IPQ.365
13 October 2023
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

В Торгово-промышленной палате РФ выдвинули идею единой организационной модели в сфере креативных индустрий

В Торгово-промышленной палате РФ выдвинули идею единой организационной модели в сфере креативных индустрий

Фото пресс-службы информационного агентства InterMedia

Круглый стол «Роль креативных индустрий в развитии территорий и государственно-частного партнерства», организованный Советом по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, состоялся 2 октября 2023 года. Об этом сообщает информационным агентством InterMedia.

Как отметил в начале заседания председатель комиссии по развитию креативных индустрий при Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Егор Иванков, нематериальные активы в регионах, как правило, находятся в сложной ситуации, что негативно влияет на возможности комплексного развития территорий.

Директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Ирина Ильина рассказала про модели развития регионов: регионы-лидеры (Москва и Московская область), «спящие инноваторы» – регионы, в которых активно развивается наука и есть технологические решения, но эти решения не всегда эффективно используются (Республика Татарстан, Калужская область), а также нереализованные регионы, в которых наука развивается, но создаваемые решения не используются в регионе. Развитие науки, промышленности и интеллектуальной собственности в любом регионе страны, по ее словам, напрямую зависит от того, налажена ли синхронизация как между законами, так и между ведомствами.

Научный руководитель Института развития креативных индустрий, директор Центра креативной экономики, к.э.н., профессор НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина в своем выступлении отметила, что вклад в креативные индустрии начинается с формирования креативной экосистемы. Креативные индустрии – это комплекс разномасштабных видов деятельности, для развития которых не всегда нужно строить заводы и фабрики, важнее создавать креативные кластеры, которые упростят внутренние коммуникации.

– Обязательно должна быть обеспечена вся цепочка от поддержки молодых талантов до получения профессиональных компетенций, а компетенции должны быть связаны с проектами, стартапами, их реализацией, – отметила она.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил, что изучение культурных и креативных индустрий началось под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ 12 лет назад. Еще тогда было детально изучено состояние культурных индустрий в странах мира, и здесь же впервые в России прозвучал термин «креативные индустрии»: стало ясно, что в разных странах мира культурные индустрии нередко называют креативными, и это одно и то же явление, состав которого в разных странах значительно разнится. При этом там, где государство системно подходит к развитию креативного сектора, этот сектор действительно показывает лучшие результаты.

– В разных странах мира системный подход реализуется по-разному, – отметил спикер, – но главным принципом управления является единство культурной политики. В 1953 году было создано Министерство культуры СССР, включавшее в себя практически все культурные ведомства страны – вплоть до Министерства высшего образования – однако развитие страны пошло в ином направлении, и суперминистерство быстро растащили.

Евгений Сафронов расссказал, что в России же о единой политике ни в сфере культуры, ни в сфере креативных индустрий сейчас речи не идет. За регулирование в сфере культуры отвечают официально 6 ведомств – Минцифры, Минкультуры, Минпромторг и др – однако координации между ними практически нет.

Но спикер упомянул одно важное исключение – работу общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС), в которой реально объединены усилия ведущих министерств в области интеллектуальной собственности. результаты этой работы налицо: в короткие сроки построен облачный учет, в легальное поле выведены активы почти на 4 млрд руб., а инвестиции в ИС в Москве вошли в четверку самых емких наряду со строительством, промышленным оборудованием и благоустройством – это выдающийся на мой взгляд результат. И все же это только один шаг, а нужны тысячи таких шагов.

Евгений Сафронов особо выделил подход к принятию Закона о креативных индустриях в Московской области: «…начали так, как это и следует начинать – с разработки методики исследования на базе передовых мировых и отечественных работ. Разработанная методика позволила выделить 138 видов деятельности, объединенных в 14 индустрий и 7 базисных группировок. На данный момент в России это наиболее проработанная методика анализа в творческих (креативных) индустриях как в регионах, так и на федеральном уровне».

В заключении выступления Сафронов отметил, что эффективное развитие творческих (креативных) индустрий может быть достигнуто лишь через координацию действий заинтересованных сторон и выработку единой политики и подхода к экспертизе.

Как рассказал директор Агентства «Архитектор» по международным связям, автор образовательных курсов Московского архитектурного института (МАРХИ) Александр Чугунов, никто сейчас не занимается законом об архитектуре. Он отметил, что в руководстве многих городов никто не берется за развитие архитектуры – в ряде случаев местных бюджетов хватает, по его словам, только «на выплату социальных пособий, молочные кухни и уборку мусора». Таким образом, идея частно-государственного партнерства в сфере архитектуры работает далеко не всегда.

В заключение дискуссии Егор Иванков поддержал предложения Евгения Сафронова, особо отметив, что единая организационная модель в сфере креативных индустрий сейчас отсутствует.

– Или мы будем комплексно развивать территории и найдем компромисс, или нас ждет жесткая национализация. Сейчас мы на развилке, – отметил спикер.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
10 December 2025

В Иркутске представили «интеллектуальный мультитул» для управления ИС

IPQ.365
10 December 2025

VK Знакомств и Литрес: 80% пользователей испытывают симпатию к антигероям из книг

IPQ.365
10 December 2025

Radical Chic выпустил тройку платков, посвященную знакам зодиака

IPQ.365
10 December 2025

Московская школа современного искусства проведет предновогодний день искусства на Artplay  

IPQ.365
09 December 2025

Прием заявок на конкурс «Как звучат ремесла» завершен

IPQ.365
09 December 2025

От рутины к росту: радио обретает цифровое зрение

IPQ.365
08 December 2025

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»

IPQ.365
05 December 2025

Поэт-песенник Константин Арсенев: творчество – это же всегда передача энергии

IPQ.365
04 December 2025

В фойе «Покровка.Театр» состоялось открытие фрески Сергея Арцибашева

IPQ.365
04 December 2025

Объявлены 12 победителей V Юбилейной Российской национальной премии в сфере креативных индустрий

IPQ.365
02 December 2025

Звукорежессура: в "Нелектории" обсуждали профессию будущего

IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов