19 июня состоится заседание Клуба цифровых юристов Digital Principle на базе Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Тема дискуссии — «Правовой статус российских маркетплейсов: мифы и реальность». Эксперты обсудят возможные меры антимонопольного регулирования в отношении крупнейших площадок: Wildberries и Ozon. Регистрация для желающих присоединиться открыта на сайте.
В январе 2024 года ФАС заявила, что Wildberries и Ozon вместе занимают доминирующее положение на рынке, то есть фактически признала их коллективным монополистом. Утверждалось, что компании занимают 80% рынка. Это означает, что в случае злоупотреблений к Wildberries и Оzon могут применить антимонопольные меры вплоть до принудительного разделения предприятий. Несмотря на то что в ближайшей перспективе подобное едва ли возможно из-за моратория на проверки IT-компаний, решение ФАС возвращает юридическое сообщество к дискуссии о правовом статусе маркетплейсов как важнейших участников цифрового рынка.
Существует ли «коллективное доминирование» российских маркетплейсов с точки зрения антимонопольного законодательства? Как деятельность маркетплейсов регулируется в ЕС и имеет ли для этого регулирования значение число пользователе площадок? Что Россия может почерпнуть из китайского опыта защиты прав пользователей маркетплейсов? Насколько эффективны добровольные самоограничения игроков рынка в рамках саморегулируемых организаций? Все эти вопросы авторитетные цивилисты обсудят на заседании Клуба.
Как отметил бессменный модератор Digital Principle, профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель, ординарный профессор факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов, скорее всего, Ozon и Wildberries признаны занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами по совокупности их объемов: «Они перешли ту границу, которая позволяет им избегать применения особых полномочий антимонопольного органа. В частности, к ним может быть применена статья 38 Закона о защите конкуренции — о принудительном разделении или выделении коммерческой организации по иску антимонопольного органа в суд. Для предъявления такого иска нужно установить “систематическое осуществление монополистической деятельности”».
Иначе говоря, будучи дважды привлеченной к ответственности за монополистическую деятельность, организация рискует столкнуться с иском ФАС. Впрочем, и привлечение к ответственности может быть также обжаловано в суде. Антон Иванов особо обратил внимание на то, что статья 38 Закона о защите конкуренции рассчитана на то, что принудительное разделение или выделение применяется к одной хозяйственной организации, занимающей доминирующее положение, а не к группе, образованной из двух организаций в совокупности. «Суду придется разрешить вопрос о том, можно ли применять разделение или выделение только к одной организации (тогда к какой?) или его необходимо применить к каждой компании, входящей в группу. Сложность в том, что статья 38 Закона о защите конкуренции применяется довольно редко, на моей памяти нет ни одного громкого дела на сей счет», — уточнил он.
Как отметил директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов, в прошлом году львиную долю дохода маркетплейсы в России получили от штрафов, взысканных с предпринимателей, торгующих и предоставляющих услуги по доставке и хранению товаров на этих платформах: «Не напоминает ли эта бизнес-модель у маркетплейсов бизнес-модель государства, получающего доход в основном с фискальных сборов? Ключевая опасность монополизации рыночной экономики видится именно в том, что власть рыночная начинает слишком напоминать просто власть, лишающую рыночных агентов свободы выбора и автономии. Наверное, главный вопрос антимонопольного права сегодня — как сохранить рыночные принципы в отношениях цифровых гигантов с предпринимателями и потребителями».
По его словам, бурный рост цифровых маркетплейсов ставит этот вопрос особенно остро, хотя по сути это вечный вопрос конкурентного права. «Наверное, история с маркетплейсами — это хороший кейс, чтобы протестировать эффективность антимонопольного права - сможет ли оно справиться со своей задачей или уступит место каким-то иным регуляторным механизмам, как это было в других высоко монополизированных отраслях - от ж/д до телекома», — подытожил Алексей Иванов.
Одним из решений проблемы рыночного доминирования двух игроков может стать законопроект о маркетплейсах, который сейчас готовят в Правительстве РФ. Концепцию документа разработает ФАС совместно с Минпромторгом и Роспотребнадзором в опоре на рекомендации Комитета СФ по экономической политике и поручения Правительства РФ.
При подготовке законопроекта профильным ведомствам важно учесть и позицию рынка, отметил заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев: «Активный рост рынка электронной коммерции закономерно привлекает все большее внимание регуляторов, и разработка законопроекта является важным шагом, который определит дальнейшие перспективы всей отрасли. Поэтому мы рассчитываем на диалог с профильными ведомствами и авторами документа для учета всех ключевых рисков и выработки сбалансированного решения для защиты интересов предпринимателей и покупателей».
В заседании примут участие директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции «Яндекса» Дмитрий Русаков, старший юрист юридической фирмы Melling, Voitishkin & Partners Юрий Яхин, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов, доцент факультета права НИУ ВШЭ, член Консультативного совета при Роскомнадзоре, к. ю. н. Александр Савельев, а также секретный гость.
Заседание пройдет 19 июня в 17:00 в онлайн-формате, принять участие в нем могут все желающие. Для этого нужно пройти предварительную регистрацию.
Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP предлагает всем желающим узнать больше о правовом регулировании и тенденциях развития института интеллектуальной собственности, пополнить свои знания о новых инструментах и сервисах, регуляторных, технических и этических аспектах использования ИИ, Big Data, LegalTech, FinTech, об их влиянии на сферы бизнеса и на общество в целом.