IPQ.365
05 августа 2021
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

Представителей креативных индустрий посчитали и рассортировали

Представителей креативных индустрий посчитали и рассортировали

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ опубликовал первый научный дайджест «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы». Результаты исследования оказались вполне предсказуемыми: самая популярная профессия в сфере креативной экономики – специалист по рекламе. На втором месте по популярности – разработчики программного обеспечения. 

Креативные индустрии – это особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. К ним относят архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание, рекламу и так далее.

В креативную экономику России вовлечено около 5 млн человек: каждый пятый занимается рекламой или маркетингом, каждый шестой – софтом. Третье место, как выяснили исследователи, занимают швеи, вышивальщицы и представители родственных профессий, их в креативной индустрии 11%.

Креативные индустрии сегодня находятся на подъеме. По сравнению с другими отраслями этот сектор демонстрирует уверенный рост. Порядка 3% мирового валового продукта приходится на товары и услуги этого сектора. Он обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты.

Конечно же, это среднестатистические показатели, они меняются от страны к стране и даже от города к городу. В России, например, представители креативных профессий сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. При этом доля столичных креативных работников вдвое выше, чем в среднем по стране. Но это, скорее закономерность, чем исключение из правил. Во всем мире, не только в России, представители креативных профессий чаще горожане, чем сельские жители. Это обусловлено тем, что в городах более конкурентный рынок и более платежеспособное население.

Авторов исследования интересовал не только человеческий потенциал отрасли, но и финансовая составляющая. По данным, опубликованным в дайджесте, валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России достигает почти 2,4 трлн руб. ($104,6 млрд по паритету покупательной способности - ППС) или 2,4% ВВП. Здесь в лидеры вышли IT и видеоигры, отодвинув рекламу на второе место. Следующие позиции занимают мода, телерадиовещание и музыка.

По этим показателям, кстати, Россия выступает на среднемировом уровне (3%), но уступает таким странам, как Италия (6,1%), Великобритании (5,8%) и Австралии (5,7%). Безусловными лидерами по объему валовой добавленной стоимости креативных индустрий являются Китай с его $988 млрд по ППС и Америка ($921,6 млрд).

Внешняя торговля России креативными товарами и услугами имеет отрицательный баланс. Дефицит в торговле креативными услугами в 2019 году составлял $3 млрд, товарами - $4 млрд. Преимущественно наш экспорт составляют книги и газетная бумага, а также предметы интерьера – от мебели до обоев. А среди импортных креативных товаров, которые ввозятся в страну, первое место занимают мебель и игрушки.

Авторы научного исследования отмечают, что «оставаясь нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, Россия во многом зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг, что делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков».

Исследование было проведено Научным центром мирового уровня (НЦМУ) "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в рамках проекта «Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса».

НЦМУ создан в рамках национального проекта "Наука" и объединяет в формате консорциума исследовательские коллективы НИУ ВШЭ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), МГИМО и Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
27 декабря 2024

В 2024 году оборот резидентов Долины МГУ составил 70 млрд рублей

IPQ.365
27 декабря 2024

Фонд «Лига выпускников» совместно с научным сообществом поддержали идею создания центра компетенций ТЭК

IPQ.365
25 декабря 2024

«Руки Вверх!» снова на экранах

IPQ.365
25 декабря 2024

Единое свидетельство РЦИС.РФ и n’RIS

IPQ.365
23 декабря 2024

TopHit подарит радиослушателям чарт лучших хитов 2024 года, который проведут Татьяна Куртукова и Filatov & Karas

IPQ.365
23 декабря 2024

Руслан Гацалов: «Большинство творцов болезненно воспринимает любые факты копирования»

IPQ.365
20 декабря 2024

Мария Лемешева: «Киноиндустрия говорит со зрителями на одном языке»

IPQ.365
19 декабря 2024

В офисе музыкального издательства «Джем» прошли обыски

IPQ.365
19 декабря 2024

АНО «Креативная экономика» подводит итоги 2024 года

IPQ.365
19 декабря 2024

На грани авторского права

IPQ.365
17 декабря 2024

РЦИС открыл представительство в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

IPQ.365
13 декабря 2024

Свердловская киностудия стала площадкой, где впервые презентовали эскизные проекты будущего памятника режиссеру Алексею Балабанову

IPQ.365
12 декабря 2024

Сделано в России: часовой завод «Ракета» выпустил коллаборацию с Русским музеем

IPQ.365
12 декабря 2024

Вашу маму и там, и тут передают: Литрес и благотворительный фонд «Семья вместе» представили аудиокнигу, записанную звездами

IPQ.365
06 декабря 2024

В Москве открывается третий выпуск ярмарки  современного искусства |catalog|

IPQ.365
06 декабря 2024

Гайд для дизайнеров: зачем нужен наставник и как его найти?

IPQ.365
06 декабря 2024

Маркетплейсы: защитить правообладателей, не пугая потребителей

IPQ.365
05 декабря 2024

РЦИС и Республика Адыгея заключили соглашение о сотрудничестве

IPQ.365
04 декабря 2024

Завтра стартует non/fictio№26

IPQ.365
03 декабря 2024

«Театр на Цветном» стартует со спектакля о поисках счастья