Музыка
19 August 2025
16 минут
Поделиться

Роман Христюк:  «Мы выступаем не за отказ от англоязычной музыки, а за развитие русскоязычного репертуара»

Роман Христюк:  «Мы выступаем не за отказ от англоязычной музыки, а за развитие русскоязычного репертуара»

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

23-24 в августа в музее-заповеднике «Архангельское» состоится XI Международный фестиваль «Jazzовые сезоны». В этом году опен-эйр под художественным руководством Народный артист России Игоря Бутмана по традиции соберет лучших российских и зарубежных джазовых музыкантов, среди которых Евгений Маргулис, Полина Гагарина, Вадим Эйленкриг, Петр Налич, Женя Любич, GIPSY KINGS by André Reyes и другие. 

IPQuorum пообщался с директором фестиваля Романом Христюком, который помимо «Jazzовые сезонов» управляет Московским джазовым фестивалем и форум-фестом Jazz Across Borders. 

– В июле прошел Московский джазовый фестиваль. Довольны результатами?

– Я рад тому, что наше детище с каждым годом набирает все большие обороты. Интерес к Московскому джазовому фестивалю стабильно растет, проект укрупняется. Сейчас уже не кажется удивительным, что из года в год не менее 300 тысяч зрителей посещают все площадки и активности Фестиваля. Лично для меня большим событием стало возрождение нашего форум-феста Jazz Across Borders в рамках Московского джазового фестиваля. Прежде Jazz Across Borders проходил в рамках Санкт-Петербургского культурного форума. Несколько раз он прошёл очно, несколько раз — в формате онлайн. И, наконец, окончательно выкристаллизовался в виде отдельного трека программы Moscow Jazz Festival. Форум-фест в этом году прошел как никогда масштабно. В его рамках было три направления: международная конференция с участием зарубежных продюсеров и артистов, Форум джазовых педагогов и Школа джазовых продюсеров. В общей сложности мероприятия форум-феста посетили более 1500 профессионалов джазовой индустрии. Я считаю, что это большая удача и показатель масштабов джазового сообщества нашей страны.

– Есть ли какие-то черты, присущие именно Московскому джазовому фестивалю? Что его отличает от других джазовых фестивалей?  

– Во-первых, масштаб. Далеко не каждый даже зарубежный джазовый фестиваль может похвастаться тем, что он охватывает весь город. Если во всем мире есть дюжина таких фестивалей — это уже хорошо. И Московский джазовый фестиваль в этой дюжине занимает совсем не последнее место. Во-вторых, это верность вкусу, потому что Московский джазовый фестиваль не превращается в знаменитый Montreux Jazz Festival, главной своей задачей мы ставим знакомство широкой аудитории именно с джазовой музыкой. И это достигается как с помощью большого количества бесплатных концертов молодых джазовых исполнителей, так и благодаря тому, что мы ставим нашим хедлайнерам творческие задачи: будь это поп-звёзды, звёзды оперной или рок-сцены. Все артисты понимают, что они находятся на джазовом фестивале, и необходимо сделать специальную программу или адаптировать свою программу под наш формат. И это неизменно происходит, поэтому имена таких суперзвёзд, как Полина Гагарина, L'One, Леонид Агутин, Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава выглядят органично в программе фестиваля. Ну и третий момент. Московский джазовый фестиваль дышит молодой энергией, потому что в центре фестиваля — Всероссийский конкурс молодёжных джазовых коллективов, который ежегодно собирает на площадках Фестиваля 400 молодых джазменов со всей страны. И это колоссальная энергетическая подпитка и для организаторов, и для слушателей, и для других участников Фестиваля, и для самой молодежи. Потому что они чувствуют себя непосредственными участниками этих событий и понимают, что за ними будущее.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

– По какому принципу формируется программа? Как за последнее время изменился состав участников? Трудно ли уговаривать иностранных артистов приехать в Россию?

– За последние годы состав участников не просто изменился — он каждый год разный. Конечно, есть резиденты Фестиваля, например, Московский джазовый оркестр под управлением создателя Фестиваля Игоря Бутмана, но каждый год это новые программы, новые солисты, новые контексты. Мы стараемся не повторяться и приглашать новых артистов: и российских, и зарубежных. Не секрет, что сегодня есть определенные сложности с приглашением зарубежных артистов. Причем эти сложности возникают в первую очередь у зарубежных артистов. Мы, как площадка для международного диалога, открыты для всех артистов, которые уважительно относятся к нашей стране и понимать большую роль международного культурного сотрудничества. Но мы понимаем, что, к сожалению, часть артистов потом сталкивается у себя на родине с агрессивной реакцией представителей различных сообществ. Мы, разумеется, всегда поддерживаем наших зарубежных участников и понимаем, что с каждым годом все больше зарубежных артистов будет приезжать в Россию. Только в этом году мы видели выступления суперзвезды мирового джаза Вероники Свифт с Московским джазовым оркестром, концерты легендарного барабанщика Омара Хакима, басиста Джонатана Тоскано и пианистки Рейчел Зи. К нам приехала замечательная группа Zap Mama из Бельгии, гости из Армении, Таиланда, Турции... Джазовый фестиваль, особенно такой огромный, как Moscow Jazz Festival, немыслим без международной составляющей, поэтому каждый год стараемся радовать зрителей новыми привозами значимых артистов и видим, что каждый год их становится все больше и больше. Зарубежные артисты приезжают не только на Московский джазовый фестиваль, но и на другие наши проекты. Так на фестиваль «Jazzовые сезоны» в «Архангельском приедет легендарная группа GIPSY KINGS by André Reyes из Франции — исполнители таких знаменитых хитов, как Bamboleo и Volare. Суммарный тираж альбомов коллектива превысил 60 миллионов копий по всему миру! Они приедут в Россию впервые за долгое время, и я уже с нетерпением жду их выступления. 

– Кого бы выделили как хедлайнеров нынешнего фестиваля?

– Для меня все артисты, которых мы решили пригласить на этот фестиваль, являются хедлайнерами. И это очень большая ответственность стать лицом такого огромного фестиваля, который объединяет джазовых музыкантов со всего мира и представляет лучшие имена. Если ты выступаешь на сцене Московское джазового фестиваля — у тебя уже всё хорошо. Я хотел бы особенно отметить те выступления, которые лично мне в душу запали. Во-первых, это невероятная коллаборация Московского государственного симфонического оркестра Ивана Рудина и Московского джазового оркестра Игоря Бутмана. Получилось красочное драматическое полотно, оркестры исполнили музыку Бородина, Мусоргского, Рахманинова — впервые в симфо-джазовой обработке. В основу этого концерта лёг материала альбома «Образы», который недавно был выпущен Московским джазовым оркестром. Ещё одна яркая составляющая нашей программы — выступление нашего Оркестра с американской певицей Вероникой Свифт, о которой я упоминал выше. Это был один из лучших концертов, на которых я побывал за свою жизнь — среди всех жанров (уверен, что аналогичные чувства возникли у большинства зрителей). Это было просто что-то фантастическое: невероятный талант, голос, артистическая харизма, невероятное взаимодействие с одним лучших джазовых оркестров мира… Это было первое выступление Вероники Свифт в России, и я более, чем уверен, что не последнее. 

Мне также очень понравилось выступление группы TJF — наших гостей из Таиланда, выступление Риада Маммадова и его Трио, новая программа Ларисы Долиной и Трио Олега Аккуратова. Московский джазовый фестиваль каждый раз — это попытка объять необъятное, и зрители, и даже сами организаторы находятся в постоянных метаниях между разными площадками, пытаясь успеть послушать интересующих тебя исполнителей. Каждый раз я для себя составляю программу минимум: что обязательно надо успеть увидеть и услышать. Учитывая, что площадки охватывают весь город, вопрос с индивидуальной программой посещения Фестиваля необходимо прорабатывать для себя отдельно — это мой совет всем зрителям. Тогда есть возможность успеть и на ВДНХ, и в «Царицыно», и в «Эрмитаж», и в «Зарядье», и в «Музеон», а ещё, конечно, побывать на Открытии и Закрытии, а также во всех московских клубах. Говорят, у кого-то это даже получилось.

– В этом году в рамках фестиваля выступал известный оперный певец Ильдар Абдразаков. Есть джазовая программа и у Хиблы Герзмавы. Почему, на ваш взгляд, оперные певцы стали уделять внимание джазу?

– Отношение между джазом и классикой — это отдельный разговор, ведь не только звёзды оперы проявляют интерес к джазовому искусству, но и многие выдающиеся инструменталисты и дирижёры: Денис Мацуев, Борис Березовский, Юрий Башмет, Владимир Спиваков. Есть довольно большое количество примеров, когда у джаза и у классики происходят такие соприкосновения. Мне кажется, что многих академистов привлекает эта новая музыкальная территория со своим особым языком, аудиторией и новыми горизонтами, которые открываются перед ними благодаря созданию проектов на стыке с джазом.

– В рамках Московского джазового фестиваля в этом году впервые проводился форум джазовых педагогов. Почему сейчас? 

– У меня такой же вопрос: почему сейчас, а не, скажем, лет 40 назад. Сейчас появилась такая возможность и чётко сформулированный запрос у сообщества: собраться и обсудить индустриальные животрепещущие темы. К тому же в прошлом году мы отмечали 50-летие российского джазового образования. Мы инициировали проведение Форума джазовых педагогов, чтобы предоставить дискуссионную площадку для деятелей джазового образования со всей страны: для государственного и частного секторов, для школ и колледжей, для высших учебных заведений. Мы собрали практикующих педагогов и тех, кто только выбирает для себя эту стезю. Безусловно, за 50 лет существования системы джазового образования у сообщества джазовых педагогов назрели насущные вопросы и возникли предложения по поводу того, как эти вопросы можно разрешить. В ходе работы Форума была принята резолюция, поддержанная всеми участниками. В ней предлагаются определенные шаги как с точки зрения инфраструктурных изменений, так и с точки зрения пересмотра тех или иных репертуарных вопросов и методик преподавания. Теперь мы с Департаментом образования Министерства культуры Российской Федерации будем обсуждать положения этой резолюции и работать над претворением её в жизнь. 

– «Если нужно сделать какую-то уникальную, неповторимую вещь или проект, то нужно обращаться именно к русским», — сказали вы в интервью. Какие качества нас отличают от других национальностей?

– Мне кажется, что это невероятная страсть, ответственность, крайне серьезный подход к делу и новаторство. Не зря наши соотечественники отправили первого человека в космос, не зря совершили такое количество открытий и создали такое количество изобретений. Мне кажется, что для сферы культуры все эти качества тоже применимы. Я часто вспоминаю, как мы проводили Международный день джаза в 2018 году, о котором до сих пор в ЮНЕСКО говорят как о лучшем в истории проведения Международных дней джаза по всей планете. Если мы говорим про организацию фестивалей, то каждый раз вся команда старается сделать так, чтобы тот или иной фестиваль поразил, вдохновил и надолго остался в памяти и в душе зрителей.

– «Джазмена, как волка, кормят ноги», — утверждаете вы. Почему так? Говорите ли вы об этом своим студентам?

– Фраза немного вырвана из контекста. Я всё-таки не джазовым музыкантам преподаю, а будущим продюсерам. А фраза эта в определенном контексте была употреблена мной, когда мы сравнивали индустрию академической и джазовой музыки. Дело в том, что в академической музыке одна траектория карьеры музыканта, а в джазовой она несколько иная. В академической музыке множество музыкантов стремится стать частью той или иной значимой институции: солистом филармонии или солистом оркестра. То есть музыкант должен войти в штатный состав уже имеющихся институций. А в джазе такого нет. Государственных джазовых оркестров совсем немного, если их найдется порядка двадцати на всю страну — это уже великая удача. Поэтому в джазе работает, скорее, предпринимательский принцип. Нужно создавать свои коллективы, думать, в первую очередь, о развитии своего проекта, а не надеяться на то, что ты сядешь в оркестр или станешь артистом филармонии. Вот что я имел в виду, когда говорил, что джазмена, как волка, кормят ноги. 

– Какими важными качествами должен обладать продюсер? И есть ли отличия между музыкальным и джазовым продюсером?

– Надо отметить, что это первая Школа джазовых продюсеров в истории нашей страны. Для нас это была невероятная ответственность и в то же время реализация моей мечты и мечты еще многих людей по всей стране, которые хотели встретиться с единомышленниками. Эту получилось реализовать при поддержке Академии “Меганом”, которая стала соорганизатором Школы. Мне кажется, что продюсер — это человек, который существует между четырьмя ипостасями: творца, предпринимателя, визионера и менеджера - все их компетенции и навыки должны быть присущи продюсерам. Что такое продюсирование в креативной индустрии? Ты материализуешь творческий проект буквально из воздуха, из пространства идей благодаря своему таланту и таланту других людей. И это настоящая магия, когда твоя идея начинает обрастать скелетом, мускулами, мясом и кожей. Главная задача — придумать контекст, придумать, как соединить различные факторы, чтобы они сложились в рабочую картину. Продюсирование в сфере джазового искусства — это особое мастерство и ниша, в которой не так много игроков. Нужно понимать, что джазовая индустрия особенная, аудитория не столь широкая, как у поп- или хип-хоп музыки. Здесь всё построено на глубоком знании материала, традиций и понимании сути происходящего. 

 

– В чем сложность продвижения джазовых исполнителей?
– Мне кажется, продвижение исполнителей всех жанров — это в целом непростая задача, потому что никогда прежде на Земле не существовало такого количества исполнителей, такого количества людей, которые хотели бы реализовать свои творческие способности. Сейчас такой простор для самореализации, что каждый второй уже артист. В результате получается супернасыщенный рынок и очень низкий порог входа в него. Сейчас не так сложно записать альбом, выложить его на стриминги и сделать доступным для всех. Но как сделать так, чтобы тебя услышали? Мое мнение, что джазовые исполнители должны, в первую очередь, активно выступать. Продвижение будет базироваться не на записях, а именно на выступлениях на ключевых мероприятиях. С точки зрения продвижения артистов Московский джазовый фестиваль – это фантастическая площадка, когда артист, который прежде выступал для максимум ста человек в джаз-клубе, может выйти на сцену парка «Зарядье» и выступить перед шестью тысячами зрителей. С чем можно сравнить этот опыт и что может быть эффективнее этого продвижения? У тебя есть 10 тысяч человек, которые заинтересовались твоей музыкой, подписались на твои социальные сети, начали за тобой следить и ходить на твои выступления. Джазовая музыка существует в моменте, и именно в этом моменте её надо продвигать. Можете назвать меня старомодным!

Насколько важно для джазовых артистов продвижение записанной музыки — вопрос дискуссионный. Конечно, важно, потому что даже с точки зрения восприятия артист, у которого есть альбомы, воспринимается более серьезно. И продюсеры фестивалей могут делать свой выбор о букировании того или иного артиста на основании материала его последних альбомов.

– Чего сегодня не хватает музыкальному менеджменту?

– Музыкальному менеджменту не хватает школы, формализации процессов, площадок для обсуждения тех или иных индустриальных вопросов и, я бы сказал, сплоченности. Для того, чтобы отстаивать интерес своей индустрии, нужно некое формализованное сообщество. Да, есть Союз концертных организаций России, безусловно. Но это организация, которая объединяет исключительно академические концертные организации, филармонии и так далее. Но не существует общественной организации, которая бы занималась представлением интересов всей концертной индустрии, упорядочиванием практики и межотраслевым взаимодействием. Поэтому мне кажется, что такое объединение не помешает. 

– Джазовая сцена сейчас развивается как никогда раньше. За счет чего пошел рост и как это изменит музыкальную индустрию?

– Воедино сошлись несколько факторов. Во-первых, выросло потрясающее поколение молодых джазменов. Никогда в нашей стране такое количество музыкантов не играли джазовую музыку на столь высоком уровне. Во-вторых, в обществе появился огромный спрос на джазовую музыку. Об этом говорит и аудитория стримингов, и огромное количество людей, которые посещают джазовые фестивали, и рост количества джазовых клубов в нашей стране. Помогает реализовывать проекты активное развитие механизма государственной поддержки музыкальной сферы: гранты Президентского фонда культурных инициатив, поддержка Министерства культуры и профильных региональных органов исполнительной власти.

Мне кажется, что после празднования Столетия российского джаза, которое Фонд Игоря Бутмана провёл в 2022 году, уже ни у кого не осталось сомнений, что джаз - это очень важная часть музыкальной культуры нашей страны. Важно отметить невероятную лидерскую интегрирующую роль Игоря Бутмана, который своим примером показывает, что джаз — это супер востребованная музыка, джазовые музыканты успешны, а джазовое образование очень важно. Он говорит об этом в каждом регионе нашей страны, куда приезжает, всегда старается поддержать молодых музыкантов со всей России. И вот это объединение факторов, безусловно, дает основание полагать, что у джазовой музыки в России, если все будет продолжаться такими же темпами, очень хорошее будущее. Потому что мы воспитываем будущую аудиторию, мы готовим кадры для джазовой индустрии, готовим инфраструктуру. 

Безусловно, многое зависит от развития сети джазового образования в нашей стране. От него зависит не только развитие джазовой музыки, но и развитие эстрадной музыки. Потому что выпускники эстрадно-джазовых факультетов, колледжей и вузов, решившие пойти по эстрадной стезе, это те люди, которые сейчас играют самыми главными российскими звездами. Кого не возьми. Возьмешь Григория Лепса — у него играет потрясающий джазовый саксофонист Владимир Крижановский, замечательный гитарист Федор Досумов. У Полины Гагариной играют джазмены, у L'One играют джазовые музыканты — все аранжировки ему пишет замечательный клавишник и аранжировщик Лев Трофимов. У группы Uma2rman половина состава — джазовые музыканты. У Басты, у многих других, список можно продолжать. Поэтому мы уверены, что чем больше будет доступность джазового образования в регионах, тем более качественную эстрадную музыку в нашей стране будут играть.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

– Как влияет на джазовую музыку развития стриминговых платформ?

– Мне кажется, отлично влияет. Есть люди, которые сетуют, что все физические носители померли, и музыка из чего-то сакрального превратилась в то, что находится на расстоянии вытянутой руки. А я считаю, что теперь у огромного количества людей появилась возможность беспрепятственно слушать джазовую музыку. Кто-то пришёл на Московский джазовый фестиваль, услышал там группу, им понравилось. Или они услышали Ильдара Абдразакова, решили послушать, как он джаз поет и поняли то, что это прекрасно. Заинтересовались, что еще в джазе есть. А стриминговые платформы сразу выдают тебе рекомендации: «Лучшее в российском джазе», «Лучшее в современном джазе». Чем больше таких инфраструктурных и платформенных решений, тем лучше для всех направлений музыки. Плюс это ещё одна конкурентная среда, в которой музыканты борются за место под солнцем. Например, недавно Антон Чекуров, солист Московского джазового оркестра, выпустил альбом «Ad Astra» и один из его треков опередил по популярности в Яндексе треки поп-исполнителей. Это было неожиданно приятно и ещё раз подтвердило прогнозы относительно развития джазового искусства в нашей стране.

– За кем из молодых исполнителей сегодня стоит внимательно следить?

– Их огромное количество. Особенно нужно обратить внимание на победителей Всероссийской профессиональной джазовой премии, которую мы провели для музыкантов в возраста от 18 до 35 лет в рамках Санкт-Петербургского джазового фестиваля. Отдельно я бы отметил замечательных саксофонистов Антона Чекурова, Полину Ильину и Илью Морозова, трубачей Григора Паносяна и Владислава Северова. Я бы отметил, конечно, Олега Аккуратова и Евгения Побожего. Мне очень импонирует музыка независимого молодежного проекта KUMITE, трио Марии Аксеновой, Даниэля Адиянца. Этих ребят огромное множество и, если вы зайдете на сайт Московского джазового фестиваля и посмотрите, кто вошел в сотню лучших молодежных джазовых коллективов, поймете, что каждый из них достоин вашего внимания.

– Сейчас отчетливо виден тренд на отказ от англоязычных композиций. Если правильно понимаю, то вы это активно поддерживаете. Что такое джаз на русском языке? Как воспринимает его публика?

– Мне кажется, мы выступаем не за отказ от англоязычной музыки, а за развитие русскоязычного репертуара. Мы проводим Конкурс джазовых композиторов, где награждаем лучших композиторов-песенников, которые пишут песни на русском языке. В прошлом году у нас была смена на Тавриде, была задача для всех вокалистов подготовить репертуар на русском языке. Все прекрасно с этим справились. Мы выпустили Сборник нот российских джазовых композиторов, в который помимо инструментальных композиций, вошло много джазовых песен. Мне кажется, стоит отказаться от узких рамок и признать джазовым материалом не только джазовые стандарты из Real American Book, подойти к джазовой музыке с позиции Херби Хэнкока, который придумал принцип новых стандартов: когда любая музыка может стать почвой для джазовой импровизации. Уверен, что в этом направлении мы найдем очень много сокровищ. Огромное количество советской музыки и песен создавалось в джазовой парадигме. Даже песня «Катюша» изначально была написана для Государственного джаз-оркестра СССР. Не надо скромничать, надо писать и исполнять новые песни на русском языке. И многие вокалисты это уже делают — возвращаясь к вопросу про то, что джазмена ноги, как волка, кормят. Вы, наверное, в меньшей степени будете сталкиваться с академическими музыкантами, которые играют в оркестре и одновременно пишут свою музыку — за редким исключением. А для джазменов это нормальная практика. Каждый лидер коллектива почти всегда композитор. И то, какой массив музыки создается современными музыкантами сейчас — это настоящее чудо. Здорово быть современником этого явления.

– Какой бы вам хотелось видеть джазовую индустрию через пять–десять лет?

– Очень хочется, чтобы она не сбавляла темп развития. Хочется видеть открытие новых джазовых отделений во всех регионах нашей страны. Если через 5-10 лет можно будет встретить среднее-специальное или высшее образование в сфере инструментов джазового оркестра практически в каждом регионе нашей страны — это прекрасно. Уверен, что дальше все будет только развиваться. 

– Продолжите фразу «Джаз – это музыка…»

 –Джаз — это музыка нашего времени. 

Автор: Ксения Позднякова, автор telegram-канала "Ксюша рекомендует" 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Музыка
04 September 2025

Лето российской музыки: отечественные исполнители лидируют в радиоэфире

Музыка
26 June 2025

Возвращение утерянного шедевра: Юрий Башмет отметит 110-летие Георгия Свиридова премьерой Симфонии для струнных и ударных

Музыка
18 June 2025

Триумф «Чистого звука»: в Москве наградили создателей лучших аудиозаписей российской академической музыки

Музыка
13 June 2025

В Москве открылся Международный форум-фест JAZZ ACROSS ВORDERS

Музыка
05 June 2025

Квантовая музыка Арсения Трофим: «В моих произведениях бесконечное пространство вариантов»

Музыка
09 April 2025

«Гагарин, ура!»: Дидье Маруани приготовил подарок российским слушателям ко Дню космонавтики

Музыка
31 March 2025

Группа Dabro: «Стараемся жить и писать так, чтобы нас уважали»

Музыка
25 February 2025

Внутри «Биомеханики»: что общего у Стравинского и новых медиа

Музыка
24 January 2025

В поисках CELLOвека: 100-летие Валентина Берлинского

Музыка
16 January 2025

Роман поп-музыки с альтернативой, рост стриминга и народный бум

Музыка
11 December 2024

Серийный истец пытается украсть у россиян фильм о любимой группе

Музыка
09 December 2024

Продолжается прием заявок на участие в премии «Чистый звук»

Музыка
26 November 2024

Внутри «Артмеханики»: как устроена новая творческая лаборатория музыки и слова

Музыка
31 October 2024

Александра Цветкова: «На эстраде каждый мечтает о своем "Олимпийском", я – о камерном зале, но в "Метрополе"»

Музыка
08 October 2024

Альбина Шакирова: «Сейчас хороший момент, чтобы начать культивировать российскую классику»

Музыка
10 September 2024

Начался прием заявок на III Международную премию «Чистый звук»

Музыка
11 June 2024

«От григорианского хорала до хип-хопа»: что происходит на Уральской ночи музыки

Музыка
03 May 2024

Петроглифы и джаз: Хакасия “подружила” древние традиции и современную музыку

Музыка
25 April 2024

На «Октаву» выше: чем живет и как развивается творческий индустриальный кластер в Туле 

Музыка
23 February 2024

Нейросеть по классике: как сделать джангл из «Полета шмеля» и соединить хип-хоп с «Танцем маленьких лебедей»