IPQ.365
16 апреля 2024
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

О вкусах — спорят

О вкусах — спорят

Фото IPQuorum

Можно ли использовать плакат «Дойдем до Берлина!» для оформления поздравительной открытки? А если взять для оформления корпоративного мерча только один персик из картины «Девочка с персиками»? И как правильно положить «Данаю» на ортопедический матрас?

Вместе с участниками деловой программы международной книжной ярмарки non/fictio№26 весна эксперты в области авторского права разбирали самые нетривиальные случаи использования произведений изобразительного искусства и фотографических произведений в издательской деятельности.

В частности, Эрик Вальдес-Мартинес, директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС), и Владислав Багно, член Секретариата, советник председателя Союза фотохудожников России по правовым вопросам, на примерах судебной практики пояснили разницу права на неприкосновенность и переработку произведения. Особо было отмечено, что неприкосновенность произведения охраняется всегда, вне зависимости от срока охраны исключительного права на произведение, и не может быть предметом лицензионного соглашения. В то время как переработку с разрешения правообладателя осуществлять возможно.

«На практике проблема неприкосновенности и переработки произведения чрезвычайно актуальная, — сказал Эрик Вальдес-Мартинес. — Переработка — один из самых распространенных способов использования произведения. Но граница между переработкой и неприкосновенностью очень тонкая. Это особенно видно при использовании произведений изобразительного искусства: живописи, скульптуры, гравюры».

Касаясь темы судебной практики, Вальдес-Мартинес отметил, что количество судебных дел по интеллектуальной собственности в России в 2023 году увеличилось на 21% по сравнению с предыдущим годом. Он обратил внимание что более 80% всех судебных разбирательств в области интеллектуальной собственности за последние пару лет касались споров по защите исключительных прав: «Безусловно, рост обращения за судебной защитой наблюдается также и в издательской деятельности. Иски самые разные, но наибольшее количество связано с защитой прав правообладателя».

 Одним из наиболее интересных в ходе дискуссии стал вопрос о возможности коммерческого использования изображений музейных объектов, о котором рассказал Константин Марков, вице-президент Творческого союза художников России по правовым вопросам, фотограф, адвокат.

По словам эксперта, сегодня в более чем 3500 российских музеях хранится более 42 млн экспонатов. При этом у большинства художественных экспонатов срок действия авторских прав уже истек, и они перешли в статус «общественного достояния». Многие музейные редкости оцифрованы, и их изображения можно вполне законно приобрести в фотобанках. Такой статус объекта интеллектуальной собственности предполагает, что каждый может использовать произведение без получения согласия правообладателя.

Но, как выясняется, музейные артефакты охраняются не только гражданским законодательством в сфере авторского права, но и массивом правовых актов в сфере так называемого музейного права, в основе которого лежит ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», с которым желательно ознакомиться, если работа связана с использованием музейных артефактов.

Эрик Вальдес-Мартинес отметил, что для того, чтобы правомерно использовать изображения музейного предмета в полиграфии, издательской и т. п. деятельности, необходимо получать разрешение музея. Однако если такой предмет одновременно является объектом авторского права, в частности скульптура, живопись и т. д., и находится в сроке охраны, то также следует получить разрешение правообладателя.

«Распространенная ошибка пользователей заключается в том, что они не обращаются за получением разрешения в музеи. Несмотря на то, что закон о музейном фонде существует довольно давно — с 1996 года, для многих обращение в музей так и не стало правилом. В итоге это может привести, а в отдельных случаях приводит, к длительным и дорогостоящим судебным процессам», — отметил Эрик Вальдес-Мартинес.

Для того, чтобы получить начальные правовые знания по использованию произведений изобразительного искусства и фотографических произведений эксперты рекомендуют ознакомиться со следующими ресурсами:

УПРАВИС  – организация по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов и других авторов произведений изобразительного искусства, а также имеющая государственную аккредитацию в сфере управления и защиты авторского права при реализации права следования.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
15 августа 2025

Каждый ребенок — автор!

IPQ.365
15 августа 2025

С ослабленным иммунитетом ИТ-сектор захворает

IPQ.365
14 августа 2025

Открой Калугу заново: фестиваль уличных искусств «Переход-2025» пройдет в Калуге

IPQ.365
13 августа 2025

ФПРК объявляет Конкурс игровых фильмов

IPQ.365
11 августа 2025

Открыт прием заявок на модный интенсив в рамках BRICS+ Fashion Summit

IPQ.365
11 августа 2025

МАКСИМально ГОРЬКИЙ: В Москве пройдет четвертый фестиваль, посвященный великому писателю

IPQ.365
07 августа 2025

Фестиваль гик-культуры «Октакон» пройдёт в Туле 9–10 августа

IPQ.365
06 августа 2025

Россияне определили главного маменькиного сынка из литературы 

IPQ.365
06 августа 2025

Техника креативной безопасности и правила креативного движения

IPQ.365
05 августа 2025

n’RIS запустил специальный проект для авторов научной и технической сферы

IPQ.365
04 августа 2025

21 августа объявляем Днем большой любви промышленности и креатива

IPQ.365
04 августа 2025

Робособака станет участником благотворительного забега в Москве

IPQ.365
31 июля 2025

Прием заявок на конкурс «Вся страна» продлен до 1 сентября

IPQ.365
30 июля 2025

80% авторов и чтецов совмещают литературную деятельность с основной работой

IPQ.365
28 июля 2025

Подведены итоги премии «Чистый звук»

IPQ.365
25 июля 2025

«Город. Среда. Код»: гости кластера «Октава» увидят городскую среду через призму современного искусства

IPQ.365
24 июля 2025

Образцовое время. Сохраняя историю, создавая будущее

IPQ.365
22 июля 2025

Федерация креативных индустрий запускает II Всероссийский конкурс “Креативные индустрии: Журналистский взгляд”

IPQ.365
18 июля 2025

В прокат выходит новая киноверсия «Тимура и его команды»

IPQ.365
16 июля 2025

Стартовал прием заявок на вторую премию Правительства Москвы в области частных театров «Арт-платформа»