Технологии дают множество возможностей для развития, продвижения и увеличения заработка музыкантов. Самый большой и развивающийся сегмент потребления музыки — это стриминговые платформы. Два года назад ими уже пользовались 87% россиян, которые слушают музыку, и доля пользователей постоянно продолжает расти. Apple Music, «Яндекс.Музыка», Boom, недавно появившийся на российском рынке Spotify — именно эти сервисы сейчас используют вместо аудиокассет и компакт-дисков.
Еще один способ заработать на музыке — это синхронизация, а именно лицензирование произведений для их проигрывания на ТВ, в сериалах и кино. Также многим артистам доход, сопоставимый с размером заработка на живых концертах, дает реклама. Некоторые пользователи смартфонов все еще покупают мелодии для звонка, что тоже приносит деньги авторам, но этот вид потребления контента может в скором времени сойти на нет.
Для заработка на своих произведениях музыканты должны правильно оформлять и защищать свои интеллектуальные права. Большинство исполнителей проходит регистрацию в Российском авторском обществе (РАО). Некоторые артисты передают свои права лейблу, который оказывает юридическую поддержку и отслеживает нарушения.
Пока что законодательство в России не успевает меняться вслед за развитием технологий. Так, часть 4 Гражданского кодекса, которая регулирует вопросы защиты интеллектуальной собственности, была принята еще в 2008 году. Многие важные моменты просто не прописаны ни в одном законодательном документе — например, права аранжировщиков, которые являются создателями музыки. Пока единственным возможным вариантом становится включение аранжировщика в соавторы трека.
Важно учитывать, что новые технологии — не единственный способ продвижения. Для получения настоящей, неоднодневной популярности музыканту нужно устанавливать личный контакт со своими слушателями — прежде всего на live-концертах.