IPQ.365
08 March 2024
5 минут
Поделиться
IPQ.365

Польза, красота, влияние

Польза, красота, влияние

Фото с сайта https://www.newsmarhi.ru/

В МАРХИ обсудили роль интеллектуальной собственности в архитектуре

Зачем архитектору интеллектуальные права, если здание по проекту строится всего один раз? Может ли дом быть товарным знаком? И как быть архитекторам, которые сосредоточены на творчестве, а не на юридических и экономических нюансах своей работы? Эти и другие вопросы были в повестке круглого стола «Интеллектуальная собственность в архитектуре и дизайне: кто нарушает и как защитить», организованном Международным конгрессом молодых архитекторов и дизайнеров и Московским архитектурным институтом (Государственной академией) — МАРХИ.

По словам президента Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергея Матвеева, интеллектуальная собственность защищает красоту - объекты авторского права, полезность, то есть конструкторские и технические решения, охраняемые правом патентным, и влияние в качестве брендов, индивидуализирующих товары, услуги, компании. В архитектуре очевидным образом присутствуют все три составляющие, поэтому роль интеллектуальной собственности в этой креативной индустрии трудно переоценить.

Почему же несмотря на это многие архитекторы до сих пор скептически относятся к институту интеллектуального права? «Дело в том, что объекты, которые действительно уникальны, создаются один раз. Архитектор передает заказчику проект, и на этом их отношения заканчиваются. Фактически девелоперу оказывается услуга, а архитектор ничем не отличается от клининговой компании. Однако если архитектор не просто получит деньги по договору об оказании услуг, а передаст исключительные права на свой проект в рамках договора отчуждения права, он сможет сохранить за собой личные неимущественные права на здание. Быть может, он ничего не выиграет в деньгах, но зато он будет уверен, что никто не испортит его произведение башенками или мансардами», — отметил Сергей Матвеев.

Эксперт подчеркнул, что репутация — важнейший актив творческого специалиста, а разнообразные «улучшения» со стороны застройщиков бьют как раз по ней. С этой точки зрения личные неимущественные права обеспечивают и экономическую состоятельность творца.

Архитекторы в самом деле часто бывают вынуждены покинуть проект из-за изменений, которые вносят девелоперы, согласилась модератор дискуссии, руководитель оргкомитета Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований РФ им. А.В. Кузьмина, советник президента РААСН Наталья Климова: «Буквально недавно такой случай был в Москве. А на днях о схожем кейсе нам рассказали на форуме в Бишкеке. Архитектор отказался от проекта, потому что было уже не вполне понятно, чей он».

На многообразие правовых режимов охраны архитектуры обратила внимание проректор по развитию и стратегическим коммуникациям Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Ольга Терещенко: «Определенные элементы, например строительные конструкции, могут быть запатентованы в качестве технических решений. Дизайнерские находки можно зарегистрировать как промышленные образцы. А здание в целом, его облик может получить охрану как товарный знак. Именно так произошло с некоторыми из небоскребов “Москва-Сити”, питерским Лахта-центром, зданиями Казанского кремля. Это особенно важно, если образ здания используется в полиграфической, сувенирной продукции».

Проблема в том, что архитекторы зачастую не готовы вникать в хитросплетения интеллектуального права. И здесь на помощь приходят онлайн-сервисы, позволяющие защитить свои права буквально в два клика. По словам генерального директора АО «НРИС» Николая Турубара, на сегодня цифровое депонирование — самый быстрый, технологичный и удобный способ подтвердить авторство и приоритет: «n’RIS — это целая экосистема сервисов, включающая, например, специальный инструмент для депонирования изображений Арт Клауд. Он идеально подходит художникам, дизайнерам, фотографам и, разумеется, архитекторам — всем тем, кто работает с эскизами. За небольшую плату, на уровне обеда в ресторане, вы можете получить хранилище на 1 Гб и свободно размещать в нем огромное количество эскизов, набросков, чертежей».

Несмотря на то, что авторское право возникает автоматически в момент создания произведения, никогда не будет лишним подстелить себе соломки на случай возможных судебных разбирательств. «Из 200 дел, где фигурировали наши свидетельства о депонировании, мы не проиграли ни одного. Более того, лишь в 14% случаев дело вообще доходило до суда. Как правило, злоумышленнику достаточно направить досудебную претензию с приложенным свидетельством о депонировании», — рассказал Николай Турубар.

Наконец, немаловажно, что n’RIS — узел сети РЦИС.РФ, то есть все данные о депонированных произведениях записываются в распределенном реестре, где их нельзя удалить или изменить.

Среди проблем, сформулированных участниками круглого стола, — права на студенческие работы. Оказалось, что, поступая в творческие, в том числе архитектурные, вузы, многие учащиеся подписывают странный договор, по которому права на любой творческий продукт, созданный в период обучения, передаются учебному заведению. Об этом говорили и сами студенты, присутствовавшие на дискуссии. Сергей Матвеев усомнился в том, что подобные договоры справедливы, осмысленны и вообще законны: «Студент — слабая сторона сделки. Он пришел в вуз, чтобы его чему-то научили, а его понуждают передать права на нечто такое, чего еще даже не существует. При том что вуз в лучшем случае покажет проект на выставке, строить по нему он точно не будет. Студента не связывают с вузом трудовые отношения, а значит, категория служебного творчества неприменима. Передать права на то, что никак не определено, нельзя. Отсюда — такие договоры бессмысленны, незаконны и выглядят как понуждение».

Поддержал студентов и вице-президент Союза Дизайнеров России, директор Центра исследований и инновационных разработок РГХПУ им. С.Г. Строганова, генеральный директор «Смирнов Дизайн» Сергей Смирнов: «Будучи сотрудником Строгановки, я прекрасно понимаю, что такое служебные инструкции и служебные произведения. Но студент-то вовсе не сотрудник! Да и как отделить домашние работы от того, что учащиеся делают в свободное время. Я — за студентов. Если же вуз хочет получить права на что-то конкретное, пусть заключает с учащимся отдельный договор на этот счет».

Среди других тем, поднятых в ходе дискуссии, — необходимость особого курса об интеллектуальной собственности в рамках программ творческих вузов, взаимоотношения между авторством и правами на товарный знак (когда речь идет об одном и том же объекте, например здании), возможность злоупотреблений при добровольной регистрации прав на архитектурное произведение, перспективы участия архитекторов в крупных проектах, связанных с кадрами, молодежью, историческим наследием, и многое другое.

В дискуссии также участвовали: проректор МАРХИ по проектному управлению и воспитательной работе Павел Жбанов; адвокат, член Экспертного Совета по авторским правам Союза архитекторов России Дмитрий Потоцкий; руководитель оргкомитета Международного конгресса молодых архитекторов и дизайнеров Мария Яшенкова; член Совета Русского общества оценщиков, заместитель генерального директора Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса Хамид Мамаджанов.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
06 November 2025

Искусство отправляется в Депо

IPQ.365
06 November 2025

«Российская креативная неделя — Сибирь» и Красноярский край задают тренды развития креативной экономики

IPQ.365
06 November 2025

Специальный гость из Аргентины на Международном симпозиуме индустрии звукозаписи академической музыки

IPQ.365
01 November 2025

Лидеры российского бизнеса расскажут, как создать узнаваемый бренд

IPQ.365
01 November 2025

В Московском планетарии состоится премьера полнокупольного спектакля «Коперник»

IPQ.365
01 November 2025

Премия «Большая книга» и Литрес открывают бесплатный доступ к произведениям финалистов

IPQ.365
31 October 2025

Форум «Российская креативная неделя – Сибирь» в пятый раз пройдет в Красноярске

IPQ.365
29 October 2025

Состоялась пресс-конференция «Покровка.Театр» в ТАСС

IPQ.365
29 October 2025

Партнер Международного симпозиума «Индустрия звукозаписи академической музыки» – московская тон-студия мирового уровня CineLab SoundMix

IPQ.365
29 October 2025

Гала-концерт конкурса-фестиваля «Мелодия детства» пройдет в Малом зале Московской консерватории

IPQ.365
28 October 2025

В России подвели итоги первого Конкурса социальных архитекторов

IPQ.365
28 October 2025

Гала-концерт финалистов музыкального конкурса «Голоса Родины» пройдет в Москве

IPQ.365
27 October 2025

Приём заявок на грантовый конкурс «Индустриальный эксперимент» Благотворительного фонда Владимира Потанина открыт

IPQ.365
21 October 2025

Новинки современных технологий с использованием ИИ покажут на саммите Russian digital creative 2025 

IPQ.365
21 October 2025

Творчество объединяет: «Бриллиантовая бабочка» соберёт молодых режиссёров разных стран

IPQ.365
21 October 2025

III Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки пройдет в ноябре

IPQ.365
20 October 2025

Кто владеет музыкой? Правовые ловушки совместного творчества

IPQ.365
20 October 2025

IX Всероссийский фестиваль-конкурс драматических театров «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» открылся в Москве 17 октября.

IPQ.365
16 October 2025

Главная сага о 90-х оживает в новой форме — книга и аудиокнига «Лихие» уже в продаже

IPQ.365
16 October 2025

День контента и креатива Red Apple: что ждать на сессиях — первые подробности