IPQ.365
19 января 2022
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

Цифровые технологии захватывают музейное пространство

Цифровые технологии захватывают музейное пространство

Сегодня во многие крупные музеи мира стремительно приходят инновации. Где-то это электронный гид — чат-бот, который не только устроит вам экскурсию, но и проведет мастер-класс по рисованию. Где-то с помощью технологии deepface нейросеть нарисует для вас картины в стиле любого известного художника, которые будут неотличимы от оригинала. 

Чат-боты пока еще не вытеснили из музеев настоящих живых экскурсоводов, но уже готовы составить им конкуренцию. 

В художественном музее города Акрона (штат Огайо) цифровой гид Dot не только составляет индивидуальный маршрут и рассказывает о произведениях искусства, но и ведет с посетителями непринужденную беседу, задает им вопросы о смысле творчества.

В Рио-де-Жанейро в Museum of Tomorrow бот IRIS+, созданный компанией IBM, после окончания экскурсии проводит блиц-опрос посетителей, выясняя, что им хотелось бы изменить в современном мире и предлагая возможные варианты решения.

Три музея Вашингтона еще в 2018 году наняли на работу роботов по имени Пеппер. Пепперы отвечают на вопросы, рассказывают истории, танцуют и с удовольствием позируют для селфи вместе с людьми.

Первый робот-критик появился во Франции в 2016 году. Его зовут Беренсон в честь американского историка искусств и художественного критика Бернарда Беренсона, он носит черное пальто, белый шарф и шляпу-котелок. Его создатели, антрополог Дэнис Видал и инженер Филипп Гауссье, хотели выяснить, сможет ли робот, общаясь с посетителями, сформировать собственное мнение о произведениях искусства. Разработчики научили электронного критика улыбаться, хмуриться и уходить от ответа. 

В среднем Беренсон научился распознавать по 10‒20 арт-объектов ежедневно и на основании реакций посетителей на эти работы составлял собственное представление о том, «хорошие» это картины или «плохие».

Нынешним пандемийным летом история с «электронными критиками» случайно получила свое продолжение в Болонье, Парме и Риме. Камеры, установленные в трех итальянских музеях для контроля за ношением масок и соблюдением дистанции, начали использовать для оценки реакции посетителей на произведения искусства. 

Разработчики научили искусственный интеллект считывать пять эмоций: радость, грусть, удивление, злость и нейтральное выражение, а также распознавать возраст и пол человека. Собранные данные очень важны для организаторов выставок и помогут им в будущем продвигать те работы, которые собрали больше «лайков».

Каждому из нас, наверное, приходилось в жизни сталкиваться с двойниками и удивляться сходству своих знакомых с известными актерами или героями картин. В 2016 году галерея Tate Modern совместно с Microsoft объявила конкурс на создание инструмента для поиска двойников. Победителем стала программа Recognition. Проанализировав базу фотожурналистов Reuters и 30 000 оцифрованных арт-объектов, Recognition за три месяца нашла 7271 пару двойников.

Дипфейк — еще одна из современных технологий, которая уверенно внедряется в музейное пространство. В 2019 году в музее Дали во Флориде появилась цифровая копия художника. Дипфейк Дали рассказывал посетителям о своей жизни и своих работах, читал газеты, сообщал прогноз погоды и даже делал селфи со своими поклонниками.

Для того чтобы цифровая копия была максимально приближена к оригиналу, разработчики собрали огромную архивную базу — от интервью Дали до его личных фотографий, обучили искусственный интеллект имитировать голос художника и его уникальный акцент. В создании дипфейка также принимал участие актер со схожим строением тела и мимикой. 

С помощью современных технологий и искусственного интеллекта можно создавать не только оживший образ художника, но и писать за него картины, полностью повторяя творческую манеру и все художественные приемы мастера. 

В 2016 году коллаборация Microsoft, финансовой компании ING, Делфтского технического университета, музея Маурицхёйс и Дома-музея Рембрандта запустила проект The Next Rembrandt»=. В результате искусственный интеллект нарисовал портрет мужчины в стиле и манере великого голландца. 

И это не единственный подобный опыт. Специалисты британской компании Oxia Palus обучили искусственный интеллект тайнам живописи Пикассо, чтобы воссоздать изображение обнаженной женщины, найденной под его картиной «Завтрак слепого». 

Искусственный интеллект, обученный всем тонкостям письма того или иного художника, может не только рисовать новые картины, но и проверять на подлинность сомнительные шедевры. Так, с помощью искусственного интеллекта, посвященного в тайны живописи Рубенса, исследователи смогли определить, что картина «Самсон и Далила», находящаяся в экспозиции Национальной галереи Лондона, скорее всего, является подделкой. 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
19 апреля 2025

Восходящие звезды российского кино получили «Аванс»

IPQ.365
17 апреля 2025

Москвич и Айседора: премьера мультижанрового спектакля, посвященного знаменитой танцовщице

IPQ.365
17 апреля 2025

Объявлены первые лауреаты конкурса «Дорога к звёздам»

IPQ.365
17 апреля 2025

На IPEX представлен новый сборник «космической» музыки от Валерия Мифодовского

IPQ.365
16 апреля 2025

13 - 14 мая в Челябинске пройдет второй форум «Российская креативная неделя – Урал

IPQ.365
16 апреля 2025

Инновации и технологии: дискуссия на Российском форуме индустрии дизайна

IPQ.365
16 апреля 2025

Мультфильм «По ту сторону» о мальчике с аутизмом покажут на Московском международном кинофестивале

IPQ.365
16 апреля 2025

Братская могила автора. Можно ли в эпоху ИИ сохранить человеческую культуру?

IPQ.365
16 апреля 2025

Медиапремия Апостол представила состав жюри третьего сезона

IPQ.365
15 апреля 2025

В Москве на Российском форуме индустрии дизайна обсудили развитие дизайна в регионах

IPQ.365
15 апреля 2025

Тренды на виртуальную моду и дизайн эмоций обсудили на полях Российского форума индустрии дизайна

IPQ.365
15 апреля 2025

VK запустила digital-примерочную в коллаборации с fashion-брендами

IPQ.365
14 апреля 2025

Интеллектуальная собственность без границ: в Мексике презентовали российский опыт цифровизации рынка нематериальных активов

IPQ.365
14 апреля 2025

Мода как наследие: культурный код страны представят на Российском форуме индустрии дизайна

IPQ.365
11 апреля 2025

Анна Меликян и Сергей Мирошниченко примут участие в лаборатории ФПРК

IPQ.365
11 апреля 2025

Завершается опрос для нового топ-100 вузов России

IPQ.365
10 апреля 2025

Платформа ARTISTS/ХУДОЖНИКИ начала сотрудничество с крупнейшим художественным вузом России

IPQ.365
10 апреля 2025

Литрес, Космомерч и Сергей Лукьяненко выпустили коллекцию ко Дню космонавтики

IPQ.365
10 апреля 2025

На Российском форуме индустрии дизайна обсудят промышленный дизайн в современных технологических компаниях

IPQ.365
09 апреля 2025

Новые экотропы в Нижегородской области: СИБУР расширяет возможности для природного туризма