30 апреля во всем мире отмечается Международный день джаза — праздник, учрежденный ЮНЕСКО в 2012 году. К этой дате продюсер Валерий Мифодовский и его лейбл Content Chaos представил на цифровом контент-маркете IPEX сборник «International Jazz Day 2025: Russia». В нем собраны композиции в самых разных джазовых направлениях, исполненные артистами современной российской сцены. Здесь есть и инструментальные, и экспериментальные записи, и произведения, сыгранные мастерами высшего класса, еще не известные широкой публике, и даже переосмысления фолка в джазовом стиле.
«“International Jazz Day 2025: Russia” — это, в первую очередь, поддержка российской сцены, поиск новых имен и способ мотивировать артистов продолжать свою деятельность, несмотря на то что они занимаются не массово популярным направлением музыки. — говорит Валерий Мифодовский. — Кроме того, это присоединение к международному движению. День джаза — официальная дата ЮНЕСКО, и для нас выпуск такого сборника — повод не выпадать из международной музыкальной жизни. Наши первые два сборника уже были включены в официальный календарь событий, приуроченных к Международному дню джаза. Надеюсь, туда попадет и третий». Продюсер также отметил, что уже пять лет выпускает контекстные сборники различных жанров, чтобы в нестабильное время в индустрии были стабильные события, открывающие дополнительные возможности для талантливых российских артистов.
Интересно, что для глобального празднования Международного дня джаза в 2017 году ЮНЕСКО были выбраны два города — Сидней и Санкт-Петербург. В Северной столице России масштабная программа длилась три дня и включала не только концерты с участием джазовых звезд на Второй сцене Мариинского театра, но также обширные культурно-образовательные мероприятия.
В последние годы джазовое сообщество в нашей стране активно развивается. Среди его ярких представителей — один из самых известных отечественных саксофонистов и руководитель собственного оркестра Игорь Бутман; пианист, который также управляет своим бигбэндом, Вадим Эйленкриг; гитарист, композитор и педагог, первый российский музыкант, ставший победителем знаменитого Herbie Hancock Institute of Jazz guitar Competition 2019 — самого значимого конкурса в мире джаза, Евгений Побожий; коллектив LRK Trio, Большой джазовый оркестр Петра Востокова и многие другие.
В 2022 году праздновалось Столетие российского джаза и вышел первый нотный сборник российских джазовых композиторов «100 лучших произведений за 100 лет российского джаза», созданный по аналогии с американским сборником джазовых стандартов Real Book. Московский джазовый фестиваль собрал 270 000 зрителей в 2023-м и более 300 000 зрителей в 2024 году, что сравнимо со средней посещаемостью «Нашествия». Эстрадно-джазовые отделения российских вузов и колледжей ежегодно выпускают сотни студентов. Джазовые исполнители могут заявить о себе, выступая на крупнейших городских площадках. Кроме того, эта музыка особенно привлекательна для аудиооформления бизнеса.
«Российский джаз — это уникальное сочетание различных музыкальных направлений. В нем органично соединяются элементы классической, народной музыки, мейнстрим-джаз и многие другие стили. Такой качественный и яркий контент очень востребован креаторами в самых разных сферах, поэтому мы рады выходу этого релиза и тому, что наша музыкальная коллекция стремительно растет», — отметила руководитель IPEX Дарья Воинова.
Валерий Мифодовский добавил: «IPEX — это большая, серьезная организация, которая представляет музыку широкому кругу потребителей и облегчает нам взаимодействие с ними, поэтому для артиста попадание в такой сборник и цифровой контент-маркет открывает двери в другие индустрии. За счет того, что у нас есть надежные партнеры, новость звучит громче, а у музыкантов появляется больше шансов заявить о себе и стать более востребованными. Для нашей группы лейблов и для артистов на сборниках это важно».