IPQ.365
16 апреля 2024
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

О вкусах — спорят

О вкусах — спорят

Фото IPQuorum

Можно ли использовать плакат «Дойдем до Берлина!» для оформления поздравительной открытки? А если взять для оформления корпоративного мерча только один персик из картины «Девочка с персиками»? И как правильно положить «Данаю» на ортопедический матрас?

Вместе с участниками деловой программы международной книжной ярмарки non/fictio№26 весна эксперты в области авторского права разбирали самые нетривиальные случаи использования произведений изобразительного искусства и фотографических произведений в издательской деятельности.

В частности, Эрик Вальдес-Мартинес, директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС), и Владислав Багно, член Секретариата, советник председателя Союза фотохудожников России по правовым вопросам, на примерах судебной практики пояснили разницу права на неприкосновенность и переработку произведения. Особо было отмечено, что неприкосновенность произведения охраняется всегда, вне зависимости от срока охраны исключительного права на произведение, и не может быть предметом лицензионного соглашения. В то время как переработку с разрешения правообладателя осуществлять возможно.

«На практике проблема неприкосновенности и переработки произведения чрезвычайно актуальная, — сказал Эрик Вальдес-Мартинес. — Переработка — один из самых распространенных способов использования произведения. Но граница между переработкой и неприкосновенностью очень тонкая. Это особенно видно при использовании произведений изобразительного искусства: живописи, скульптуры, гравюры».

Касаясь темы судебной практики, Вальдес-Мартинес отметил, что количество судебных дел по интеллектуальной собственности в России в 2023 году увеличилось на 21% по сравнению с предыдущим годом. Он обратил внимание что более 80% всех судебных разбирательств в области интеллектуальной собственности за последние пару лет касались споров по защите исключительных прав: «Безусловно, рост обращения за судебной защитой наблюдается также и в издательской деятельности. Иски самые разные, но наибольшее количество связано с защитой прав правообладателя».

 Одним из наиболее интересных в ходе дискуссии стал вопрос о возможности коммерческого использования изображений музейных объектов, о котором рассказал Константин Марков, вице-президент Творческого союза художников России по правовым вопросам, фотограф, адвокат.

По словам эксперта, сегодня в более чем 3500 российских музеях хранится более 42 млн экспонатов. При этом у большинства художественных экспонатов срок действия авторских прав уже истек, и они перешли в статус «общественного достояния». Многие музейные редкости оцифрованы, и их изображения можно вполне законно приобрести в фотобанках. Такой статус объекта интеллектуальной собственности предполагает, что каждый может использовать произведение без получения согласия правообладателя.

Но, как выясняется, музейные артефакты охраняются не только гражданским законодательством в сфере авторского права, но и массивом правовых актов в сфере так называемого музейного права, в основе которого лежит ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», с которым желательно ознакомиться, если работа связана с использованием музейных артефактов.

Эрик Вальдес-Мартинес отметил, что для того, чтобы правомерно использовать изображения музейного предмета в полиграфии, издательской и т. п. деятельности, необходимо получать разрешение музея. Однако если такой предмет одновременно является объектом авторского права, в частности скульптура, живопись и т. д., и находится в сроке охраны, то также следует получить разрешение правообладателя.

«Распространенная ошибка пользователей заключается в том, что они не обращаются за получением разрешения в музеи. Несмотря на то, что закон о музейном фонде существует довольно давно — с 1996 года, для многих обращение в музей так и не стало правилом. В итоге это может привести, а в отдельных случаях приводит, к длительным и дорогостоящим судебным процессам», — отметил Эрик Вальдес-Мартинес.

Для того, чтобы получить начальные правовые знания по использованию произведений изобразительного искусства и фотографических произведений эксперты рекомендуют ознакомиться со следующими ресурсами:

УПРАВИС  – организация по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов и других авторов произведений изобразительного искусства, а также имеющая государственную аккредитацию в сфере управления и защиты авторского права при реализации права следования.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
03 декабря 2024

«Театр на Цветном» стартует со спектакля о поисках счастья

IPQ.365
03 декабря 2024

Анонсирована деловая программа «Российской креативной недели – Волга»

IPQ.365
03 декабря 2024

Красный – новый черный: Коллекция шелковых платков бренда Radical Chic AW24\25

IPQ.365
29 ноября 2024

n’RIS запускает регистрацию программ по хеш-коду

IPQ.365
26 ноября 2024

«Мама»: в кинотеатре «Октябрь» представили новую часть проекта «Хронос»

IPQ.365
26 ноября 2024

IP для IPO

IPQ.365
26 ноября 2024

Книжный сервис Литрес и фонд «Подари жизнь» выпустили книгу «Оттолкнуться от паузы: 7 новелл о любви, помощи и надежде»

IPQ.365
26 ноября 2024

FASHION REBELS представил новогоднюю коллекцию «Легенды о райских птицах»

IPQ.365
26 ноября 2024

Организаторы подвели итоги IV «Российской креативной недели — Сибирь»

IPQ.365
25 ноября 2024

Премьера оперы «Моцарт и Сальери. ГИТИС-Лаб»

IPQ.365
22 ноября 2024

Участники форума «Российская креативная неделя – Сибирь» обсудили «особый путь» развития креативной экономики в макрорегионе

IPQ.365
22 ноября 2024

Кредиты под залог нематериальных активов начнут выдавать в Новосибирской области

IPQ.365
21 ноября 2024

Российская Федерация остается лидером в производстве синтетических тканей среди стран СНГ

IPQ.365
21 ноября 2024

Стандарты качества шерсти как основа для устойчивого развития текстильно-легкой промышленности: итоги круглого стола на Форуме «Содружество моды»

IPQ.365
20 ноября 2024

3-й Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний» пройдет в Москве 1-7 декабря

IPQ.365
20 ноября 2024

Полина Кутепова и Никита Тарасов в премьерном фильме «Мама»

IPQ.365
19 ноября 2024

АРАТ и Корпорация развития Зеленограда объявили о сотрудничестве в области развития 3D-печати

IPQ.365
18 ноября 2024

Очень вкусное кино

IPQ.365
18 ноября 2024

Инновации и кленовый сироп

IPQ.365
18 ноября 2024

Искусственный интеллект подставит плечо кинопроизводителям