IPQ.365
20 декабря 2024
11 минут
Поделиться
IPQ.365

Мария Лемешева: «Киноиндустрия говорит со зрителями на одном языке»

Мария Лемешева: «Киноиндустрия говорит со зрителями на одном языке»

Фото Ивана Куринного

Новый год — это время подведения итогов. Каковы они в области киноиндустрии? Чем 2024-й удивлял зрителей? Какие новшества привнес? С этими вопросами мы обратились к редакционному директору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

— Год был отличным. И это я говорю не только как киноэксперт, но и как зритель, который до сих пор замирает в кинозале, когда смотрит хороший фильм. А их в нашем кино — к счастью! — не становится меньше. Даже наоборот. Восемь российских релизов перешагнули по сборам миллиардный рубеж, хотя совсем недавно такие показатели считались чем-то из области фантастики. В 2023-м отечественных «миллиардников» было всего три. Общая касса наших фильмов за год перевалила за отметку 16 миллиардов — и это лучшее доказательство того, что зрительский интерес к российским картинам огромный.

— Лет пять–десять назад немалая часть аудитории относилась к российскому кино довольно скептически.

— Что вполне объяснимо, ведь мы были «перекормлены» так называемым «Большим Голливудом». Но сейчас ситуация противоположная. Опросы говорят о том, что зрители не просто с удовольствием смотрят наши фильмы, но и идут на них во второй и третий раз, приводят в кино друзей и родственников. Причем люди делают это вовсе не из-за того, что других релизов кинопрокат предложить не может (всегда есть альтернатива остаться дома и посмотреть что-то из «Золотой коллекции» или найти в интернете какой-то новый сериал). Нет, публика спешит в кинотеатры, потому что их заинтриговали проекты, предложенные нашими кинематографистами. И это, во-первых, знак того, что киноиндустрия стремительно развивается, а во-вторых, что она научилась чувствовать свою аудиторию: режиссеры и продюсеры говорят со зрителем на одном языке.

— А какие жанры в приоритете?

— Несколько лет назад наше кино сделало ставку на блокбастеры: стало понятно, что именно они должны быть скелетообразующей структурой нашей киноиндустрии. Выручка, которую высокобюджетные фильмы приносят студиям и прокатчикам, гарантирует стойкость всей системы и дает отличные возможности для роста. Это не значит, что про авторское кино нужно забыть — конечно, нет. Один из главных козырей нашего кинематографа — именно в его многообразии. Но существенная доля общих сборов приходится как раз на блокбастеры, поэтому от их качества и количества зависит состояние киноиндустрии в целом. Кстати, по поводу качества к современным большим фильмам у меня претензий нет: мы действительно научились их делать. А вот над количеством нужно еще поработать. По словам министра культуры Ольги Любимовой, для устойчивого развития киноотрасли нам нужно выпускать около 300 фильмов в год, из них 60 — крупных релизов. И я с ней полностью согласна.

— Сейчас мы по этим показателям недотягиваем?

— Надеюсь, через пару лет мы на них выйдем. Сейчас ситуация такая: за 11 месяцев 2024-го в прокат вышло 192 российских релиза. И это тоже неплохой результат: в 2020-м, например, до проката дошел 131 проект (с учетом копродукции). Так что рост налицо, главное — не останавливаться на достигнутом.

— Верну Вас к жанрам...

— На первом плане сейчас семейный контент, и в первую очередь киносказки. Их обожают все: и кинематографисты, и зрители. Первые — за невероятную кинематографичность, за простор для фантазии и за огромный аудиторный охват, гарантирующий высокую окупаемость. Вторые — за возможность вернуться в детство и посмотреть фильм всей семьей. Меня же удивляет и радует тот факт, что все наши киносказки получаются очень разными: «Бременские музыканты» Алексея Нужного от «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» совсем не похожи на «Летучий корабль» Ильи Учителя или «Огниво» Александра Войтинского. Не отстают от хедлайнеров и малобюджетные сказки: к примеру, милая и смешная «Баба Яга спасает мир» Карена Захарова на наших глазах превращается в полноценную франшизу: в праздники мы увидим сиквел «Баба Яга спасает Новый год».

— Мне кажется, этот Новый год будет спасен не только Бабой Ягой...

— Да, на новогодние даты стоит сразу несколько сказочных релизов. Самые яркие из них — это, разумеется, «Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко от Yellow, Black and White и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» Игоря Волошина — производство «Централ Партнершип», «Кинослово» и «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова». Поверьте, это будет эпичная новогодняя битва!

— У фильмов, которые Вы сейчас перечислили, в названиях памятные с детства герои. Продюсеры осознанно выбирают известные тайтлы?

— Интерес к вечным брендам, героям народного эпоса — одна из главных тенденций нашего современного кино. Киноиндустрия увидела, что работать с ними невероятно выгодно. Причем брендом может быть классическое произведение (например, «Онегин» Пушкина или «Преступление и наказание» Достоевского), фильм («Вам и не снилось» Ильи Фрэза), анимация («Летучий корабль» Гарри Бардина, «Бременские музыканты» Инессы Ковалевской), легендарная личность (Федор Черенков, Петр Столыпин), музыкальная группа («Руки вверх!», «Иванушки International») и т. д. Сиквелы и спин-оффы — это тоже вариант брендирования, особенно когда франшиза расширяется до сопоставимой по размаху с голливудскими лентами, что, например, произошло с «Последним богатырем». Во всех этих случаях заинтересованность продюсеров объяснима: при работе с брендами затраты за рекламную раскрутку сокращаются в десятки раз, ведь за каждым брендом стоит огромная фанатская база — связанная с будущим проектом на эмоциональном уровне. А дальше продюсеры вольны выбирать: они или максимально точно переносят на экран оригинал («Онегин» Сарика Андреасяна), или пытаются нащупать в известных историях что-то новое.

— Лично Вам какой путь ближе?

— Я всегда за креативное отношение к материалу. Поэтому мне очень нравится фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед», снятый по мотивам — именно по мотивам! — Кира Булычева. Рада, что на премии «Событие года», которую наш журнал провел уже в 12-й раз, именно этот проект победил в номинации «Прорыв года». А Марк Эйдельштейн, сыгравший в нем Колю Герасимова, в апреле стал лауреатом нашей же премии «Аванс», которую мы вручаем самым перспективным молодым артистам в рамках ММКФ. Кстати, это один из примеров того, что «КиноРепортер» умеет почувствовать и поддержать талант. По сути, мы предсказали взлет Марка еще до появления «Аноры» Шона Бейкера, которая сделала его звездой мирового уровня.

— Премию «Аванс» также получила Анна Пересильд...

— Да, за роль в сериале Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». И тут не могу не вспомнить еще одну тенденцию, которой нам запомнится 2024 год. Она связана с всплеском интереса к девяностым. Собственно, интерес этот никуда и не пропадал: вспомним хотя бы «Быка» Бориса Акопова или сериал «90-е. Весело и громко» Игоря Волошина. Но сейчас эта волна поднялась на новую высоту: вслед за «Словом пацана» интернет взорвали «Лихие» Юрия Быкова и «Дети перемен» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. И не надо бояться предельной жесткости и серьезности поднятых тем: здесь мы имеем дело с максимально честным авторским высказыванием, когда не пытаются обходить острые углы или играть с аудиторией в поддавки. На премии «Событие года» мы не могли пройти мимо этого тренда: проект «Слово пацана. Кровь на асфальте» получил приз в номинации «Хит года».

— Какие еще тенденции можно отметить в нашем сериалостроении?

— Если говорить о ТВ-сериалах, то я бы выделила курс на историчность: масштабных проектов, связанных с нашим прошлым, сегодня снимается очень много. Чаще всего такие ленты ставят в центр какую-то знаковую личность, но при этом дают максимально полную панораму эпохи, концентрируясь на ее основных конфликтах и стараясь ответить на вопрос «Кто виноват?» и «Что делать?». Такие проекты всегда высокобюджетные и снимаются по лекалам большого кино. В качестве примеров назову «Столыпина» Алексея Андрианова с Александром Устюговым (ВГТРК) и «Плевако» Анны Матисон с Сергеем Безруковым (НТВ). Оба они были отмечены на нашей премии «Событие года».

— А что происходит с сериалами, снятыми для онлайн-платформ?

— Сегодня наши онлайн-кинотеатры вынуждены существовать в жесткой конкуренции друг с другом, тратя много усилий на поиски новых тем и на попытки разнообразить устоявшиеся сюжетные формулы. Здесь и «Чистые» Николая Хомерики — невероятно красивое визуальное действо, построенное на стыке эротики и притчи, и «Калимба» Нурбека Эргена с Федором Бондарчуком, рассказывающая о нестандартном психологическом эксперименте, и провокационное «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева, переворачивающее роман Достоевского с ног на голову и приближающее его к дню сегодняшнему, и «Она такая классная» Кирилла Дышлового, где одним из центральных персонажей становится аутист, сыгранный Львом Зулькарнаевым. Последний проект мне кажется особенно важным, потому что инклюзивных сериалов у нас еще не было. За роль в этом сериале мы отметили Льва на «Событии года» в номинации «Открытие года». Не могу не вспомнить и «Эль Русо» Сергея Мокрицкого с Сергеем Серзиным и Светланой Ивановой. Здесь вполне традиционная сюжетная формула о романе между хорошей девочкой и парнем-плохишом сильно переработана за счет неординарного сеттинга: местом действия становится Аргентина, в которой до сих пор сохранились поселения староверов. Именно там и живет главная героиня, которая вынужденно приезжает в Буэнос-Айрес, где ее дороги пересекаются с сотрудником полиции, применяющим нестандартные методы работы. Проект, кстати, интересен еще и тем, что он снимался в сотрудничестве с аргентинским продакшеном, а поиск новых международных партнеров в кинопроизводстве — еще одна из современных тенденций нашей индустрии. Мы же со своей стороны не могли обойти стороной этот сериал: на «Событии года» Светлана Иванова была названа лучшей актрисой.

— Мария, давайте вернемся к полнометражным фильмам. Чего не хватает сегодня нашему прокату?

— Я бы сказала, что одной из важных проблем остается окупаемость: у нас слишком высокая доля фильмов, которые не выходят даже на нулевую отметку, не говоря уж о прибыли. Да, половину сборов забирают кинотеатры, еще 10–15 процентов уходит на рекламное продвижение. Выходит, чтобы окупиться, фильм должен собрать сумму, превышающую затраты более чем в два раза. Это нелегко (особенно когда прокатчики не очень верят в проект и не хотят тратиться на рекламу). Тем не менее выход нужно искать — в первую очередь за счет новых маркетинговых стратегий и за счет коллабораций со смежными сферами. Высокобюджетные проекты этой дорогой уже идут: вокруг них создаются целые экосистемы, включающие мерч (особенно сувенирную продукцию и одежду), книги, комиксы, видеоигры, театральные постановки или шоу, сотрудничество с сетевыми магазинами или кафе. К примеру, перед выходом сиквела «Майора Грома» одна из самых популярных сетей быстрого питания подготовила специальное комбо, в которое входили фигурки героев фильма. Это все работающие механизмы, которые нужно использовать более широко.

— Но авторскому кино такие «изыски» не по карману...

— У него другие инструменты продвижения: активная фестивальная работа, сотрудничество с киноклубами, точечные сеансы, на которых зрители могут встретиться с актерами или режиссером... Да и небольшую выставку вполне можно организовать — почему нет? Кстати, сотрудничеству со смежными сферами может помочь принятый в этом году закон «О развитии креативных (творческих) индустрий», который начнет действовать уже в 2025 году. Документ как раз поможет окончательно стереть границы между разными видами искусства и будет способствовать сближению творческих людей. А их в нашей стране очень и очень много. И молодых кинематографистов, готовых снимать яркие и необычные проекты, тоже достаточно. Надо лишь помочь им это сделать. Этим сегодня занимается и Министерство культуры, и Фонд кино, и ИРИ, и многие другие серьезные организации. Ну, и наш журнал всегда на стороне отечественного кинематографа. При такой поддержке — я уверена! — наше кино будет развиваться еще стремительнее. А результаты станут еще более впечатляющими.

— Мария, раз Вы сами упомянули новый закон, чем он, на Ваш взгляд, особенно ценен?

— Он ценен для всех людей, работающих в креативной экономике. Если же говорить конкретно про медиасферу, то для меня как для редакционного директора «КиноРепортера» это документ первостепенной важности. Журнал — это тоже креативный продукт, создаваемый творческими усилиями группы авторов. И это не только текст: это и художественные фотографии, это и реклама, и дизайн, и подбор модных образов, и крупные медийные события, которые можно сравнить с театрализованным шоу, как, например, нашу премию «Событие года». В очередной раз все в этом убедились 28 ноября на церемонии, которая прошла в «Особняке на Волхонке». Плюс закон дает серьезный стимул для роста кинопроизводства, особенно в регионах. Сейчас, напомню, большинство кинематографистов крайне неохотно покидают территорию двух столиц, потому что снимать в них по многим причинам дешевле. Когда же благодаря закону в областных городах появятся собственные кинокластеры и образовательные программы, помогающие творческим людям получить востребованную кинопрофессию, мир отечественного кино станет еще разнообразнее: ведь в каждом регионе атмосфера особая. А чем ярче будет наша киноиндустрия, тем активнее будем и мы.

— Каким Вам видится влияние закона на другие сферы? Скажем, на территорию дизайна и моды, за которыми Вы, очевидно, следите?

— Конечно, ведь это тоже напрямую связано с моей профессиональной деятельностью. Вы же прекрасно понимаете, что мода тесно связана с кино. Например, я вхожу в состав жюри конкурса «Киношоурум», цель которого — объединить художников по костюмам с дизайнерами одежды. Все мы знаем, насколько важен костюм для характера персонажа и как порой сложно подобрать качественные вещи, которые будут помогать артисту создать убедительный образ на экране. Есть и обратная связь, ведь кино отличный способ для дизайнеров продвинуть свои работы. Хороший пример — сериал «Жить жизнь», где героиня Любови Аксеновой носит платья отечественного бренда Namelazz. Мне кажется, за такими коллаборациями будущее. Поэтому, если на наших подиумах будут появляться новые талантливые модельеры, я буду только рада. И это будет значить, что закон работает.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
19 декабря 2024

В офисе музыкального издательства «Джем» прошли обыски

IPQ.365
19 декабря 2024

АНО «Креативная экономика» подводит итоги 2024 года

IPQ.365
19 декабря 2024

На грани авторского права

IPQ.365
17 декабря 2024

РЦИС открыл представительство в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

IPQ.365
13 декабря 2024

Свердловская киностудия стала площадкой, где впервые презентовали эскизные проекты будущего памятника режиссеру Алексею Балабанову

IPQ.365
12 декабря 2024

Сделано в России: часовой завод «Ракета» выпустил коллаборацию с Русским музеем

IPQ.365
12 декабря 2024

Вашу маму и там, и тут передают: Литрес и благотворительный фонд «Семья вместе» представили аудиокнигу, записанную звездами

IPQ.365
06 декабря 2024

В Москве открывается третий выпуск ярмарки  современного искусства |catalog|

IPQ.365
06 декабря 2024

Гайд для дизайнеров: зачем нужен наставник и как его найти?

IPQ.365
06 декабря 2024

Маркетплейсы: защитить правообладателей, не пугая потребителей

IPQ.365
05 декабря 2024

РЦИС и Республика Адыгея заключили соглашение о сотрудничестве

IPQ.365
04 декабря 2024

Завтра стартует non/fictio№26

IPQ.365
03 декабря 2024

«Театр на Цветном» стартует со спектакля о поисках счастья

IPQ.365
03 декабря 2024

Анонсирована деловая программа «Российской креативной недели – Волга»

IPQ.365
03 декабря 2024

Красный – новый черный: Коллекция шелковых платков бренда Radical Chic AW24\25

IPQ.365
29 ноября 2024

n’RIS запускает регистрацию программ по хеш-коду

IPQ.365
26 ноября 2024

«Мама»: в кинотеатре «Октябрь» представили новую часть проекта «Хронос»

IPQ.365
26 ноября 2024

IP для IPO

IPQ.365
26 ноября 2024

Книжный сервис Литрес и фонд «Подари жизнь» выпустили книгу «Оттолкнуться от паузы: 7 новелл о любви, помощи и надежде»

IPQ.365
26 ноября 2024

FASHION REBELS представил новогоднюю коллекцию «Легенды о райских птицах»