IPQ.365
05 августа 2021
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

Представителей креативных индустрий посчитали и рассортировали

Представителей креативных индустрий посчитали и рассортировали

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ опубликовал первый научный дайджест «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы». Результаты исследования оказались вполне предсказуемыми: самая популярная профессия в сфере креативной экономики – специалист по рекламе. На втором месте по популярности – разработчики программного обеспечения. 

Креативные индустрии – это особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. К ним относят архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание, рекламу и так далее.

В креативную экономику России вовлечено около 5 млн человек: каждый пятый занимается рекламой или маркетингом, каждый шестой – софтом. Третье место, как выяснили исследователи, занимают швеи, вышивальщицы и представители родственных профессий, их в креативной индустрии 11%.

Креативные индустрии сегодня находятся на подъеме. По сравнению с другими отраслями этот сектор демонстрирует уверенный рост. Порядка 3% мирового валового продукта приходится на товары и услуги этого сектора. Он обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты.

Конечно же, это среднестатистические показатели, они меняются от страны к стране и даже от города к городу. В России, например, представители креативных профессий сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. При этом доля столичных креативных работников вдвое выше, чем в среднем по стране. Но это, скорее закономерность, чем исключение из правил. Во всем мире, не только в России, представители креативных профессий чаще горожане, чем сельские жители. Это обусловлено тем, что в городах более конкурентный рынок и более платежеспособное население.

Авторов исследования интересовал не только человеческий потенциал отрасли, но и финансовая составляющая. По данным, опубликованным в дайджесте, валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России достигает почти 2,4 трлн руб. ($104,6 млрд по паритету покупательной способности - ППС) или 2,4% ВВП. Здесь в лидеры вышли IT и видеоигры, отодвинув рекламу на второе место. Следующие позиции занимают мода, телерадиовещание и музыка.

По этим показателям, кстати, Россия выступает на среднемировом уровне (3%), но уступает таким странам, как Италия (6,1%), Великобритании (5,8%) и Австралии (5,7%). Безусловными лидерами по объему валовой добавленной стоимости креативных индустрий являются Китай с его $988 млрд по ППС и Америка ($921,6 млрд).

Внешняя торговля России креативными товарами и услугами имеет отрицательный баланс. Дефицит в торговле креативными услугами в 2019 году составлял $3 млрд, товарами - $4 млрд. Преимущественно наш экспорт составляют книги и газетная бумага, а также предметы интерьера – от мебели до обоев. А среди импортных креативных товаров, которые ввозятся в страну, первое место занимают мебель и игрушки.

Авторы научного исследования отмечают, что «оставаясь нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, Россия во многом зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг, что делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков».

Исследование было проведено Научным центром мирового уровня (НЦМУ) "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в рамках проекта «Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса».

НЦМУ создан в рамках национального проекта "Наука" и объединяет в формате консорциума исследовательские коллективы НИУ ВШЭ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), МГИМО и Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
18 июня 2025

AY YOLA — этническое открытие года на MTC Live Лето!

IPQ.365
17 июня 2025

Петр Дранга завершил оперу «Мандрагора» Петра Чайковского с помощью искусственного интеллекта от Сбера

IPQ.365
17 июня 2025

Платформа ХУДОЖНИКИ/ARTISTS примет участие в ПМЭФ-2025: путь к укреплению российского искусства

IPQ.365
16 июня 2025

Четвертый фестиваль, посвященный Максиму Горькому, пройдет в Нижнем Новгороде, Казани и Москве

IPQ.365
16 июня 2025

От экологии сдерживания к экологии развития: на международном форуме «ЗЕМЛЯНЕ» планету будут учиться спасать с помощью технологий

IPQ.365
11 июня 2025

Россия представила свой опыт цифровизации сферы интеллектуальной собственности на TASHKENT LAW SPRING

IPQ.365
10 июня 2025

МТС «Строки»: спрос на книги по истории России вырос на 31%

IPQ.365
09 июня 2025

Ректоры лучших вузов обсудили будущее высшей школы

IPQ.365
09 июня 2025

В Москве открылся X международный футбольно-музыкальный фестиваль "Арт-футбол 2025"

IPQ.365
06 июня 2025

Литрес: спрос на русскую классику опережает спрос на зарубежную

IPQ.365
06 июня 2025

Объявлены названия релизов-финалистов третьей Международной премии за лучшую аудиозапись «Чистый звук»

IPQ.365
06 июня 2025

«Декабристки»: графический роман о силе духа и цене выбора

IPQ.365
06 июня 2025

Дмитрий Певцов и Государственный Кремлевский оркестр представят синтетический спектакль «В списках не значился»

IPQ.365
04 июня 2025

Главные хиты Николая Носкова прозвучат в Зеленом театре ВДН

IPQ.365
04 июня 2025

ХУДОЖНИКИ/ARTISTS становится крупнейшей цифровой галереей России

IPQ.365
29 мая 2025

Второй фестиваль молодого кино «Новое движение» стартует с "Семейного счастья"

IPQ.365
29 мая 2025

В кластере «Октава» снова пройдет фестиваль «Книги на лето»

IPQ.365
29 мая 2025

Цифровое депонирование против пиратства

IPQ.365
28 мая 2025

Управлять правами, не выходя из гаража

IPQ.365
23 мая 2025

В Москве прошла премьера спектакля «Пир во время чумы» Академии Н.С. Михалкова