IPQ.365
05 August 2021
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

Представителей креативных индустрий посчитали и рассортировали

Представителей креативных индустрий посчитали и рассортировали

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ опубликовал первый научный дайджест «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы». Результаты исследования оказались вполне предсказуемыми: самая популярная профессия в сфере креативной экономики – специалист по рекламе. На втором месте по популярности – разработчики программного обеспечения. 

Креативные индустрии – это особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. К ним относят архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание, рекламу и так далее.

В креативную экономику России вовлечено около 5 млн человек: каждый пятый занимается рекламой или маркетингом, каждый шестой – софтом. Третье место, как выяснили исследователи, занимают швеи, вышивальщицы и представители родственных профессий, их в креативной индустрии 11%.

Креативные индустрии сегодня находятся на подъеме. По сравнению с другими отраслями этот сектор демонстрирует уверенный рост. Порядка 3% мирового валового продукта приходится на товары и услуги этого сектора. Он обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты.

Конечно же, это среднестатистические показатели, они меняются от страны к стране и даже от города к городу. В России, например, представители креативных профессий сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. При этом доля столичных креативных работников вдвое выше, чем в среднем по стране. Но это, скорее закономерность, чем исключение из правил. Во всем мире, не только в России, представители креативных профессий чаще горожане, чем сельские жители. Это обусловлено тем, что в городах более конкурентный рынок и более платежеспособное население.

Авторов исследования интересовал не только человеческий потенциал отрасли, но и финансовая составляющая. По данным, опубликованным в дайджесте, валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России достигает почти 2,4 трлн руб. ($104,6 млрд по паритету покупательной способности - ППС) или 2,4% ВВП. Здесь в лидеры вышли IT и видеоигры, отодвинув рекламу на второе место. Следующие позиции занимают мода, телерадиовещание и музыка.

По этим показателям, кстати, Россия выступает на среднемировом уровне (3%), но уступает таким странам, как Италия (6,1%), Великобритании (5,8%) и Австралии (5,7%). Безусловными лидерами по объему валовой добавленной стоимости креативных индустрий являются Китай с его $988 млрд по ППС и Америка ($921,6 млрд).

Внешняя торговля России креативными товарами и услугами имеет отрицательный баланс. Дефицит в торговле креативными услугами в 2019 году составлял $3 млрд, товарами - $4 млрд. Преимущественно наш экспорт составляют книги и газетная бумага, а также предметы интерьера – от мебели до обоев. А среди импортных креативных товаров, которые ввозятся в страну, первое место занимают мебель и игрушки.

Авторы научного исследования отмечают, что «оставаясь нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, Россия во многом зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг, что делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков».

Исследование было проведено Научным центром мирового уровня (НЦМУ) "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в рамках проекта «Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса».

НЦМУ создан в рамках национального проекта "Наука" и объединяет в формате консорциума исследовательские коллективы НИУ ВШЭ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), МГИМО и Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
10 December 2025

В Иркутске представили «интеллектуальный мультитул» для управления ИС

IPQ.365
10 December 2025

VK Знакомств и Литрес: 80% пользователей испытывают симпатию к антигероям из книг

IPQ.365
10 December 2025

Radical Chic выпустил тройку платков, посвященную знакам зодиака

IPQ.365
10 December 2025

Московская школа современного искусства проведет предновогодний день искусства на Artplay  

IPQ.365
09 December 2025

Прием заявок на конкурс «Как звучат ремесла» завершен

IPQ.365
09 December 2025

От рутины к росту: радио обретает цифровое зрение

IPQ.365
08 December 2025

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»

IPQ.365
05 December 2025

Поэт-песенник Константин Арсенев: творчество – это же всегда передача энергии

IPQ.365
04 December 2025

В фойе «Покровка.Театр» состоялось открытие фрески Сергея Арцибашева

IPQ.365
04 December 2025

Объявлены 12 победителей V Юбилейной Российской национальной премии в сфере креативных индустрий

IPQ.365
02 December 2025

Звукорежессура: в "Нелектории" обсуждали профессию будущего

IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов