На десятом заседании Клуба цифровых юристов Digital Principle обсудят, как скандальная ИИ-технология меняет правовой ландшафт
Синтез голосов и изображений с использованием нейросетей стал одной из самых впечатляющих инноваций последних лет. Дипфейки используют не только для шуток и розыгрышей, но также в кино и шоу-бизнесе. Однако тревогу вызывает тот факт, что применение технологии нашлось в противоправной деятельности. Возможность обмануть доверие людей, выдать себя за другого, обмануть системы безопасности оказалась чрезвычайно полезна мошенникам всех мастей. Что такое дипфейк с юридической точки зрения и как обезопасить граждан, не навредив развитию технологий, обсудят участники Клуба цифровых юристов Digital Principle. Заседание пройдет 18 сентября на базе Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Регистрация открыта на сайте.
В повестке дискуссии — история появления дипфейков и сферы их применения, технические средства производства дипфейков, их разновидности. Юристы обсудят, как дипфейки могут быть описаны в терминах гражданского права, как эта технология соотносится с правом на собственное изображение и авторским правом на персонажа. Важным пунктом обсуждения станет соотношение дипфейка с юридической категорией виртуального лица, а также с проблемами правомерного использования своего и чужого контента и случаями свободного использования. Наконец, эксперты разберутся, когда использование чужих личностей неправомерно, как его распознать и привлечь нарушителей к ответственности.
Как отметил профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель, ординарный профессор факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов, виртуальное цифровое лицо для использования в сети вправе создать любой: «Это может быть копия его самого, в том числе измененная, или даже вымышленный персонаж. Главное — не копировать недобросовестно других лиц, в том числе виртуальных, а тем более не выдавать себя за них. Последнее при определенных условиях должно быть наказуемо. Вопрос в том, где здесь проходит грань между законным и незаконным».
По словам профессора кафедры интеллектуального права Исследовательского центра частного права имени С. С. Алексеева при Президенте Российской Федерации Виталия Калятина, появление дипфейков поставило перед юриспруденцией новые вопросы на стыке проблем частного и публичного права: «Традиционные решения, существующие в гражданском праве, часто оказываются малоэффективными. В этой связи именно тема дипфейков может помочь наметить черты будущего развития цивилистики в связи с использованием искусственного интеллекта».
Директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Александра Орехович задается вопросом, можно ли создать безопасную среду при использовании дипфейков, не поставив под угрозу развитие технологий, и преуспела ли в этом хоть одна страна мира. «Важная задача регулирования, особенно регулирования всего нового, — учитывать значимости такого баланса для всех сфер развития», — отметила она.
Партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» Руслан Долотов в свою очередь предложил прибегнуть к математическим инструментам: «Вспомним круги Эйлера и ответим на вопрос: пересекаются ли дипфейки с Уголовным кодексом, если да, то насколько?»
Наконец, технический эксперт Владимир Зайцев, более 12 лет работавший налоговым директором Siemens, заметил, что, несмотря на шумиху вокруг дипфейков и нейросетей вообще, не стоит забывать о главном. «Генерирующая дипфейк нейронная сеть — это не более чем чей-то инструмент. Как кисточка, фотоаппарат или программа Photoshop», — уверен он.