IPQ.365
28 апреля 2025
5 минут
Поделиться
IPQ.365

Ушла эпоха

Генеральный директор музыкального издательства “Джем” Андрей Черкасов терпит фиаско в судах.

Ушла эпоха

Фото lori.ru

Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ установил, что представленные от имени издательства музыкального продюсера Андрея Черкасова договоры отчуждения исключительного права, с помощью которых он годами инициировал судебные тяжбы с музыкантом Сергеем Жуковым и его партнерами, вероятно, сфабрикованы. Об этом сегодня пишет «Московский комсомолец».

Экспертиза проводилась в рамках уголовного дела по факту подделки документов о правах на творчество группы «Руки вверх!», возбужденного в конце 2024 года. Одновременно апелляционная судебная инстанция признала необоснованными ноябрьские и декабрьские блокировки фильма «Руки вверх!» на стриминговых платформах. Сможет ли суд, наконец, поставить точку в споре музыкантов, продюсеров и дистрибьюторов контента?

В заключении экспертов Минюста указано, что копии документов имеют признаки монтажа. На откровенные несообразности в копиях договоров указывалось и ранее. Эксперты обратили внимание, что на разных страницах одного и того же документа «проставлены» разные печати. При этом от предъявления оригиналов документов, якобы подписанных Сергеем Жуковым и Алексеем Потехиным, Черкасов уклоняется как в рамках многочисленных гражданских процессов, так и, по всей видимости, в рамках уголовного расследования, так как на исследование направлены копии документов. Два уголовных дела по факту подделки документов о правах группы «Руки Вверх!» и Вячеслава Добрынина уже были возбуждены в ноябре 2024 года. Возможно, именно  поэтому иски о блокировке фильма «Руки Вверх!» в конце ноября 2024 года были поданы не от лица «Издательства Джем», а от юридической «Компании Toп 7», зарегистрированной на жену. Существенно продвинулось и гражданское разбирательство. Недавно было вынесено апелляционное определение, согласно которому декабрьские блокировки байопика о группе «Руки вверх!» были отменены. Наконец, уже в ближайшее время должно последовать решение Верховного Суда по жалобам Сергея Жукова и Алексея Потехина на решение Симоновского суда города Москвы, куда Черкасов также не принес оригиналы документов о передаче прав группой. В случае исхода при рассмотрении жалоб в пользу истцов, договоры конца 1990-х гг, на которые ссылается Черкасов, будут признаны юридически ничтожными. Если это произойдет, многолетняя судебная тяжба между Черкасовым и музыкальными исполнителями завершится.

Черкасов много лет претендует на творческое наследие Сергея Жукова. С 2019 года он подает в суды иски с обеспечительными мерами о блокировке контента, по которым стриминговые сервисы, вероятно,  платят компенсации, не желая тратить время на разбирательство по существу. Примечательно, что исков к с прокатчикам и кинотеатральным сетям, которые показывали кинофильм «Руки Вверх!» в классических, «ламповых» кинотеатрах, мы не обнаружили. Со стримингами же действует простая процедура блокировки по статье 144.1 ГПК РФ. Видимо, понимая, что платформам будет легче заплатить, чем терпеть убытки из-за блокировки, он систематически обращался именно к этому инструменту – только в декабре были поданы иски в отношении нескольких десятков страниц сайтов о блокировке фильма «Руки вверх!». Подозревая, что Черкасов будет предъявлять права на фонограммы, Жуков специально заново записал все свои песни для фильма, однако, “серийного” истца это не остановило. 

Раскрутив маховик своих заявлений до многих десятков судебных дел в картотеке Московского городского суда, Черкасов, судя по всему, легко получал судебные решения о блокировке в отсутствие тех самых пресловутых оригиналов документов, которые подтверждали бы факт получения прав от музыкантов группы «Руки Вверх!».

Претензии Черкасова основываются на договоре с Андреем Маликовым, который когда-то был менеджером группы. При этом даже если поверить копиям договоров, которые он предъявляет судам, выходит, что контракт был заключен с человеком, уже около пяти лет не имеющим к группе и ее творчеству никакого отношения. Более того, в течение 20 лет и Черкасов, и Маликов слышат песни группы по радио, на телевидении, в кино и на концертах, но не предпринимают никаких попыток пресечь распространение контента. Однако неожиданно осознают себя как правообладатели именно с появлением стриминга, а главное – института предварительной блокировки контента в интернете через Мосгорсуд.

По данным телеканала “НТВ”, журналист из районной газеты, Черкасов неожиданно для всех оказался в музыкальном бизнесе, начав карьеру с должности техника в группе «Технология». Через несколько лет он объявил себя музыкальным издателем и начал регулярно подсовывать легкомысленным музыкантам странные документы, вроде как на тиражирование аудиокассет и компакт-дисков. Некоторые музыканты оказывались не так наивны и замечали в договоре странную фразу про исключительную лицензию или отчуждение авторских прав. Так произошло с ушедшим от нас в прошлом году композитором Вячеславом Добрыниным, который вычеркнул из договора сомнительную фразу и сохранил оригинал документа. Другим музыкантам и продюсерам повезло меньше. «Мираж», «Кармен», «Комбинация» – если верить Андрею Черкасову, он как будто еще в конце 90-х предчувствовал, что музыка переместится в интернет и предусмотрительно выкупил права на фонограммы у самых известных групп десятилетия (напомним, в 90-е никто даже не пытался заработать на смежных правах, пиратство было повсеместным, и такая лицензия стоила копейки). Впрочем, куда более вероятно, что никаких договоров никогда и не было. Или были, но вовсе не те – как в случае с Добрыниным, который готов был делегировать энергичному молодому человеку печать CD, но совершенно не собирался отчуждать в его пользу смежные права.

Черкасов претендует на самый разный контент – от творчества Александра Барыкина до хитов группы «Мираж», но особенно его привлекают авторы, вышедшие на новый виток популярности. А ведь именно это произошло с Жуковым и песнями группы «Руки вверх!» в последние годы. Артист ездит с гастролями по всей стране и ближнему зарубежью. В марте он неделю подряд собирал аншлаги на ВТБ-арене. Он легко собирает Лужники. А совсем недавно Жуков вместе с Национальной медиагруппой выпустили видео, приуроченное к 895-й шайбе Александра Овечкина. Хотелось бы, чтобы фраза «Ушла эпоха» относилась не к обаятельному парню и талантливому артисту, ассоциирующемуся с 90-ми и началом 00-х, а к “серийному” истцу, паразитирующему на чужом успехе.

 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
28 апреля 2025

Новые возможности для российского фотоискусства

IPQ.365
25 апреля 2025

Партнерство IPEX с «Первым музыкальным»

IPQ.365
24 апреля 2025

В России появится новый музыкальный контент для детей и молодежи

IPQ.365
23 апреля 2025

30% предпринимателей страдают от эмоционального выгорания

IPQ.365
23 апреля 2025

Социальный франчайзинг — это креативная индустрия

IPQ.365
22 апреля 2025

И режиссер с режиссером говорит

IPQ.365
21 апреля 2025

Ведущие эксперты, в рамках деловой программы Российского форума индустрии дизайна, обсудили развитие креативных индустрий Москвы

IPQ.365
21 апреля 2025

В Туле в кластере «Октава» пройдет фестиваль креативных индустрий «ОКТАВА-7. Ты – автор!»

IPQ.365
21 апреля 2025

Группа «РОСНАНО» и РЦИС объединят усилия для развития экономики знаний

IPQ.365
19 апреля 2025

Восходящие звезды российского кино получили «Аванс»

IPQ.365
17 апреля 2025

Москвич и Айседора: премьера мультижанрового спектакля, посвященного знаменитой танцовщице

IPQ.365
17 апреля 2025

Объявлены первые лауреаты конкурса «Дорога к звёздам»

IPQ.365
17 апреля 2025

На IPEX представлен новый сборник «космической» музыки от Валерия Мифодовского

IPQ.365
16 апреля 2025

13 - 14 мая в Челябинске пройдет второй форум «Российская креативная неделя – Урал

IPQ.365
16 апреля 2025

Инновации и технологии: дискуссия на Российском форуме индустрии дизайна

IPQ.365
16 апреля 2025

Мультфильм «По ту сторону» о мальчике с аутизмом покажут на Московском международном кинофестивале

IPQ.365
16 апреля 2025

Братская могила автора. Можно ли в эпоху ИИ сохранить человеческую культуру?

IPQ.365
16 апреля 2025

Медиапремия Апостол представила состав жюри третьего сезона

IPQ.365
15 апреля 2025

В Москве на Российском форуме индустрии дизайна обсудили развитие дизайна в регионах

IPQ.365
15 апреля 2025

Тренды на виртуальную моду и дизайн эмоций обсудили на полях Российского форума индустрии дизайна