Фото lori.ru

Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ установил, что представленные от имени издательства музыкального продюсера Андрея Черкасова договоры отчуждения исключительного права, с помощью которых он годами инициировал судебные тяжбы с музыкантом Сергеем Жуковым и его партнерами, вероятно, сфабрикованы. Об этом сегодня пишет «Московский комсомолец».

Экспертиза проводилась в рамках уголовного дела по факту подделки документов о правах на творчество группы «Руки вверх!», возбужденного в конце 2024 года. Одновременно апелляционная судебная инстанция признала необоснованными ноябрьские и декабрьские блокировки фильма «Руки вверх!» на стриминговых платформах. Сможет ли суд, наконец, поставить точку в споре музыкантов, продюсеров и дистрибьюторов контента?

В заключении экспертов Минюста указано, что копии документов имеют признаки монтажа. На откровенные несообразности в копиях договоров указывалось и ранее. Эксперты обратили внимание, что на разных страницах одного и того же документа «проставлены» разные печати. При этом от предъявления оригиналов документов, якобы подписанных Сергеем Жуковым и Алексеем Потехиным, Черкасов уклоняется как в рамках многочисленных гражданских процессов, так и, по всей видимости, в рамках уголовного расследования, так как на исследование направлены копии документов. Два уголовных дела по факту подделки документов о правах группы «Руки Вверх!» и Вячеслава Добрынина уже были возбуждены в ноябре 2024 года. Возможно, именно  поэтому иски о блокировке фильма «Руки Вверх!» в конце ноября 2024 года были поданы не от лица «Издательства Джем», а от юридической «Компании Toп 7», зарегистрированной на жену. Существенно продвинулось и гражданское разбирательство. Недавно было вынесено апелляционное определение, согласно которому декабрьские блокировки байопика о группе «Руки вверх!» были отменены. Наконец, уже в ближайшее время должно последовать решение Верховного Суда по жалобам Сергея Жукова и Алексея Потехина на решение Симоновского суда города Москвы, куда Черкасов также не принес оригиналы документов о передаче прав группой. В случае исхода при рассмотрении жалоб в пользу истцов, договоры конца 1990-х гг, на которые ссылается Черкасов, будут признаны юридически ничтожными. Если это произойдет, многолетняя судебная тяжба между Черкасовым и музыкальными исполнителями завершится.

Черкасов много лет претендует на творческое наследие Сергея Жукова. С 2019 года он подает в суды иски с обеспечительными мерами о блокировке контента, по которым стриминговые сервисы, вероятно,  платят компенсации, не желая тратить время на разбирательство по существу. Примечательно, что исков к с прокатчикам и кинотеатральным сетям, которые показывали кинофильм «Руки Вверх!» в классических, «ламповых» кинотеатрах, мы не обнаружили. Со стримингами же действует простая процедура блокировки по статье 144.1 ГПК РФ. Видимо, понимая, что платформам будет легче заплатить, чем терпеть убытки из-за блокировки, он систематически обращался именно к этому инструменту – только в декабре были поданы иски в отношении нескольких десятков страниц сайтов о блокировке фильма «Руки вверх!». Подозревая, что Черкасов будет предъявлять права на фонограммы, Жуков специально заново записал все свои песни для фильма, однако, “серийного” истца это не остановило. 

Раскрутив маховик своих заявлений до многих десятков судебных дел в картотеке Московского городского суда, Черкасов, судя по всему, легко получал судебные решения о блокировке в отсутствие тех самых пресловутых оригиналов документов, которые подтверждали бы факт получения прав от музыкантов группы «Руки Вверх!».

Претензии Черкасова основываются на договоре с Андреем Маликовым, который когда-то был менеджером группы. При этом даже если поверить копиям договоров, которые он предъявляет судам, выходит, что контракт был заключен с человеком, уже около пяти лет не имеющим к группе и ее творчеству никакого отношения. Более того, в течение 20 лет и Черкасов, и Маликов слышат песни группы по радио, на телевидении, в кино и на концертах, но не предпринимают никаких попыток пресечь распространение контента. Однако неожиданно осознают себя как правообладатели именно с появлением стриминга, а главное – института предварительной блокировки контента в интернете через Мосгорсуд.

По данным телеканала “НТВ”, журналист из районной газеты, Черкасов неожиданно для всех оказался в музыкальном бизнесе, начав карьеру с должности техника в группе «Технология». Через несколько лет он объявил себя музыкальным издателем и начал регулярно подсовывать легкомысленным музыкантам странные документы, вроде как на тиражирование аудиокассет и компакт-дисков. Некоторые музыканты оказывались не так наивны и замечали в договоре странную фразу про исключительную лицензию или отчуждение авторских прав. Так произошло с ушедшим от нас в прошлом году композитором Вячеславом Добрыниным, который вычеркнул из договора сомнительную фразу и сохранил оригинал документа. Другим музыкантам и продюсерам повезло меньше. «Мираж», «Кармен», «Комбинация» – если верить Андрею Черкасову, он как будто еще в конце 90-х предчувствовал, что музыка переместится в интернет и предусмотрительно выкупил права на фонограммы у самых известных групп десятилетия (напомним, в 90-е никто даже не пытался заработать на смежных правах, пиратство было повсеместным, и такая лицензия стоила копейки). Впрочем, куда более вероятно, что никаких договоров никогда и не было. Или были, но вовсе не те – как в случае с Добрыниным, который готов был делегировать энергичному молодому человеку печать CD, но совершенно не собирался отчуждать в его пользу смежные права.

Черкасов претендует на самый разный контент – от творчества Александра Барыкина до хитов группы «Мираж», но особенно его привлекают авторы, вышедшие на новый виток популярности. А ведь именно это произошло с Жуковым и песнями группы «Руки вверх!» в последние годы. Артист ездит с гастролями по всей стране и ближнему зарубежью. В марте он неделю подряд собирал аншлаги на ВТБ-арене. Он легко собирает Лужники. А совсем недавно Жуков вместе с Национальной медиагруппой выпустили видео, приуроченное к 895-й шайбе Александра Овечкина. Хотелось бы, чтобы фраза «Ушла эпоха» относилась не к обаятельному парню и талантливому артисту, ассоциирующемуся с 90-ми и началом 00-х, а к “серийному” истцу, паразитирующему на чужом успехе.

 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
15 августа 2025

Каждый ребенок — автор!

IPQ.365
15 августа 2025

С ослабленным иммунитетом ИТ-сектор захворает

IPQ.365
14 августа 2025

Открой Калугу заново: фестиваль уличных искусств «Переход-2025» пройдет в Калуге

IPQ.365
13 августа 2025

ФПРК объявляет Конкурс игровых фильмов

IPQ.365
11 августа 2025

Открыт прием заявок на модный интенсив в рамках BRICS+ Fashion Summit

IPQ.365
11 августа 2025

МАКСИМально ГОРЬКИЙ: В Москве пройдет четвертый фестиваль, посвященный великому писателю

IPQ.365
07 августа 2025

Фестиваль гик-культуры «Октакон» пройдёт в Туле 9–10 августа

IPQ.365
06 августа 2025

Россияне определили главного маменькиного сынка из литературы 

IPQ.365
06 августа 2025

Техника креативной безопасности и правила креативного движения

IPQ.365
05 августа 2025

n’RIS запустил специальный проект для авторов научной и технической сферы

IPQ.365
04 августа 2025

21 августа объявляем Днем большой любви промышленности и креатива

IPQ.365
04 августа 2025

Робособака станет участником благотворительного забега в Москве

IPQ.365
31 июля 2025

Прием заявок на конкурс «Вся страна» продлен до 1 сентября

IPQ.365
30 июля 2025

80% авторов и чтецов совмещают литературную деятельность с основной работой

IPQ.365
28 июля 2025

Подведены итоги премии «Чистый звук»

IPQ.365
25 июля 2025

«Город. Среда. Код»: гости кластера «Октава» увидят городскую среду через призму современного искусства

IPQ.365
24 июля 2025

Образцовое время. Сохраняя историю, создавая будущее

IPQ.365
22 июля 2025

Федерация креативных индустрий запускает II Всероссийский конкурс “Креативные индустрии: Журналистский взгляд”

IPQ.365
18 июля 2025

В прокат выходит новая киноверсия «Тимура и его команды»

IPQ.365
16 июля 2025

Стартовал прием заявок на вторую премию Правительства Москвы в области частных театров «Арт-платформа»