IPQ.365
06 декабря 2024
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

Маркетплейсы: защитить правообладателей, не пугая потребителей

Эксперты РЦИС обсудили интеллектуальное право на торговых платформах

Маркетплейсы: защитить правообладателей, не пугая потребителей

Фото пресс-службы РЦИС

До 30% контрафакта в России распространяется через маркетплейсы, которые в большинстве случаев не отвечают за нарушения продавцов, пользуясь статусом информационных посредников. Существуют ли рычаги, которые заставят торговые площадки активнее бороться с нарушителями интеллектуальных прав в опоре на мировой опыт разбирались участники экспертной сессии Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) «Защита прав правообладателей интеллектуальной собственности в условиях развития рынка электронной торговли: роль и значение маркетплейсов» на площадке Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.

Как отметил директор департамента специальных проектов РЦИС Максим Башкатов, нарушения интеллектуальных прав на маркетплейсах бьют как по потребителям, которые получают некачественный, а порой и опасный для здоровья товар, так и по рынку в целом, где неоправданное конкурентное преимущество получают нечистые на руку продавцы. «Однако если с защитой потребителей государство худо-бедно справляется, благодаря Закону о защите прав потребителей, интересы рынка – защищены антимонопольным законодательством, то правообладатели сплошь и рядом вынуждены считаться со своеобразным алиби маркетплейсов: не знал и не должен был знать. В отличие от иных субъектов предпринимательской деятельности, которые могут отвечать без вины, информационные посредники пользуются мощным и, кажется, не всегда оправданным иммунитетом», – отметил он.

В качестве информационных посредников торговые платформы не несут материальной ответственности перед правообладателем, если не знали и не должны были знать о нарушении, а также предприняли все необходимые меры, когда их о нарушении проинформировали. На практике у всех площадок свои правила предотвращения нарушений и протоколы обратной связи с продавцами и правообладателями. Подписывая договор с платформой, ее партнеры соглашаются с этими правилами. Вопрос о том, насколько добросовестно конкретный маркетплейс работал над предотвращением нарушений и насколько оперативно содействовал их устранению часто повисает в воздухе из-за отсутствия универсальных норм для всей отрасли.

В США, Евросоюзе и Китае в последние годы все активнее обсуждаются, а часто и принимаются законы, обязывающие маркетплейсы применять проактивный подход к защите брендов. Он налагает на торговые площадки дополнительные обязательства, в частности, требует от них запрашивать у продавцов правоподтверждающие документы на продукцию еще на стадии выпуска карточки товара.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян полагает, что в России такой подход пока неуместен: «На сегодня у брендов есть все возможности защитить свои права непосредственно на маркетплейсах, которые оперативно реагируют на жалобы и удаляют карточки нарушителей. Если обязать платформы заниматься проактивной защитой, они потеряют львиную долю своей привлекательности для покупателей и продавцов и превратятся в обычные розничные магазины. А ведь сегодня маркетплейсы – драйвер экономики».

Она также обратила внимание на политические риски, связанные с возможными рестрикциями в отношении маркетплейсов: «С учетом сложного отношения к параллельному импорту, ухода брендов, приближения 2025 года, когда со многих этих брендов может быть снята охрана за неиспользованием в течение трех лет, маркетплейсы это точно не те участники рынка, которых сегодня необходимо обременять проактивным подходом».

Елена Авакян подчеркнула, что наличие в продаже брендовых товаров обеспечивает населению психологический комфорт и дает ощущение неизменной товарной насыщенности экономики: «Если для общества важна возможность купить на маркетплейсе сумку Hermes, государство не должно ее отнимать. Особенно учитывая, что официальных дилеров на территории страны нет. Пусть все уляжется, и тогда, возможно, придет время для более энергичной защиты брендов».

Одновременно она указала, что заинтересованные правообладатели могут воспользоваться широким набором электронных инструментов отслеживания брендированной продукции на базе того же РЦИС.РФ. Последние позволяют депонировать образцы изображений, найти станицы с незаконными предложениями продукциями и оперативно пресечь нарушения, будь то в претензионном или судебном порядке.

В сессии также приняли участие руководитель антимонопольной и регуляторной практики Wildberries Анна Арутюнян, руководитель практики интеллектуальной собственности OZON Даниил Бетуганов, советник министра экономического развития РФ Александр Яльцев и другие.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
20 декабря 2024

Мария Лемешева: «Киноиндустрия говорит со зрителями на одном языке»

IPQ.365
19 декабря 2024

В офисе музыкального издательства «Джем» прошли обыски

IPQ.365
19 декабря 2024

АНО «Креативная экономика» подводит итоги 2024 года

IPQ.365
19 декабря 2024

На грани авторского права

IPQ.365
17 декабря 2024

РЦИС открыл представительство в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

IPQ.365
13 декабря 2024

Свердловская киностудия стала площадкой, где впервые презентовали эскизные проекты будущего памятника режиссеру Алексею Балабанову

IPQ.365
12 декабря 2024

Сделано в России: часовой завод «Ракета» выпустил коллаборацию с Русским музеем

IPQ.365
12 декабря 2024

Вашу маму и там, и тут передают: Литрес и благотворительный фонд «Семья вместе» представили аудиокнигу, записанную звездами

IPQ.365
06 декабря 2024

В Москве открывается третий выпуск ярмарки  современного искусства |catalog|

IPQ.365
06 декабря 2024

Гайд для дизайнеров: зачем нужен наставник и как его найти?

IPQ.365
05 декабря 2024

РЦИС и Республика Адыгея заключили соглашение о сотрудничестве

IPQ.365
04 декабря 2024

Завтра стартует non/fictio№26

IPQ.365
03 декабря 2024

«Театр на Цветном» стартует со спектакля о поисках счастья

IPQ.365
03 декабря 2024

Анонсирована деловая программа «Российской креативной недели – Волга»

IPQ.365
03 декабря 2024

Красный – новый черный: Коллекция шелковых платков бренда Radical Chic AW24\25

IPQ.365
29 ноября 2024

n’RIS запускает регистрацию программ по хеш-коду

IPQ.365
26 ноября 2024

«Мама»: в кинотеатре «Октябрь» представили новую часть проекта «Хронос»

IPQ.365
26 ноября 2024

IP для IPO

IPQ.365
26 ноября 2024

Книжный сервис Литрес и фонд «Подари жизнь» выпустили книгу «Оттолкнуться от паузы: 7 новелл о любви, помощи и надежде»

IPQ.365
26 ноября 2024

FASHION REBELS представил новогоднюю коллекцию «Легенды о райских птицах»