IPQ.365
01 June 2022
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

Пиратство официальное и пиратство неофициальное

Пиратство официальное и пиратство неофициальное

В данный момент в России разрабатывается законопроект о расширении принудительного лицензирования. Если пробиться сквозь запутанный юридический язык и туманные формулировки, то станет понятно, что это банальное узаконенное пиратство зарубежного контента на государственном уровне. Этакий параллельный импорт для западного контента. Законопроект рассказывает про защиту прав потребителей и укрепление позиций отечественных исполнителей. 

О законопроекте и общей ситуации с креативным контентом рассказал президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев в своем интервью для IPQuorum. 

«Напомню, что цель появления интеллектуальных прав (ИП) в России, да и законодательствах всех стран мира — создание условий для развития науки и технологий, культуры, креативности. Интеллектуальные права — это общее название достаточно большого набора прав. Именно этот набор упорядочивает обмен интеллектуальной собственностью, в том числе в интересах авторов и правообладателей, позволяет гарантировать доход тем, кто создал новые творческие продукты, кто способствовал их продвижению и распространению.

В наборе ИП есть достаточно сильное право — это исключительное право, право разрешать и запрещать использовать результаты творчества. Однако иногда бывают ситуации, когда правообладатель злоупотребляет этим правом. В частности, использует его для того, чтобы необоснованно ограничить появление определенных видов продуктов и товаров на том или ином рынке, создать дефицит, зачастую критичный для общества. Для противодействия подобным злоупотреблениям и предусмотрен, в том числе международными конвенциями об интеллектуальном праве, такой механизм, как принудительная лицензия. Традиционно он распространяется на объекты промышленной собственности — на изобретения. В патентном праве это звучит достаточно просто: если товаров на рынке недостаточно, а кто-то хочет их производить, но не может договориться с патентообладателем, так как тот необоснованно отказывает в предоставлении лицензии, то получить ее можно по решению суда, то есть вопреки желанию правообладателя. При этом условия использования лицензии в этом случае устанавливает суд. Суд определяет условия так, чтобы коммерческие интересы правообладателя не пострадали. Вот и весь механизм», — рассказывает Сергей Матвеев.

Однако где та тонкая грань между необходимыми для людей вещами и контентом — музыкой и фильмами? Может ли фильм или музыкальная композиция считаться чем-либо настолько необходимым, что на это вводится принудительное лицензирование? 

В данный момент на креативном рынке РФ происходит полная неразбериха. Законопроект еще не принят. Более того, неизвестно, будет ли он принят вообще. Многие потребители перешли с ушедших официальных сервисов на пиратские сайты. И это не удивительно. Цифровое воровство на уровне юзеров у нас никогда толком не наказывалось, а сейчас это буквально единственный способ получить определенный контент. Иными словами, такое «цифровое эмбарго» полностью перечеркнуло многолетнюю борьбу с пиратством в Российской Федерации. Даже когда сервисы придут обратно, многие люди не станут отказываться от пиратства, ведь теперь они знают, что, как и где найти. Более того, все это — совершенно бесплатно.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов

IPQ.365
21 November 2025

На юбилейном форуме «Российская креативная неделя – Сибирь» обсудили принципы ценностно ориентированной экономики

IPQ.365
18 November 2025

На участие в шестом сезоне «Школьной классики» подано рекордное количество заявок

IPQ.365
17 November 2025

Русская драма в театре «Шалом»: Олег Липовецкий выпускает премьеру по пьесе Максима Горьког

IPQ.365
17 November 2025

В Москве состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвящённой основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен 

IPQ.365
17 November 2025

Интеллектуальная собственность объединит традиции с инновациями в Красноярске

IPQ.365
13 November 2025

РЦИС укрепляет партнерство с Красноярским краем

IPQ.365
11 November 2025

13 лет толерантности: от авангарда Мельникова до современных технологий

IPQ.365
11 November 2025

«Событие года»: журнал «КиноРепортер» назовёт лучших в 2025 году

IPQ.365
11 November 2025

От дизайна и музыки до гастрономии и ИИ: в Красноярске стартует «Российская креативная неделя — Сибирь»

IPQ.365
07 November 2025

Театр Наций и «Территория культуры Росатома» запустят совместный "Луч"

IPQ.365
07 November 2025

"Яга" против "Крысолова" и лекция про Мейерхольда

IPQ.365
06 November 2025

Искусство отправляется в Депо