IPQ.365
10 February 2025
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

Эмоциональная разгрузка и борьба со страхами: ради чего россияне читают хорроры

Эмоциональная разгрузка и борьба со страхами: ради чего россияне читают хорроры

Иллюстрация IPQuorum

Большинство россиян читают хорроры ради эмоциональной разгрузки или всплеска адреналина, но при этом тяга к ужастикам приводит две трети почитателей этого жанра к различным фобиям. Об этом говорят результаты совместного исследования СК «Росгосстрах», книжного сервиса Литрес и книжного рекомендательного сервиса LiveLib. Репрезентативный опрос проведён в январе 2025 года среди респондентов старше 18 лет во всех федеральных округах РФ.

Каждый четвёртый опрошенный причисляет себя к любителям хорроров (26%), 43% читают их время от времени, в то время как 31% респондентов вообще не любят этот жанр. При этом чем моложе читатели, тем больше у них интерес к ужасам: среди молодежи в возрасте 18–25 лет и 26–35 лет 35% фанатов этого направления. Читатели 45–55 лет предпочитают хорроры лишь в 18% случаев, а респонденты старше 55 лет – только в 13%.  

Любители жанра больше всего ценят психологические сюжеты (65%). На втором месте расположилась классика (61%) с вампирами, зомби, ведьмами, демонами и другими сверхъестественными персонажами. Замыкает тройку лидеров фольклорное направление (52%), которое описывает мифологию разных времён и народов. Помимо этого, в предпочтениях россиян встречаются также истории про убийц-психопатов (45%), легендарные сюжеты (40%) и хорроры, основанные на исторических событиях. Организаторы  отмечают, что опрос предполагал множественный выбор ответов на этот и несколько других вопросов.

Люди любят читать ужасы, потому что они дают возможность эмоциональной разгрузки – так ответили 65% респондентов. 44% опрошенных хотят пощекотать нервы пугающими историями, а 41% читателей с интересом исследуют тёмную сторону жизни. При этом 16% россиян читают такие произведения ради борьбы со страхами, а 12% – восполняют нехватку эмоций в реальности. 

«Сперва кажется парадоксальным читать хорроры, чтобы избавиться от страхов. Но это правда работает: мы пугаемся выдуманных монстров и странных событий, высвобождаем негативные эмоции, которые копятся в течение дня из-за вполне обыденных трудностей, обнуляемся и готовы к новым вызовам. Другое дело, если вы замечаете, что чтение ужастиков не приносит вам облегчения, а только удручает. Возможно, стоит на время отказаться от этого жанра и переключиться, например, на детективы с мистическим сеттингом или фантастическим уклоном, например на цикл приключений графа Аверина Виктора Дашкевича», – комментирует редактор художественной литературы группы компаний «Литрес» Анна Данилина.

Однако нередко увлечение хоррорами приводит к формированию фобий – с ними столкнулись 63% опрошенных. Самым распространённым стал приобретённый страх темноты (43%). Каждый третий читатель начал патологически бояться преступников, а каждый четвёртый – эпидемий и смертельных болезней. Столько же респондентов (26%) приобрели навязчивый страх стихийных бедствий. 18% стали пугаться автомобилей и самолётов из-за риска аварий и авиакатастроф.

«По данным нашего книжного опроса, для борьбы с приобретёнными страхами люди стараются внимательнее и осторожнее относиться к окружающему миру (64%), учатся избегать опасных событий на примере персонажей (22%), читают меньше пугающих произведений (13%) и, что особенно любопытно, оформляют страховку от несчастных случаев и работают с психологами (7%). Кстати, полис действительно помогает не только если происходит какое-то негативное событие: он нужен и просто для снижения тревожности, ведь застрахованный живёт, зная, что на крайний случай у него всегда есть чёткий план и финансовая подушка безопасности. Отзывы наших клиентов подтверждают, что “страховая стратегия” работает: владельцы полисов начинают гораздо меньше беспокоиться о потенциальных опасностях», – говорит Александр Росликов, директор по маркетингу и цифровым продажам «Росгосстраха». 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
10 December 2025

Radical Chic выпустил тройку платков, посвященную знакам зодиака

IPQ.365
10 December 2025

Московская школа современного искусства проведет предновогодний день искусства на Artplay  

IPQ.365
09 December 2025

Прием заявок на конкурс «Как звучат ремесла» завершен

IPQ.365
09 December 2025

От рутины к росту: радио обретает цифровое зрение

IPQ.365
08 December 2025

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»

IPQ.365
05 December 2025

Поэт-песенник Константин Арсенев: творчество – это же всегда передача энергии

IPQ.365
04 December 2025

В фойе «Покровка.Театр» состоялось открытие фрески Сергея Арцибашева

IPQ.365
04 December 2025

Объявлены 12 победителей V Юбилейной Российской национальной премии в сфере креативных индустрий

IPQ.365
02 December 2025

Звукорежессура: в "Нелектории" обсуждали профессию будущего

IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов

IPQ.365
21 November 2025

На юбилейном форуме «Российская креативная неделя – Сибирь» обсудили принципы ценностно ориентированной экономики

IPQ.365
18 November 2025

На участие в шестом сезоне «Школьной классики» подано рекордное количество заявок