IPQ.365
18 июня 2024
5 минут
Поделиться
IPQ.365

Маркетплейсы в законе

Маркетплейсы в законе

Фото Digital IP

Цифровые юристы обсудят деятельность торговых онлайн-платформ в контексте антимонопольного регулирования

19 июня состоится заседание Клуба цифровых юристов Digital Principle на базе Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Тема дискуссии — «Правовой статус российских маркетплейсов: мифы и реальность». Эксперты обсудят возможные меры антимонопольного регулирования в отношении крупнейших площадок: Wildberries и Ozon. Регистрация для желающих присоединиться открыта на сайте.

В январе 2024 года ФАС заявила, что Wildberries и Ozon вместе занимают доминирующее положение на рынке, то есть фактически признала их коллективным монополистом. Утверждалось, что компании занимают 80% рынка. Это означает, что в случае злоупотреблений к Wildberries и Оzon могут применить антимонопольные меры вплоть до принудительного разделения предприятий. Несмотря на то что в ближайшей перспективе подобное едва ли возможно из-за моратория на проверки IT-компаний, решение ФАС возвращает юридическое сообщество к дискуссии о правовом статусе маркетплейсов как важнейших участников цифрового рынка.

Существует ли «коллективное доминирование» российских маркетплейсов с точки зрения антимонопольного законодательства? Как деятельность маркетплейсов регулируется в ЕС и имеет ли для этого регулирования значение число пользователе площадок? Что Россия может почерпнуть из китайского опыта защиты прав пользователей маркетплейсов? Насколько эффективны добровольные самоограничения игроков рынка в рамках саморегулируемых организаций? Все эти вопросы авторитетные цивилисты обсудят на заседании Клуба.

Как отметил бессменный модератор Digital Principle, профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель, ординарный профессор факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов, скорее всего, Ozon и Wildberries признаны занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами по совокупности их объемов: «Они перешли ту границу, которая позволяет им избегать применения особых полномочий антимонопольного органа. В частности, к ним может быть применена статья 38 Закона о защите конкуренции — о принудительном разделении или выделении коммерческой организации по иску антимонопольного органа в суд. Для предъявления такого иска нужно установить “систематическое осуществление монополистической деятельности”».

Иначе говоря, будучи дважды привлеченной к ответственности за монополистическую деятельность, организация рискует столкнуться с иском ФАС. Впрочем, и привлечение к ответственности может быть также обжаловано в суде. Антон Иванов особо обратил внимание на то, что статья 38 Закона о защите конкуренции рассчитана на то, что принудительное разделение или выделение применяется к одной хозяйственной организации, занимающей доминирующее положение, а не к группе, образованной из двух организаций в совокупности. «Суду придется разрешить вопрос о том, можно ли применять разделение или выделение только к одной организации (тогда к какой?) или его необходимо применить к каждой компании, входящей в группу. Сложность в том, что статья 38 Закона о защите конкуренции применяется довольно редко, на моей памяти нет ни одного громкого дела на сей счет», — уточнил он.

Как отметил директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов, в прошлом году львиную долю дохода маркетплейсы в России получили от штрафов, взысканных с предпринимателей, торгующих и предоставляющих услуги по доставке и хранению товаров на этих платформах: «Не напоминает ли эта бизнес-модель у маркетплейсов бизнес-модель государства, получающего доход в основном с фискальных сборов? Ключевая опасность монополизации рыночной экономики видится именно в том, что власть рыночная начинает слишком напоминать просто власть, лишающую рыночных агентов свободы выбора и автономии. Наверное, главный вопрос антимонопольного права сегодня — как сохранить рыночные принципы в отношениях цифровых гигантов с предпринимателями и потребителями».

По его словам, бурный рост цифровых маркетплейсов ставит этот вопрос особенно остро, хотя по сути это вечный вопрос конкурентного права. «Наверное, история с маркетплейсами — это хороший кейс, чтобы протестировать эффективность антимонопольного права - сможет ли оно справиться со своей задачей или уступит место каким-то иным регуляторным механизмам, как это было в других высоко монополизированных отраслях - от ж/д до телекома», — подытожил Алексей Иванов.

Одним из решений проблемы рыночного доминирования двух игроков может стать законопроект о маркетплейсах, который сейчас готовят в Правительстве РФ. Концепцию документа разработает ФАС совместно с Минпромторгом и Роспотребнадзором в опоре на рекомендации Комитета СФ по экономической политике и поручения Правительства РФ.

При подготовке законопроекта профильным ведомствам важно учесть и позицию рынка, отметил заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев: «Активный рост рынка электронной коммерции закономерно привлекает все большее внимание регуляторов, и разработка законопроекта является важным шагом, который определит дальнейшие перспективы всей отрасли. Поэтому мы рассчитываем на диалог с профильными ведомствами и авторами документа для учета всех ключевых рисков и выработки сбалансированного решения для защиты интересов предпринимателей и покупателей».

В заседании примут участие директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции «Яндекса» Дмитрий Русаков, старший юрист юридической фирмы Melling, Voitishkin & Partners Юрий Яхин, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов, доцент факультета права НИУ ВШЭ, член Консультативного совета при Роскомнадзоре, к. ю. н. Александр Савельев, а также секретный гость.

Заседание пройдет 19 июня в 17:00 в онлайн-формате, принять участие в нем могут все желающие. Для этого нужно пройти предварительную регистрацию.

Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP предлагает всем желающим узнать больше о правовом регулировании и тенденциях развития института интеллектуальной собственности, пополнить свои знания о новых инструментах и сервисах, регуляторных, технических и этических аспектах использования ИИ, Big Data, LegalTech, FinTech, об их влиянии на сферы бизнеса и на общество в целом.

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
16 мая 2025

Связанные одной целью: платформы для художников и иллюстраторов решили действовать в тандеме

IPQ.365
16 мая 2025

Московский джаз звучит над столицей!

IPQ.365
15 мая 2025

Предпринимателей Амурской области научат эффективно управлять нематериальными активами

IPQ.365
15 мая 2025

Память погибших журналистов увековечат в Москве

IPQ.365
15 мая 2025

В Москве в третий раз пройдет Московский детский фестиваль искусств «НЕБО»

IPQ.365
15 мая 2025

Новые сценарии пространственного развития уральских городов разрабатывали на геофорсайте «Российской креативной недели – Урал»

IPQ.365
13 мая 2025

В Челябинской области создана региональная кинокомиссия

IPQ.365
13 мая 2025

«Чеховские чтения» откроются читкой пьесы Наталии Мошиной «Розовое платье с зелёным пояском»

IPQ.365
13 мая 2025

Okko представил саундтрек сериала «Разочарованные» в исполнении Леонида Агутина

IPQ.365
13 мая 2025

Академия Н.С. Михалкова покажет премьеру спектакля «Пир во время чумы» по мотивам «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина

IPQ.365
12 мая 2025

«Диапазон» – новая премия для тех, кто пишет и рассказывает о музыке

IPQ.365
12 мая 2025

Red Apple открыл приём заявок на юбилейный 35-й сезон

IPQ.365
07 мая 2025

На Литрес книги о Великой Отечественной войне бесплатно скачали более 25 000 раз

IPQ.365
06 мая 2025

Россия не может без Победы

IPQ.365
05 мая 2025

Иск о незаконности блокировке фильма «Руки вверх!» рассмотрят 5 мая

IPQ.365
01 мая 2025

«Новый очаг» с друзьями организовал праздник для маленьких пациентов медицинского центра Солнцево

IPQ.365
30 апреля 2025

В Международный день джаза на IPEX звучит новая волна российских музыкантов

IPQ.365
29 апреля 2025

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить»

IPQ.365
29 апреля 2025

Состоялась премьера второго сезона шоу Елены Кипер «По классике» 

IPQ.365
29 апреля 2025

Космический франчайзинг: стыковка в цифре