IPQ.365
13 октября 2023
Поделиться
IPQ.365

В Торгово-промышленной палате РФ выдвинули идею единой организационной модели в сфере креативных индустрий

В Торгово-промышленной палате РФ выдвинули идею единой организационной модели в сфере креативных индустрий

Фото пресс-службы информационного агентства InterMedia

Круглый стол «Роль креативных индустрий в развитии территорий и государственно-частного партнерства», организованный Советом по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, состоялся 2 октября 2023 года. Об этом сообщает информационным агентством InterMedia.

Как отметил в начале заседания председатель комиссии по развитию креативных индустрий при Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Егор Иванков, нематериальные активы в регионах, как правило, находятся в сложной ситуации, что негативно влияет на возможности комплексного развития территорий.

Директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Ирина Ильина рассказала про модели развития регионов: регионы-лидеры (Москва и Московская область), «спящие инноваторы» – регионы, в которых активно развивается наука и есть технологические решения, но эти решения не всегда эффективно используются (Республика Татарстан, Калужская область), а также нереализованные регионы, в которых наука развивается, но создаваемые решения не используются в регионе. Развитие науки, промышленности и интеллектуальной собственности в любом регионе страны, по ее словам, напрямую зависит от того, налажена ли синхронизация как между законами, так и между ведомствами.

Научный руководитель Института развития креативных индустрий, директор Центра креативной экономики, к.э.н., профессор НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина в своем выступлении отметила, что вклад в креативные индустрии начинается с формирования креативной экосистемы. Креативные индустрии – это комплекс разномасштабных видов деятельности, для развития которых не всегда нужно строить заводы и фабрики, важнее создавать креативные кластеры, которые упростят внутренние коммуникации.

– Обязательно должна быть обеспечена вся цепочка от поддержки молодых талантов до получения профессиональных компетенций, а компетенции должны быть связаны с проектами, стартапами, их реализацией, – отметила она.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил, что изучение культурных и креативных индустрий началось под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ 12 лет назад. Еще тогда было детально изучено состояние культурных индустрий в странах мира, и здесь же впервые в России прозвучал термин «креативные индустрии»: стало ясно, что в разных странах мира культурные индустрии нередко называют креативными, и это одно и то же явление, состав которого в разных странах значительно разнится. При этом там, где государство системно подходит к развитию креативного сектора, этот сектор действительно показывает лучшие результаты.

– В разных странах мира системный подход реализуется по-разному, – отметил спикер, – но главным принципом управления является единство культурной политики. В 1953 году было создано Министерство культуры СССР, включавшее в себя практически все культурные ведомства страны – вплоть до Министерства высшего образования – однако развитие страны пошло в ином направлении, и суперминистерство быстро растащили.

Евгений Сафронов расссказал, что в России же о единой политике ни в сфере культуры, ни в сфере креативных индустрий сейчас речи не идет. За регулирование в сфере культуры отвечают официально 6 ведомств – Минцифры, Минкультуры, Минпромторг и др – однако координации между ними практически нет.

Но спикер упомянул одно важное исключение – работу общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС), в которой реально объединены усилия ведущих министерств в области интеллектуальной собственности. результаты этой работы налицо: в короткие сроки построен облачный учет, в легальное поле выведены активы почти на 4 млрд руб., а инвестиции в ИС в Москве вошли в четверку самых емких наряду со строительством, промышленным оборудованием и благоустройством – это выдающийся на мой взгляд результат. И все же это только один шаг, а нужны тысячи таких шагов.

Евгений Сафронов особо выделил подход к принятию Закона о креативных индустриях в Московской области: «…начали так, как это и следует начинать – с разработки методики исследования на базе передовых мировых и отечественных работ. Разработанная методика позволила выделить 138 видов деятельности, объединенных в 14 индустрий и 7 базисных группировок. На данный момент в России это наиболее проработанная методика анализа в творческих (креативных) индустриях как в регионах, так и на федеральном уровне».

В заключении выступления Сафронов отметил, что эффективное развитие творческих (креативных) индустрий может быть достигнуто лишь через координацию действий заинтересованных сторон и выработку единой политики и подхода к экспертизе.

Как рассказал директор Агентства «Архитектор» по международным связям, автор образовательных курсов Московского архитектурного института (МАРХИ) Александр Чугунов, никто сейчас не занимается законом об архитектуре. Он отметил, что в руководстве многих городов никто не берется за развитие архитектуры – в ряде случаев местных бюджетов хватает, по его словам, только «на выплату социальных пособий, молочные кухни и уборку мусора». Таким образом, идея частно-государственного партнерства в сфере архитектуры работает далеко не всегда.

В заключение дискуссии Егор Иванков поддержал предложения Евгения Сафронова, особо отметив, что единая организационная модель в сфере креативных индустрий сейчас отсутствует.

– Или мы будем комплексно развивать территории и найдем компромисс, или нас ждет жесткая национализация. Сейчас мы на развилке, – отметил спикер.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше