Правительство РФ подготовило законопроект, совершенствующий пункт 4 статьи 1260 ГК РФ о защите прав авторов производного или составного произведения: переводчиков, сценаристов и других. Нововведение предполагает, что теперь при нарушениях их права будут защищаться вне зависимости от того, были ли ими в свою очередь соблюдены права авторов первоначального произведения.
Поводом послужило признание Конституционным судом 3 пункта статьи 1260 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ. Летом 2022 года решалось дело ростовского IT-специалиста Антона Мамичева, который не мог отстоять в судах авторское право на свою компьютерную программу перед работодателем. Инстанции отказывали ему в иске из-за того, что правомерность использования им чужих ПО доказана не была, а значит, и защищать такого «нарушителя» не нужно.
Новая версия закона предполагает, что при неправомерном использовании производного или составного произведения защите будут подлежать права как автора оригинального произведения, так и автора производного или составного произведения.
Для юристов-практиков в области интеллектуальной собственности предлагаемые изменения — одни из самых острых и животрепещущих, считает генеральный директор IPCodex Наталья Полианчик:
— При обсуждении настоящего дела следует учитывать два основополагающих принципа: установленная Конституцией свобода творчества и принцип «наши права заканчиваются там, где начинаются права других». В соответствии с законом каждый, кто хочет использовать чужое произведение и сделать из него производное, для начала должен получить разрешение. Но есть и другая презумпция: в момент создания любого творческого продукта этот новый продукт автоматически получает охрану.
Оппоненты Антона Мамичева утверждали, что, пока он не предоставил доказательств, что получил разрешения других правообладателей, он не может защищать права на свое программное решение. Позиция Конституционного суда заключается в следующем: даже если разрешение на использование первоначальных произведений не было получено, производное произведение в любом случае охраняется законом. Следовательно, нарушители должны быть привлечены к ответственности. Предполагаемая редакция не ущемляет прав авторов первоначальных произведений. Она, на мой взгляд, представляет попытку выровнять ситуацию, убрать некоторую серую зону в практике.
В предлагаемом законопроекте самое интересное — как эту норму в дальнейшем будут реализовывать суды, продолжает Наталья Полианчик:
— Например, сейчас разъяснения Верховного суда говорят, что в случае обращения в суд одного из соавторов/соправообладателей производного или составного произведения, суд должен привлечь к участию в деле всех остальных соправообладателей. По логике, если новый пункт будет принят, суду придется привлекать в дело также всех правообладателей первоначального произведения. Как это будет работать, представить сложно, потому что судебный процесс и без того достаточно длительная процедура, а увеличение количество сторон процесса автоматически его затягивает и утяжеляет.