IPQ.365
16 April 2024
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

О вкусах — спорят

О вкусах — спорят

Фото IPQuorum

Можно ли использовать плакат «Дойдем до Берлина!» для оформления поздравительной открытки? А если взять для оформления корпоративного мерча только один персик из картины «Девочка с персиками»? И как правильно положить «Данаю» на ортопедический матрас?

Вместе с участниками деловой программы международной книжной ярмарки non/fictio№26 весна эксперты в области авторского права разбирали самые нетривиальные случаи использования произведений изобразительного искусства и фотографических произведений в издательской деятельности.

В частности, Эрик Вальдес-Мартинес, директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС), и Владислав Багно, член Секретариата, советник председателя Союза фотохудожников России по правовым вопросам, на примерах судебной практики пояснили разницу права на неприкосновенность и переработку произведения. Особо было отмечено, что неприкосновенность произведения охраняется всегда, вне зависимости от срока охраны исключительного права на произведение, и не может быть предметом лицензионного соглашения. В то время как переработку с разрешения правообладателя осуществлять возможно.

«На практике проблема неприкосновенности и переработки произведения чрезвычайно актуальная, — сказал Эрик Вальдес-Мартинес. — Переработка — один из самых распространенных способов использования произведения. Но граница между переработкой и неприкосновенностью очень тонкая. Это особенно видно при использовании произведений изобразительного искусства: живописи, скульптуры, гравюры».

Касаясь темы судебной практики, Вальдес-Мартинес отметил, что количество судебных дел по интеллектуальной собственности в России в 2023 году увеличилось на 21% по сравнению с предыдущим годом. Он обратил внимание что более 80% всех судебных разбирательств в области интеллектуальной собственности за последние пару лет касались споров по защите исключительных прав: «Безусловно, рост обращения за судебной защитой наблюдается также и в издательской деятельности. Иски самые разные, но наибольшее количество связано с защитой прав правообладателя».

 Одним из наиболее интересных в ходе дискуссии стал вопрос о возможности коммерческого использования изображений музейных объектов, о котором рассказал Константин Марков, вице-президент Творческого союза художников России по правовым вопросам, фотограф, адвокат.

По словам эксперта, сегодня в более чем 3500 российских музеях хранится более 42 млн экспонатов. При этом у большинства художественных экспонатов срок действия авторских прав уже истек, и они перешли в статус «общественного достояния». Многие музейные редкости оцифрованы, и их изображения можно вполне законно приобрести в фотобанках. Такой статус объекта интеллектуальной собственности предполагает, что каждый может использовать произведение без получения согласия правообладателя.

Но, как выясняется, музейные артефакты охраняются не только гражданским законодательством в сфере авторского права, но и массивом правовых актов в сфере так называемого музейного права, в основе которого лежит ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», с которым желательно ознакомиться, если работа связана с использованием музейных артефактов.

Эрик Вальдес-Мартинес отметил, что для того, чтобы правомерно использовать изображения музейного предмета в полиграфии, издательской и т. п. деятельности, необходимо получать разрешение музея. Однако если такой предмет одновременно является объектом авторского права, в частности скульптура, живопись и т. д., и находится в сроке охраны, то также следует получить разрешение правообладателя.

«Распространенная ошибка пользователей заключается в том, что они не обращаются за получением разрешения в музеи. Несмотря на то, что закон о музейном фонде существует довольно давно — с 1996 года, для многих обращение в музей так и не стало правилом. В итоге это может привести, а в отдельных случаях приводит, к длительным и дорогостоящим судебным процессам», — отметил Эрик Вальдес-Мартинес.

Для того, чтобы получить начальные правовые знания по использованию произведений изобразительного искусства и фотографических произведений эксперты рекомендуют ознакомиться со следующими ресурсами:

УПРАВИС  – организация по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов и других авторов произведений изобразительного искусства, а также имеющая государственную аккредитацию в сфере управления и защиты авторского права при реализации права следования.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
16 December 2025

Право в эпоху «цифры»: как издавать книги без нарушения авторских прав

IPQ.365
15 December 2025

Книжный кластер «Смысловая 226» объявил имена победителей опен-колла «Нулевые в России»

IPQ.365
15 December 2025

В Москве завершился IX театральный фестиваль «Уроки режиссуры»

IPQ.365
15 December 2025

Арифметика non/fictio№27

IPQ.365
10 December 2025

В Иркутске представили «интеллектуальный мультитул» для управления ИС

IPQ.365
10 December 2025

VK Знакомств и Литрес: 80% пользователей испытывают симпатию к антигероям из книг

IPQ.365
10 December 2025

Radical Chic выпустил тройку платков, посвященную знакам зодиака

IPQ.365
10 December 2025

Московская школа современного искусства проведет предновогодний день искусства на Artplay  

IPQ.365
09 December 2025

Прием заявок на конкурс «Как звучат ремесла» завершен

IPQ.365
09 December 2025

От рутины к росту: радио обретает цифровое зрение

IPQ.365
08 December 2025

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»

IPQ.365
05 December 2025

Поэт-песенник Константин Арсенев: творчество – это же всегда передача энергии

IPQ.365
04 December 2025

В фойе «Покровка.Театр» состоялось открытие фрески Сергея Арцибашева

IPQ.365
04 December 2025

Объявлены 12 победителей V Юбилейной Российской национальной премии в сфере креативных индустрий

IPQ.365
02 December 2025

Звукорежессура: в "Нелектории" обсуждали профессию будущего

IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»