Исследование InterMedia, касающееся состояния отечественного музрынка, сообщило о его падении на 30-50% по итогам прошедшего года. Тому виной уход зарубежных игроков Spotify, Apple Music и YouTube Music. Доходы артистов упали, как и стоимость одного прослушивания на стриминге, а музыкантам предлагают менее выгодные контракты.
Главред InterMedia Евгений Сафронов отметил, что работа российских платформ по экосистемной модели не позволяет аналитикам четко выделить доход именно от стриминговых сервисов. Из-за этого основные цифры исследований доходов от разных площадок могут существенно отличаться. При этом почти все игроки солидарны в том, что аудитория платформ в целом выросла.
IPQuorum спросил управляющего партнера ZVONKO group Дмитрия Коннова о том, почему данные исследований варьируются и что ожидает рынок в этом году. По мнению эксперта, пока что никакого измерителя объема ни в прослушиваниях, ни в выручке у нас нет:
- В России не существует реальных оценок количества прослушанных треков или скачанных альбомов, выраженного в деньгах. Поэтому, когда мы оперируем какими-то цифрами, мы оперируем своими представлениями, а не статистическими данными. Я не склонен доверять информации о падении рынка на 30-50%. Даже в начале лета прошлого года, когда ситуация представлялась значительно более тяжелой, мы не прогнозировали более 30%. Сейчас я могу сказать о цифре в 10-20%. Но это при том, что в 2022 году впервые российский рынок стал падать, а не расти, как раньше.
У отечественных музыкальных платформ в 2023 году есть некоторые особенности, продолжает эксперт:
— Сейчас у российских артистов практически нет конкурентов. Кстати, еще в 2021 году они почти полностью «разбили» всех западных звезд: более 80% прослушанных в России треков приходилось на русскоязычный сегмент. С учетом текущих ограничений появилось еще больше возможностей для промоушена. Так, в 2022 году наметилась тенденция: либо создается рекорд-лейбл внутри какой-то площадки, либо сервис заключает договоренности с артистами об эксклюзивных отношениях. Как показала практика, подобная фрагментация может быть хороша для площадки, но она однозначно плоха для рынка. Думаю, это еще больше отдалит его восстановление до уровня 2021 года.
Однако, как замечает Коннов, выбор у российского слушателя между музыкальными платформами однозначно будет:
— Не исключаю, что выбор сведется к выбору между VK Музыкой и «Яндекс Музыкой». Не исключаю, что регулярно будут попытки эту дуополию разрушить. Но надо понимать, что разрушать это в одиночку невозможно, ведь в VK и «Яндексе» музыка уже стала частью экосистемы. С другой стороны, у нас есть кейсы, когда мобильные операторы проводили компании по увлечению внимания к своим брендам с помощью музыки: например, МТС. У других получалось не очень хорошо. Поэтому в ситуации падения доходов и роста затрат на поддержание прежнего качества, будут ли готовы серьезные игроки впредь вкладываться в музыкальные проекты — вопрос.