IPQ.365
18 июня 2024
5 минут
Поделиться
IPQ.365

Маркетплейсы в законе

Маркетплейсы в законе

Фото Digital IP

Цифровые юристы обсудят деятельность торговых онлайн-платформ в контексте антимонопольного регулирования

19 июня состоится заседание Клуба цифровых юристов Digital Principle на базе Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Тема дискуссии — «Правовой статус российских маркетплейсов: мифы и реальность». Эксперты обсудят возможные меры антимонопольного регулирования в отношении крупнейших площадок: Wildberries и Ozon. Регистрация для желающих присоединиться открыта на сайте.

В январе 2024 года ФАС заявила, что Wildberries и Ozon вместе занимают доминирующее положение на рынке, то есть фактически признала их коллективным монополистом. Утверждалось, что компании занимают 80% рынка. Это означает, что в случае злоупотреблений к Wildberries и Оzon могут применить антимонопольные меры вплоть до принудительного разделения предприятий. Несмотря на то что в ближайшей перспективе подобное едва ли возможно из-за моратория на проверки IT-компаний, решение ФАС возвращает юридическое сообщество к дискуссии о правовом статусе маркетплейсов как важнейших участников цифрового рынка.

Существует ли «коллективное доминирование» российских маркетплейсов с точки зрения антимонопольного законодательства? Как деятельность маркетплейсов регулируется в ЕС и имеет ли для этого регулирования значение число пользователе площадок? Что Россия может почерпнуть из китайского опыта защиты прав пользователей маркетплейсов? Насколько эффективны добровольные самоограничения игроков рынка в рамках саморегулируемых организаций? Все эти вопросы авторитетные цивилисты обсудят на заседании Клуба.

Как отметил бессменный модератор Digital Principle, профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель, ординарный профессор факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов, скорее всего, Ozon и Wildberries признаны занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами по совокупности их объемов: «Они перешли ту границу, которая позволяет им избегать применения особых полномочий антимонопольного органа. В частности, к ним может быть применена статья 38 Закона о защите конкуренции — о принудительном разделении или выделении коммерческой организации по иску антимонопольного органа в суд. Для предъявления такого иска нужно установить “систематическое осуществление монополистической деятельности”».

Иначе говоря, будучи дважды привлеченной к ответственности за монополистическую деятельность, организация рискует столкнуться с иском ФАС. Впрочем, и привлечение к ответственности может быть также обжаловано в суде. Антон Иванов особо обратил внимание на то, что статья 38 Закона о защите конкуренции рассчитана на то, что принудительное разделение или выделение применяется к одной хозяйственной организации, занимающей доминирующее положение, а не к группе, образованной из двух организаций в совокупности. «Суду придется разрешить вопрос о том, можно ли применять разделение или выделение только к одной организации (тогда к какой?) или его необходимо применить к каждой компании, входящей в группу. Сложность в том, что статья 38 Закона о защите конкуренции применяется довольно редко, на моей памяти нет ни одного громкого дела на сей счет», — уточнил он.

Как отметил директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов, в прошлом году львиную долю дохода маркетплейсы в России получили от штрафов, взысканных с предпринимателей, торгующих и предоставляющих услуги по доставке и хранению товаров на этих платформах: «Не напоминает ли эта бизнес-модель у маркетплейсов бизнес-модель государства, получающего доход в основном с фискальных сборов? Ключевая опасность монополизации рыночной экономики видится именно в том, что власть рыночная начинает слишком напоминать просто власть, лишающую рыночных агентов свободы выбора и автономии. Наверное, главный вопрос антимонопольного права сегодня — как сохранить рыночные принципы в отношениях цифровых гигантов с предпринимателями и потребителями».

По его словам, бурный рост цифровых маркетплейсов ставит этот вопрос особенно остро, хотя по сути это вечный вопрос конкурентного права. «Наверное, история с маркетплейсами — это хороший кейс, чтобы протестировать эффективность антимонопольного права - сможет ли оно справиться со своей задачей или уступит место каким-то иным регуляторным механизмам, как это было в других высоко монополизированных отраслях - от ж/д до телекома», — подытожил Алексей Иванов.

Одним из решений проблемы рыночного доминирования двух игроков может стать законопроект о маркетплейсах, который сейчас готовят в Правительстве РФ. Концепцию документа разработает ФАС совместно с Минпромторгом и Роспотребнадзором в опоре на рекомендации Комитета СФ по экономической политике и поручения Правительства РФ.

При подготовке законопроекта профильным ведомствам важно учесть и позицию рынка, отметил заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев: «Активный рост рынка электронной коммерции закономерно привлекает все большее внимание регуляторов, и разработка законопроекта является важным шагом, который определит дальнейшие перспективы всей отрасли. Поэтому мы рассчитываем на диалог с профильными ведомствами и авторами документа для учета всех ключевых рисков и выработки сбалансированного решения для защиты интересов предпринимателей и покупателей».

В заседании примут участие директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции «Яндекса» Дмитрий Русаков, старший юрист юридической фирмы Melling, Voitishkin & Partners Юрий Яхин, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов, доцент факультета права НИУ ВШЭ, член Консультативного совета при Роскомнадзоре, к. ю. н. Александр Савельев, а также секретный гость.

Заседание пройдет 19 июня в 17:00 в онлайн-формате, принять участие в нем могут все желающие. Для этого нужно пройти предварительную регистрацию.

Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP предлагает всем желающим узнать больше о правовом регулировании и тенденциях развития института интеллектуальной собственности, пополнить свои знания о новых инструментах и сервисах, регуляторных, технических и этических аспектах использования ИИ, Big Data, LegalTech, FinTech, об их влиянии на сферы бизнеса и на общество в целом.

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
01 мая 2025

«Новый очаг» с друзьями организовал праздник для маленьких пациентов медицинского центра Солнцево

IPQ.365
30 апреля 2025

В Международный день джаза на IPEX звучит новая волна российских музыкантов

IPQ.365
29 апреля 2025

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить»

IPQ.365
29 апреля 2025

Состоялась премьера второго сезона шоу Елены Кипер «По классике» 

IPQ.365
29 апреля 2025

Космический франчайзинг: стыковка в цифре

IPQ.365
29 апреля 2025

Стартует новый сезон премии «Электронная буква»

IPQ.365
28 апреля 2025

Представители «Киностудии имени Кира Булычева» получили Премию Global Innovator 2025

IPQ.365
28 апреля 2025

RAEX объявило дату презентации топ-100 российских вузов

IPQ.365
28 апреля 2025

"Эвалар" и модный дом Alena Akhmadullina презентовали совместный арт-проект

IPQ.365
28 апреля 2025

Новые возможности для российского фотоискусства

IPQ.365
28 апреля 2025

Ушла эпоха

IPQ.365
25 апреля 2025

Партнерство IPEX с «Первым музыкальным»

IPQ.365
24 апреля 2025

В России появится новый музыкальный контент для детей и молодежи

IPQ.365
23 апреля 2025

30% предпринимателей страдают от эмоционального выгорания

IPQ.365
23 апреля 2025

Социальный франчайзинг — это креативная индустрия

IPQ.365
22 апреля 2025

И режиссер с режиссером говорит

IPQ.365
21 апреля 2025

Ведущие эксперты, в рамках деловой программы Российского форума индустрии дизайна, обсудили развитие креативных индустрий Москвы

IPQ.365
21 апреля 2025

В Туле в кластере «Октава» пройдет фестиваль креативных индустрий «ОКТАВА-7. Ты – автор!»

IPQ.365
21 апреля 2025

Группа «РОСНАНО» и РЦИС объединят усилия для развития экономики знаний

IPQ.365
19 апреля 2025

Восходящие звезды российского кино получили «Аванс»