Сотрудники Школы коммуникаций НИУ ВШЭ представили крупное исследование о самозанятых в креативных индустриях. Его целью было определить основные характеристики подобной работы, а также выявить нюансы взаимодействий креаторов с профильными платформами. Это особенно актуально сейчас, когда ежедневно более 8000 человек регистрируются как самозанятые.
Согласно результатам, 68% опрошенных имеют высшее образование, причем чуть меньше половины — это люди с высоким достатком. По словам большинства, на «самозанятость» у них уходит основная часть рабочего времени. 57% респондентов взаимодействуют с постоянными клиентами, а около 20% думают об эмиграции.
Один из любопытных результатов заключается в том, что лишь треть самозанятых использует специальные платформы для поиска и продвижения. Основным каналом информации является сарафанное радио, то есть специалистов и заказчиков обычно советуют либо друзья, либо клиенты. При этом точно сказать, почему самозанятые предпочитают такой способ продвижения, исследователи пока не могут. По этому поводу свое мнение для IPQuorum высказал профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Олег Каширских:
«Сарафанное радио здесь эвристический, неполноценный инструмент на фоне отсутствия прочих способов институализированного присутствия креативного класса на рынке. Сарафанное радио в данном случае, конечно, как-то справляется с функцией регулирования в процессе взаимодействия креаторов и потребителей их услуг/продуктов. Однако мы не знаем, является ли сарафанное радио оптимальным способом, по мнению креаторов, или вынужденной мерой в условиях неудовлетворенности качеством платформы».