IPQ.365
05 сентября 2023
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

«Солнце» в квадрате

«Солнце» в квадрате

Фото пресс-службы Театра Стаса Намина

1 сентября театр Стаса Намина одержал новую «Победу над Солнцем». Показ футуристической оперы, придуманной 110 лет назад Алексеем Кручёных, Михаилом Матюшиным, Казимиром Малевичем и Велимиром Хлебниковым, прошел в Лужниках в ходе Московского урбанистического форума. Все желающие могли увидеть представление совершенно бесплатно.

— Должно было пройти достаточно много времени, чтобы общество осознало значимость этого спектакля и перестало видеть в нем исключительно «пощечину общественному вкусу» и желание сбросить классику с парохода современности. Только с 1980-х годов, с возросшим интересом к русскому авангарду, появились первые робкие попытки воспроизвести текст Велимира Хлебникова и Алексея Кручёных, трудно воспринимаемых без определенной подготовки. Иногда для оценки нужно даже не сто лет, а более. Далеко не все оказываются понятыми и признанными при жизни, — говорит художественный руководитель Стас Намин.

А потому, когда несколько лет назад театр взялся воссоздать для нового зрителя спектакль начала XX века, то сделать это решили, чтобы люди смогли увидеть всю полноту замысла и художественную ценность высказывания футуристов. Ведь неслучайно именно в «Победе над Солнцем» впервые появился знаковый для супрематизма и авангарда «Черный квадрат» Казимира Малевича. Картина была задником к декорациям, что, в том числе,  сохранили в спектакле театра Стаса Намина. Если считать, что черный цвет является поглощением всех спектров, то «квадрат» можно рассматривать как наслоение множества культурных эпох, он лишь на первый взгляд кажется человеку чисто черным.

— То было их гениальное предвидение трагедии начинающегося века. Но так же как и сам Малевич в конце жизни возвратился из супрематизма в романтику импрессионизма, так и свержение с пьедесталов всей существующей классики по сути есть не отрицание ее, а необходимый фундамент для провозглашения нового, революционного взгляда на искусство, — убежден Стас Намин.

— Черный квадрат — одна из вершин искусства XX века. Это кажется, что просто создать нечто подобное: нарисовать квадрат и закрасить черной краской. Но как сделать так, чтобы простая по форме геометрическая структура стала отражением сложной личности  автора. По сути, в квадрате зашита душа самого Казимира Малевича, — отмечает артист театра Стаса Намина Владимир Филиппов.

Именно поэтому сегодня так интересно пытаться разгадать один из самых противоречивых спектаклей прошлого столетия.

— Современному человеку хочется смотреть на искусство и пытаться вычленить не только фантазию автора, но и считать личный код и тот смысл, который он открывает лично для тебя, зрителя, сидящего в зале и внимательно наблюдающего за происходящим на сцене. Именно на эти шифры и символы откликается сегодня нутро человеческое, — считает Владимир Филиппов.

При этом, по его мнению, «Победа над Солнцем» не требует от человека какой-то особой подготовки, скорее желания принять определенные условия постановки этого спектакля и существования на сцене. Артист уверен, что даже если смыслы, скрытые в спектакле, могут показаться запутанными, то не откликнуться на энергию, заложенную его создателями, просто невозможно. Каждое слово Хлебникова, каждый звук, придуманный Матюшиным, обладает невероятной силой и собственной энергетикой.

— Но в целом, конечно, зритель должен знать, на что он идет, хотя бы почитать на сайте театра описание спектакля. И я не имею ввиду только наш театр, а театр как институцию, — говорит артист.

Если говорить о музыкальной составляющей, то, к сожалению, первоначальная партитура, написанная Михаилом Матюшиным, практически не сохранилась. До нас дошли только некоторые страницы. Музыкальный руководитель театра Александр Слизунов переложил сохранившиеся фрагменты, создав единую композицию. И если Владимир Маяковский задавался вопросом, можно ли передать музыку посредством самых «неподходящих» предметов и сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб, то в произведении Матюшина можно расслышать и скрежет расстроенного рояля, и шум гудящего мотора, и грохочущий отбойный молоток, и прочие звуки, в реальности далекие от какой бы то ни было гармонии. Однако в сочетании со сценографией, хореографией и визуализацией эти звуки выстраиваются в музыкальный ряд, в котором ощущается движение времени, сдвиг тектонических плит и вращающееся колесо истории.

Фото IPQuorum

Сегодня, когда мир меняется с большой скоростью, а технологии способны творить настоящие чудеса, произведение футуристов обретает новый подтекст. Мы вновь задаемся вопросом, не сбросит ли уже искусственный интеллект с парохода современности привычных творцов и не появится ли вскоре источник энергии, способный тягаться с силой солнца. А пока остается желать, чтобы свет проступил сквозь темный квадрат, а «Победа над Солнцем» одерживалась только на сцене.

Публика, собравшаяся в Лужниках, определенно приняла спектакль куда радушнее, чем это было с его предшественником.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
05 февраля 2025

Блокчейн для кизлярских мастеров

IPQ.365
30 января 2025

Угольные разрезы и йети

IPQ.365
30 января 2025

Антон Чехов входит в топ-10 самых популярных писателей русской классики

IPQ.365
29 января 2025

KD Studios и AP Digital откроют новый «Остров сокровищ»

IPQ.365
29 января 2025

На юбилейном XV Конгрессе индустрии детских товаров обсудят, нужен ли рынку отдельный закон

IPQ.365
27 января 2025

Лидеры индустрии детских товаров соберутся на юбилейном XV Конгрессе в Москве

IPQ.365
24 января 2025

РЦИС и Омская область заключили соглашение о сотрудничестве

IPQ.365
24 января 2025

В Зале Зарядье состоялось закрытие Второго благотворительного фестиваля «Звезда Рождества»

IPQ.365
14 января 2025

В рамках второго фестиваля «Звезда Рождества» открывается выставка благотворительного плаката эпохи модерна «Купите подснежник»

IPQ.365
10 января 2025

Новое измерение магии: в арт-пространстве Luminar открылась иммерсивная выставка современного цифрового искусства «Making Magic»

IPQ.365
10 января 2025

20-22 января в Москве пройдут гастроли спектаклей–победителей XXI Фестиваля театров малых городов России

IPQ.365
27 декабря 2024

В 2024 году оборот резидентов Долины МГУ составил 70 млрд рублей

IPQ.365
27 декабря 2024

Фонд «Лига выпускников» совместно с научным сообществом поддержали идею создания центра компетенций ТЭК

IPQ.365
25 декабря 2024

«Руки Вверх!» снова на экранах

IPQ.365
25 декабря 2024

Единое свидетельство РЦИС.РФ и n’RIS

IPQ.365
23 декабря 2024

TopHit подарит радиослушателям чарт лучших хитов 2024 года, который проведут Татьяна Куртукова и Filatov & Karas

IPQ.365
23 декабря 2024

Руслан Гацалов: «Большинство творцов болезненно воспринимает любые факты копирования»

IPQ.365
20 декабря 2024

Мария Лемешева: «Киноиндустрия говорит со зрителями на одном языке»

IPQ.365
19 декабря 2024

В офисе музыкального издательства «Джем» прошли обыски

IPQ.365
19 декабря 2024

АНО «Креативная экономика» подводит итоги 2024 года