IPQ.365
06 June 2025
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

«Декабристки»: графический роман о силе духа и цене выбора

«Декабристки»: графический роман о силе духа и цене выбора

Фото проекта «Декабристки»

Графический роман «Декабристки» — документальная реконструкция, созданная на основе архивных материалов, мемуаров и личных переписок участников тех событий.

Через соединение документальной основы и визуального повествования будет показано, как женщины не просто последовали за мужьями и братьями, а создали в Сибири первые круги взаимопомощи, организовали школы, поддерживали культуру — словом, продолжали жить и действовать вопреки обстоятельствам.

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов — дворянских революционеров, выступивших против самодержавия и крепостного права. После разгрома мятежа пятеро руководителей были казнены, а более 120 человек сосланы в Сибирь на каторгу и вечное поселение. За одиннадцатью из них последовали жены и сестры. Как и мужья, они были лишены дворянских привилегий, им запрещалось общаться с родным. Некоторые даже были вынуждены оставить детей.

«Жена декабриста» — так говорят о самоотверженных женщинах, готовых разделить со своим супругом любую судьбу. Но что мы знаем о женщинах, чьи истории стали причиной для возникновения этого выражения? Вспомним ли их имена и сколько их было?

За этим словосочетанием стоят совершенно разные женские судьбы — не романтизированный образ, а сложный жизненный выбор. Далеко не всеми из них руководила любовь (романтическая или сестринская) — для многих это был вопрос достоинства, верности данным клятвам и личным ответом жизненным обстоятельствам.

Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александра Муравьева, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Александра Давыдова, Наталья Фонвизина, Прасковья Анненкова, Анна Розен, Мария Юшневская, Камилла Ивашева, Варвара Шаховская не только поддерживали узников и своим поступком вызвали к ним сочувствие в обществе, но также организовывали быт, учили детей местных жителей, помогали больным и бедным и занимались развитием культуры.

 

Над проектом комикса работает целая творческая команда. Текст готовит Полина Бояркина — филолог-пушкинист, научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. За визуальную часть отвечает Ольга Посух, ученый-биолог, автор серии детских научно-популярных книг по биологии «Микросупергерои», которая несколько лет рисует комиксы и иллюстрации, в том числе и научные. Такой междисциплинарный подход позволяет объединить академическую точность с выразительным художественным языком.

Научную основу проекта обеспечивает консультант — Наталья Потапова, кандидат исторических наук, доцент Европейского университета Санкт-Петербурга, специалист по делу декабристов.

Проект получил финансирование, а также активную общественную поддержку.

Для создания истории авторы отправятся в экспедицию по местам декабристов в Сибирь. Графический роман будет создаваться открыто с участием региональных культурных инициатив и Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов.

Канал проекта — https://t.me/dekabristki_graphic_novel

***

Полина Бояркина — кандидат филологических наук, литературовед-пушкинист, научный сотрудник Института русской литературы РАН, автор книги «Чему я могу научиться у Александра Пушкина» (Альпина.Дети) и научно-популярных комментариев к роману «Евгений Онегин» (МИФ), автор телеграм-канала «Госпожа главред».

Ольга Посух — ученый-биолог, иллюстратор и автор комиксов, автор серии детских научно-популярных книг по биологии «Микросупергерои». Ольга защитила кандидатскую диссертацию по специальности «генетика» и работает в Новосибирском академгородке. Последние несколько лет рисует комиксы и иллюстрации, в том числе и научные.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
27 September 2025

Кинобус проЭко» вовлек сотни участников Всемирного фестиваля молодежи в Нижнем Новгороде в движение за устойчивое будущее

IPQ.365
26 September 2025

В пяти городах России стартует фестиваль Академии Н.С. Михалкова, посвящённый 165-летию А.П. Чехова

IPQ.365
26 September 2025

Архитектура нового мира: Всемирная Общественная Ассамблея определила векторы глобального развити

IPQ.365
23 September 2025

В Москве открылась выставка архитектора авангарда Якова Чернихов

IPQ.365
23 September 2025

Нематериальные активы в дизайне: риски и возможности

IPQ.365
23 September 2025

Пётр Миленин: «Музыка – это не просто фон, а инструмент, напрямую влияющий на восприятие»

IPQ.365
23 September 2025

На иголках

IPQ.365
23 September 2025

Магия черно-белого кино на страницах второго коллекционного издания журнала «КиноРепортер»

IPQ.365
22 September 2025

Новый литературный адрес на карте России: запустился книжный кластер «Смысловая 226»

IPQ.365
19 September 2025

Металлургов и кружевниц защитят «цифрой»

IPQ.365
19 September 2025

Валерия Брусникина: «Пиратство — это не только бесплатный просмотр, это многомиллиардный теневой рынок»

IPQ.365
18 September 2025

95 лет Москонцерту: итоги деятельности и планы нового сезона

IPQ.365
17 September 2025

В Москве появился новый частный театр "Кстати"

IPQ.365
17 September 2025

Определены 15 песен, которые будут исполнены на гала-концерте конкурса «Мелодия детства»

IPQ.365
16 September 2025

В Москве пройдет первая Всемирная Общественная Ассамблея

IPQ.365
12 September 2025

Тысяча музыкантов исполнят хиты «Кино» и «КиШ» на шоу ROCK 1000

IPQ.365
11 September 2025

Пушкин – с детства и на всю жизнь

IPQ.365
10 September 2025

Петр Дранга представил кантату, посвященную блокаде Ленинграда

IPQ.365
10 September 2025

Цифровую платформу для художников представят на крупнейшей культурной онлайн-площадке

IPQ.365
10 September 2025

РЦИС приютит произведения-сироты