IPQ.365
06 марта 2025
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

Ставок на «несиротские» произведения не существует в природе

Ставок на «несиротские» произведения не существует в природе

Фото пресс-службы Ассоциации музыкальной индустрии

25 февраля Правительство Российской Федерации выпустило постановление, реализующее механизм сбора и хранения на специальном номинальном счете вознаграждения за использование «сиротских» произведений. На первых порах обязанность администрировать такие платежи будет возложена на Российское авторское общество (РАО), имеющее большой опыт подобной работы. Рынок позитивно воспринял новость о том, что закон обрастает необходимой нормативной базой и скоро начнет полноценно работать.

В постановлении правительства подробно описывается механизм зачисления вознаграждения на специальный счет. Аккредитованная государством организация – сегодня это РАО – проводит все необходимые мероприятия, связанные с поиском автора, наследника или иного правообладателя, в случае если последние не выходят на связь, оно выдает разрешение на использование контента и аккумулирует средства на номинальном счете. Как только правообладатель решит заявить о себе, деньги будут переданы ему. 

Также сейчас идет разработка подзаконных актов, регламентирующих работу по новым правилам. Минкультуры РФ предложило проект постановления Правительства РФ об утверждении правил расчета ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений. 

Как отметил генеральный директор Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) Валерий Дробыш, предложения Минкультуры РФ вполне разумны: «Наша ассоциация включает всех основных игроков российского музыкального рынка от мейджоров вроде «Союза» и «Первого музыкального» до инди-лейблов, и на наш взгляд, Минкультуры РФ действует совершенно правильно». 

Он подчеркнул, что в данном случае разговоры о какой бы то ни было дискриминации или «несправедливых и заниженных» ставках попросту неуместны. «Официальных ставок на произведения, «имеющие родителей», нет в природе. Цены устанавливает рынок: пользователь и правообладатель. Здесь же одна из сторон, правообладатель, пока не заявила своих требований. Вполне естественно, что в этих обстоятельствах государство принимает во внимание в первую очередь интерес пользователей», – отметил Валерий Дробыш.

В АМИ уверены, что сегодня ключевая задача обеспечить доступ рынка ко всему массиву орфанных произведений. Чем скорее они будут вовлечены в экономический оборот, тем быстрее у авторов или иных правообладателей возникнет стимул заявить о себе и пересмотреть условия использования своего контента. «Со стороны государства было бы крайне странно предоставить доступ к культурным ценностям, одновременно установив плату за использование по верхнерыночной планке, как предлагают некоторые комментаторы, – отметил Валерий Дробыш. – Это бы озадачило и демотивировало пользователей. А то, что предлагает Минкультуры РФ, вполне справедливая цена для произведения, которое хотело бы увидеть свет не через пиратов, а правомерно».

Ранее постановление Правительства РФ поддержали важные участники индустрии. Председатель Правления РАО Максим Дмитриев отметил, что организация накопила колоссальный опыт в администрировании авторских платежей и безусловно оправдает возложенную на нее ответственность. Кроме того, он добавил, что сами авторы чаще всего заявляют о своих правах, когда узнают, что их произведение используется, а тем более используется успешно. 

Советский и российский композитор, продюсер Владимир Матецкий в свою очередь подчеркнул, что закон о сиротских произведениях и соответствующие подзаконные акты представляют собой настоящую правовую инновацию. «Мы одна из немногих в мире стран, которые на уровне закона решили проблему орфанного контента, соблюдя столь хрупкий баланс между правами авторов, пользователей и элементарным здравым смыслом», – отметил он. 

Подводя итог, в АМИ подчеркнули, что «приветствуют широкую общественную дискуссию на тему проекта постановления Минкультуры РФ, однако не уверены, что представители бизнеса из недружественных стран – а именно эти компании представляет НФМИ – должны иметь ключевой голос в решении подобных проблем». 
В организации предположили, что государству было бы целесообразнее ориентироваться на мнение российского музыкального бизнеса, все это время работавшего на благо страны, а не на подковерные игры компаний, которые громко хлопнули дверью несколько лет назад: учредители НФМИ – Sony Music, Warner Music и Universal Music – свою деятельность в России прекратили.  

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
11 июня 2025

Россия представила свой опыт цифровизации сферы интеллектуальной собственности на TASHKENT LAW SPRING

IPQ.365
10 июня 2025

МТС «Строки»: спрос на книги по истории России вырос на 31%

IPQ.365
09 июня 2025

Ректоры лучших вузов обсудили будущее высшей школы

IPQ.365
09 июня 2025

В Москве открылся X международный футбольно-музыкальный фестиваль "Арт-футбол 2025"

IPQ.365
06 июня 2025

Литрес: спрос на русскую классику опережает спрос на зарубежную

IPQ.365
06 июня 2025

Объявлены названия релизов-финалистов третьей Международной премии за лучшую аудиозапись «Чистый звук»

IPQ.365
06 июня 2025

«Декабристки»: графический роман о силе духа и цене выбора

IPQ.365
06 июня 2025

Дмитрий Певцов и Государственный Кремлевский оркестр представят синтетический спектакль «В списках не значился»

IPQ.365
04 июня 2025

Главные хиты Николая Носкова прозвучат в Зеленом театре ВДН

IPQ.365
04 июня 2025

ХУДОЖНИКИ/ARTISTS становится крупнейшей цифровой галереей России

IPQ.365
29 мая 2025

Второй фестиваль молодого кино «Новое движение» стартует с "Семейного счастья"

IPQ.365
29 мая 2025

В кластере «Октава» снова пройдет фестиваль «Книги на лето»

IPQ.365
29 мая 2025

Цифровое депонирование против пиратства

IPQ.365
28 мая 2025

Управлять правами, не выходя из гаража

IPQ.365
23 мая 2025

В Москве прошла премьера спектакля «Пир во время чумы» Академии Н.С. Михалкова

IPQ.365
22 мая 2025

Док «Там, где наш дом: Северная Осетия» откроет кинопоказы Кавказского инвестиционного форума

IPQ.365
22 мая 2025

Москва примет VII международный форум-фест JAZZ ACROSS BORDERS

IPQ.365
22 мая 2025

Конференция TECH WEEK пройдет 26-28 мая в инновационном кластере «Ломоносов»

IPQ.365
22 мая 2025

Российская ИТ-платформа для художников выходит в страны ЕАЭС

IPQ.365
21 мая 2025

В пресс-центре Агентства городских новостей «Москва» состоялась пресс-конференция «Международный фестиваль-лаборатория  по Волге с мастерами сцены и молодыми талантами».