IPQ.365
23 апреля 2025
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

Социальный франчайзинг — это креативная индустрия

Социальный франчайзинг — это креативная индустрия

Фотография предоставлена РЦИС

Законодательное регулирование креативных индустрий должно распространяться на сферу социального франчайзинга, заявил руководитель правового экспертно-аналитического направления Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Никита Согрин на форуме «СОЦИО» в Екатеринбурге.

По словам Никиты Согрина, «процесс «сборки» результатов интеллектуальной деятельности, в совокупности составляющих франчайзинговый пакет, — творческий. Практически всегда передается ведь не только товарный знак, но еще и брендбук, решения по дизайну помещения, описание стандартов обслуживания, ноу-хау... Эти и прочие результаты интеллектуальной деятельности, собственно, и определяют коммерческую привлекательность франшизы».

Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрии в Российской Федерации» определяет креативные индустрии через производство креативного продукта, интеллектуальной собственности, напомнил Никита Согрин. «Для того чтобы включать объекты интеллектуальной собственности во франчайзинговые пакеты и извлекать из них коммерческую прибыль в дальнейшем, необходимо фиксировать факт их создания, а также правообладание и авторство», — добавил представитель РЦИС.

Для того чтобы зафиксировать права и сформировать портфель, который будет передаваться по франшизе, пригодится цифровая платформа Scale IT, интегрированная с общественно-государственной блокчейн-инфраструктурой РЦИС.РФ. Это своеобразный защищенный хаб, платформа для цифровых сделок по франчайзингу с верификацией франчайзеров. Платформа позволяет грамотно «упаковать» портфель интеллектуальной собственности, составить договор коммерческой концессии и заключить сделку с минимизацией самых распространенных ошибок. Покупателям франшизы платформа полезна тем, что впервые у франчайзи появляется возможность увидеть не рекламные предложения, а реальные условия договоров.

Как отметил Никита Согрин, особенно важно, что Scale IT представляет собой узел общественно-государственной инфраструктуры РЦИС.РФ: «Сеть РЦИС — это современное, технологическое инфраструктурное решение, охватывающее весь “жизненный цикл” объектов интеллектуальной собственности и позволяющее решить широкий круг задач — от фиксации прав до их передачи, залога и защиты. И это решение объединяет интересы государства и бизнеса».

Никита Согрин особо подчеркнул, что обращение к инструментам франчайзинга дает мощное конкурентное преимущество: «Соберите франшизу, если вы хотите масштабировать свой бизнес на территории всей страны или за рубежом. Соберите франшизу, и она станет вашей защитой. Ваши же франчайзи будут заинтересованы в борьбе с недобросовестными конкурентами, которые попытаются вас скопировать».

По словам юриста, в законодательстве нет понятия «более» или «менее» творческий бизнес, а потому везде, где речь идет о создании новых решений и продуктов, о творческом вкладе в дело и интеллектуальной собственности, уместен и разговор о креативных индустриях.

Эксперт по «упаковке» франшиз, руководитель BE Franch Елена Стефанова согласилась с тем, что творческая составляющая есть в самых неожиданных видах бизнеса. «Даже в такой, на первый взгляд далекой от креатива области, как медицина, есть направления, которые можно масштабировать с помощью франчайзинга», — отметила она.

Социальный франчайзинг — это 1,5 млн рабочих мест сейчас и 6 млн рабочих мест в перспективе, а социальные проекты — деятельность, которая касается каждого из нас, и речь идет не только о помощи незащищенным группам людей, отметил директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко: «Рост рынка франчайзинга с 2009 года — 12-16% в год. И специалисты прогнозируют дальнейшую положительную динамику».

Он также напомнил присутствующим, что́ франчайзинг дает партнерам: доступ к опробованным методам ведения бизнеса, возможность быть частью единой маркетинговой структуры федерального уровня, известность бренда и лояльность потребителя.

Франшиза позволяет выбрать модель, наиболее удовлетворяющую потребность в определенном товаре или определенной услуге в конкретный момент в конкретной местности. «Современный социальный франчайзинг уверенно двигается вглубь территорий. 85% — такова средняя устойчивость франчайзинга. Это показывает, насколько эффективной может быть его господдержка. Миллион, вложенный во франчайзинг, будет в пять раз эффективнее вложений в стартапы», — отметил Юрий Михайличенко.

Он подчеркнул, что, оформляя интеллектуальные права на креативное ядро франшизы, бизнес может легко тиражировать свой коммерческий опыт не только в стране, но и за рубежом. «Так мы можем через франшизы прививать и транслировать свой культурный код миру», — отметил директор РАФ.

В финале дискуссии со сцены креативного кластера «Домна» прозвучало революционное: да, социальный франчайзинг — это креативные индустрии. И его нужно законодательно закрепить как элемент креативный экономики страны.

Международный форум-выставка социальных технологий «СОЦИО» в Екатеринбурге проходит с 16 по 18 апреля. На площадке собрались представители государства, бизнеса, науки, заинтересованные в развитии социальной сферы за счет деловых и технологических инноваций.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
31 июля 2025

Прием заявок на конкурс «Вся страна» продлен до 1 сентября

IPQ.365
30 июля 2025

80% авторов и чтецов совмещают литературную деятельность с основной работой

IPQ.365
28 июля 2025

Подведены итоги премии «Чистый звук»

IPQ.365
25 июля 2025

«Город. Среда. Код»: гости кластера «Октава» увидят городскую среду через призму современного искусства

IPQ.365
24 июля 2025

Образцовое время. Сохраняя историю, создавая будущее

IPQ.365
22 июля 2025

Федерация креативных индустрий запускает II Всероссийский конкурс “Креативные индустрии: Журналистский взгляд”

IPQ.365
18 июля 2025

В прокат выходит новая киноверсия «Тимура и его команды»

IPQ.365
16 июля 2025

Стартовал прием заявок на вторую премию Правительства Москвы в области частных театров «Арт-платформа»

IPQ.365
16 июля 2025

Национальная служба новостей представила обучающую программу в области креативных индустрий

IPQ.365
15 июля 2025

Предприниматели узнали, как выплыть в «красном океане» франчайзинга

IPQ.365
14 июля 2025

Нальчик освоит управление нематериальными активами в цифре

IPQ.365
14 июля 2025

"Традиции" исполнилось десять лет

IPQ.365
11 июля 2025

Море творчества: в Геленджике представили цифровую платформу для художников и «Метафизику полотен»

IPQ.365
09 июля 2025

В Усадьбе Роден в центре Москвы пройдет Мишка-маркет

IPQ.365
09 июля 2025

В кластере «Октаве» пройдет первый кофейный фестиваль «ЗАВАРКА»

IPQ.365
09 июля 2025

От идеи до защиты: «Государство для людей» станет узлом РЦИС

IPQ.365
09 июля 2025

TopHit назвал главные хиты Интернета и их исполнителей в 2025 году

IPQ.365
03 июля 2025

Новая эра визуального контента: от исторических архивов до ИИ-изображений

IPQ.365
02 июля 2025

Где волны Чёрного моря встречают палитру России: платформа ХУДОЖНИКИ/ARTISTS в Геленджик

IPQ.365
02 июля 2025

Лидеры музыкальной индустрии выберут лучшие песни конкурса «Голоса Родины»