IPQ.365
24 June 2025
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

Онлайн — это тоже эфир

Онлайн — это тоже эфир

Фото предоставлено пресс-службой РАО

Российские правообладатели должны получать вознаграждение за использование своих произведений в теле- и радиоэфире, в том числе в тех случаях, когда трансляция осуществляется в цифровом формате, а также за иные виды цифрового вещания. Такой способ использования произведений полностью укладывается в определение сообщения в эфир, изложенное в подпункте 7 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, и на него распространяется государственная аккредитация Российского Авторского Общества (РАО). Об этом РАО сообщило в своем Меморандуме, опубликованном на сайте Общества.

Авторы Меморандума обращают внимание на трансформацию медиарынка, а именно растущую роль интернет-технологий в трансляции контента. Потоковое вещание в сети стало нормой для СМИ, платформ, сервисов. При этом согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ такой способ использования произведений подпадает под определение «сообщения в эфир», то есть такого сообщения произведения, при котором оно становится доступно неограниченному кругу лиц, независимо от фактического восприятия ими. РАО уполномочено государством собирать авторское вознаграждение за такой вид использование произведений, то есть его нельзя осуществлять без соответствующего договора с Обществом.

По словам президента Авторского совета РАО, саксофониста, композитора, народного артиста РФ Игоря Бутмана, внести ясность во взаимоотношения правообладателей с интернет-вещателями было пора уже давно: «Интернет сегодня — неотъемлемая часть нашей жизни, а значит, все в ней должно быть регламентировано. Пока трансляции, стриминги считались разновидностью хобби, личным самовыражением, еще можно было допускать к ним снисходительное отношение как к некой “серой зоне авторского права”, но сегодня это серьезный прибыльный бизнес».

Он сравнил стримеров с блогерами, чья деятельность тоже раньше рассматривалась как хобби, а сегодня классифицируется как бизнес со всеми вытекающими обязанностями. «Почему люди, зарабатывающие на контенте, не должны делать отчисления в пользу тех, кто этот контент создает?» — задался риторическим вопросом Игорь Бутман.

Вице-президент Авторского совета РАО, композитор, продюсер, телеведущий Владимир Матецкий отметил, что Меморандум позволяет сбалансировать интересы создателей и дистрибьюторов контента: «Сегодня те, кто “доставляет” контент, начинают доминировать над теми, кто его создает. А потому ситуацию необходимо корректировать, иначе можно прийти к очень печальным последствиям — когда “доставлять” станет просто нечего. Логика “доставщиков” понятна, так как от их деятельности действительно многое зависит, но не стоит забывать об авторах, чей креативный талант позволяет им работать».

В поддержку Меморандума высказался и сопредседатель Совета Российского музыкального союза, композитор, народный артист РФ Алексей Рыбников: «РАО на протяжении длительного времени доказывает свою эффективность в построении понятных, прозрачных взаимоотношений между авторами, правообладателями и пользователями. Так что в контексте Меморандума я доверяю специалистам РАО».

Как отметила генеральный директор компании IPCodex, официальный представитель РАО по правовым вопросам Наталья Полианчик, не будучи государственным органом, уполномоченным толковать закон, РАО исходит из буквального понимания норм гражданского законодательства: «Меморандум не привносит в закон ничего нового. Он всего лишь подчеркивает, что обязанности вещателей не зависят от того, в какой среде осуществляется вещание. Если телеканал работает в интернете, правообладатели должны получать вознаграждение так же, как если бы речь шла об аналоговом электрическом сигнале. Если платформа ретранслирует вещание телеканала, радиостанции или ведет собственное, она также должна платить правообладателям».

Юрист подчеркнула, что задача Меморандума — обозначить заинтересованность правообладателей в соблюдении их прав и законных интересов: «К сожалению, вещание в интернете до последнего времени воспринималось некоторыми участниками рынка как серая зона, где права авторов можно игнорировать в угоду собственным коммерческим интересам. РАО предлагает покончить с этой нездоровой ситуацией».

Современный медиарынок сделал интернет одним из основных инструментов распространения музыкального контента, напомнил музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссер театра и кино Стас Намин: «Множество радиостанций и телевизионных каналов представлены в сети и на регулярной основе транслируют гигантские объемы произведений. Меморандум призван напомнить всем без исключения пользователям, что они обязаны соблюдать предусмотренное законодательством Российской Федерации право авторов и правообладателей на авторское вознаграждение».

Выражая озабоченность растущим числом нарушений при трансляции музыкальных произведений в интернете, Авторский совет РАО напоминает, что такое использование результатов интеллектуальной деятельности возможно только на основании договоров с Обществом. На руководство Общества возложена обязанность выявлять подобные нарушения и вести судебно-претензионную работу по всем обнаруженным фактам.

 

 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
16 October 2025

Главная сага о 90-х оживает в новой форме — книга и аудиокнига «Лихие» уже в продаже

IPQ.365
16 October 2025

День контента и креатива Red Apple: что ждать на сессиях — первые подробности

IPQ.365
15 October 2025

"Голос Родины" объявляет зрительское голосование 

IPQ.365
09 October 2025

В Центральном доме актёра пройдет финал открытого фестиваля молодой поэзии имени Леонида Филатова «Филатов Фест»

IPQ.365
09 October 2025

Музыкальные критики – не птица додо

IPQ.365
08 October 2025

«Российская креативная неделя – Город» пройдет в октябре в городе Альметьевске

IPQ.365
07 October 2025

Премия «Диапазон» — главное событие для музыкальных журналистов, критиков и музыковедов

IPQ.365
07 October 2025

Звёзды российского кино и телевидения встретились с поклонниками на автограф-сессии журнала «КиноРепортер»

IPQ.365
03 October 2025

На базе ИНТЦ МГУ «Воробьёвы горы» стартовал конкурс технологических проектов

IPQ.365
03 October 2025

Международный форум IPQuorum.Музыка: мировые эксперты обсудят будущее музыкальной индустрии и авторских прав

IPQ.365
02 October 2025

Кодекс этики и право на наследие: как защитить свои права художнику

IPQ.365
01 October 2025

ИИ против дизайнерской мысли: эксперты обсудили авторские права дизайнеров

IPQ.365
01 October 2025

Цифровые «Прогулки по Университету» расскажут о жизни МГУ

IPQ.365
30 September 2025

Итоги премии «Диапазон» подведут на пресс-конференции в Музее музыки

IPQ.365
27 September 2025

Кинобус проЭко» вовлек сотни участников Всемирного фестиваля молодежи в Нижнем Новгороде в движение за устойчивое будущее

IPQ.365
26 September 2025

В пяти городах России стартует фестиваль Академии Н.С. Михалкова, посвящённый 165-летию А.П. Чехова

IPQ.365
26 September 2025

Архитектура нового мира: Всемирная Общественная Ассамблея определила векторы глобального развити

IPQ.365
23 September 2025

В Москве открылась выставка архитектора авангарда Якова Чернихов

IPQ.365
23 September 2025

Нематериальные активы в дизайне: риски и возможности

IPQ.365
23 September 2025

Пётр Миленин: «Музыка – это не просто фон, а инструмент, напрямую влияющий на восприятие»