IPQ.365
05 августа 2021
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

Представителей креативных индустрий посчитали и рассортировали

Представителей креативных индустрий посчитали и рассортировали

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ опубликовал первый научный дайджест «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы». Результаты исследования оказались вполне предсказуемыми: самая популярная профессия в сфере креативной экономики – специалист по рекламе. На втором месте по популярности – разработчики программного обеспечения. 

Креативные индустрии – это особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. К ним относят архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание, рекламу и так далее.

В креативную экономику России вовлечено около 5 млн человек: каждый пятый занимается рекламой или маркетингом, каждый шестой – софтом. Третье место, как выяснили исследователи, занимают швеи, вышивальщицы и представители родственных профессий, их в креативной индустрии 11%.

Креативные индустрии сегодня находятся на подъеме. По сравнению с другими отраслями этот сектор демонстрирует уверенный рост. Порядка 3% мирового валового продукта приходится на товары и услуги этого сектора. Он обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты.

Конечно же, это среднестатистические показатели, они меняются от страны к стране и даже от города к городу. В России, например, представители креативных профессий сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. При этом доля столичных креативных работников вдвое выше, чем в среднем по стране. Но это, скорее закономерность, чем исключение из правил. Во всем мире, не только в России, представители креативных профессий чаще горожане, чем сельские жители. Это обусловлено тем, что в городах более конкурентный рынок и более платежеспособное население.

Авторов исследования интересовал не только человеческий потенциал отрасли, но и финансовая составляющая. По данным, опубликованным в дайджесте, валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России достигает почти 2,4 трлн руб. ($104,6 млрд по паритету покупательной способности - ППС) или 2,4% ВВП. Здесь в лидеры вышли IT и видеоигры, отодвинув рекламу на второе место. Следующие позиции занимают мода, телерадиовещание и музыка.

По этим показателям, кстати, Россия выступает на среднемировом уровне (3%), но уступает таким странам, как Италия (6,1%), Великобритании (5,8%) и Австралии (5,7%). Безусловными лидерами по объему валовой добавленной стоимости креативных индустрий являются Китай с его $988 млрд по ППС и Америка ($921,6 млрд).

Внешняя торговля России креативными товарами и услугами имеет отрицательный баланс. Дефицит в торговле креативными услугами в 2019 году составлял $3 млрд, товарами - $4 млрд. Преимущественно наш экспорт составляют книги и газетная бумага, а также предметы интерьера – от мебели до обоев. А среди импортных креативных товаров, которые ввозятся в страну, первое место занимают мебель и игрушки.

Авторы научного исследования отмечают, что «оставаясь нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, Россия во многом зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг, что делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков».

Исследование было проведено Научным центром мирового уровня (НЦМУ) "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в рамках проекта «Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса».

НЦМУ создан в рамках национального проекта "Наука" и объединяет в формате консорциума исследовательские коллективы НИУ ВШЭ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), МГИМО и Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
25 марта 2025

Способствовать развитию территорий через культуру и социальную энергию

IPQ.365
25 марта 2025

Воланд и Ганнибал Лектер: аудитория Литрес и «Читай-города» назвала главных злодеев в литературе

IPQ.365
25 марта 2025

Детский музыкальный театр юного актера приглашает на пресс-показ с элементами открытой репетиции

IPQ.365
25 марта 2025

Александр Олешко, Виктор Раков и Герард Васильев примут участие в «Созвездии Турандот» в «Архангельском»

IPQ.365
24 марта 2025

Интеллектуальная собственность по ростовским лекалам

IPQ.365
22 марта 2025

Литрес определил самые популярные слова поэтов Золотого и Серебряного века

IPQ.365
20 марта 2025

В Международный день театра для детей и молодежи прошла пресс-конференция «Драматургия для детей и подростков: в поисках новой пьесы для детско-юношеского театра»

IPQ.365
19 марта 2025

Сергей Сысоев представил на Московской неделе моды коллекцию современных мадонн-матрешек

IPQ.365
19 марта 2025

Аншлаг на премьере спектакля «Мифы и легенды Древней Руси»  

IPQ.365
19 марта 2025

Игорь Гуляев представил коллекцию «Назад, вчера – сегодня? Завтра?» на Московской неделе моды.

IPQ.365
18 марта 2025

В Печорах и Пскове прошел десятый этап культурно-образовательного кластера «Город мастеров»

IPQ.365
15 марта 2025

В Москве открылась выставка о выдающихся женщинах-режиссерах отечественного кино 

IPQ.365
13 марта 2025

Ода бесстрашию, точности и вечному движению

IPQ.365
13 марта 2025

Большой сольный концерт группы «Калинов мост»: вечер любимых хитов и новых произведений

IPQ.365
13 марта 2025

Художники со всей России примут участие в масштабном конкурсе

IPQ.365
12 марта 2025

В Москве стартовал молодежный чемпионат «ФИДЖИАТЛОН 3.0»

IPQ.365
12 марта 2025

Исследование Литрес и LiveLib: 62% пользователей хотели бы побывать во вселенной Гарри Поттера

IPQ.365
11 марта 2025

Ассоциация музыкальной индустрии: правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год из-за нейросетей

IPQ.365
10 марта 2025

Корнелия Манго: от музыки до арта

IPQ.365
07 марта 2025

Четвертая Московская неделя моды объединит талантливых дизайнеров со всей страны