IPQ.365
06 December 2024
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

Маркетплейсы: защитить правообладателей, не пугая потребителей

Маркетплейсы: защитить правообладателей, не пугая потребителей

Фото пресс-службы РЦИС

Эксперты РЦИС обсудили интеллектуальное право на торговых платформах

До 30% контрафакта в России распространяется через маркетплейсы, которые в большинстве случаев не отвечают за нарушения продавцов, пользуясь статусом информационных посредников. Существуют ли рычаги, которые заставят торговые площадки активнее бороться с нарушителями интеллектуальных прав в опоре на мировой опыт разбирались участники экспертной сессии Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) «Защита прав правообладателей интеллектуальной собственности в условиях развития рынка электронной торговли: роль и значение маркетплейсов» на площадке Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.

Как отметил директор департамента специальных проектов РЦИС Максим Башкатов, нарушения интеллектуальных прав на маркетплейсах бьют как по потребителям, которые получают некачественный, а порой и опасный для здоровья товар, так и по рынку в целом, где неоправданное конкурентное преимущество получают нечистые на руку продавцы. «Однако если с защитой потребителей государство худо-бедно справляется, благодаря Закону о защите прав потребителей, интересы рынка – защищены антимонопольным законодательством, то правообладатели сплошь и рядом вынуждены считаться со своеобразным алиби маркетплейсов: не знал и не должен был знать. В отличие от иных субъектов предпринимательской деятельности, которые могут отвечать без вины, информационные посредники пользуются мощным и, кажется, не всегда оправданным иммунитетом», – отметил он.

В качестве информационных посредников торговые платформы не несут материальной ответственности перед правообладателем, если не знали и не должны были знать о нарушении, а также предприняли все необходимые меры, когда их о нарушении проинформировали. На практике у всех площадок свои правила предотвращения нарушений и протоколы обратной связи с продавцами и правообладателями. Подписывая договор с платформой, ее партнеры соглашаются с этими правилами. Вопрос о том, насколько добросовестно конкретный маркетплейс работал над предотвращением нарушений и насколько оперативно содействовал их устранению часто повисает в воздухе из-за отсутствия универсальных норм для всей отрасли.

В США, Евросоюзе и Китае в последние годы все активнее обсуждаются, а часто и принимаются законы, обязывающие маркетплейсы применять проактивный подход к защите брендов. Он налагает на торговые площадки дополнительные обязательства, в частности, требует от них запрашивать у продавцов правоподтверждающие документы на продукцию еще на стадии выпуска карточки товара.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян полагает, что в России такой подход пока неуместен: «На сегодня у брендов есть все возможности защитить свои права непосредственно на маркетплейсах, которые оперативно реагируют на жалобы и удаляют карточки нарушителей. Если обязать платформы заниматься проактивной защитой, они потеряют львиную долю своей привлекательности для покупателей и продавцов и превратятся в обычные розничные магазины. А ведь сегодня маркетплейсы – драйвер экономики».

Она также обратила внимание на политические риски, связанные с возможными рестрикциями в отношении маркетплейсов: «С учетом сложного отношения к параллельному импорту, ухода брендов, приближения 2025 года, когда со многих этих брендов может быть снята охрана за неиспользованием в течение трех лет, маркетплейсы это точно не те участники рынка, которых сегодня необходимо обременять проактивным подходом».

Елена Авакян подчеркнула, что наличие в продаже брендовых товаров обеспечивает населению психологический комфорт и дает ощущение неизменной товарной насыщенности экономики: «Если для общества важна возможность купить на маркетплейсе сумку Hermes, государство не должно ее отнимать. Особенно учитывая, что официальных дилеров на территории страны нет. Пусть все уляжется, и тогда, возможно, придет время для более энергичной защиты брендов».

Одновременно она указала, что заинтересованные правообладатели могут воспользоваться широким набором электронных инструментов отслеживания брендированной продукции на базе того же РЦИС.РФ. Последние позволяют депонировать образцы изображений, найти станицы с незаконными предложениями продукциями и оперативно пресечь нарушения, будь то в претензионном или судебном порядке.

В сессии также приняли участие руководитель антимонопольной и регуляторной практики Wildberries Анна Арутюнян, руководитель практики интеллектуальной собственности OZON Даниил Бетуганов, советник министра экономического развития РФ Александр Яльцев и другие.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
19 December 2025

Издан новый выпуск сборника лучших современных патриотических песен музыкального конкурса «Голоса Родины»

IPQ.365
19 December 2025

18+ или нет? АМИ обновила рекомендации по наркотикам в треках

IPQ.365
18 December 2025

При поддержке Театра Наций вышла первая книга о Фёдоре Корше

IPQ.365
18 December 2025

«Аркаим» в помощь

IPQ.365
17 December 2025

Вещи с начинкой

IPQ.365
16 December 2025

Право в эпоху «цифры»: как издавать книги без нарушения авторских прав

IPQ.365
15 December 2025

Книжный кластер «Смысловая 226» объявил имена победителей опен-колла «Нулевые в России»

IPQ.365
15 December 2025

В Москве завершился IX театральный фестиваль «Уроки режиссуры»

IPQ.365
15 December 2025

Арифметика non/fictio№27

IPQ.365
10 December 2025

В Иркутске представили «интеллектуальный мультитул» для управления ИС

IPQ.365
10 December 2025

VK Знакомств и Литрес: 80% пользователей испытывают симпатию к антигероям из книг

IPQ.365
10 December 2025

Radical Chic выпустил тройку платков, посвященную знакам зодиака

IPQ.365
10 December 2025

Московская школа современного искусства проведет предновогодний день искусства на Artplay  

IPQ.365
09 December 2025

Прием заявок на конкурс «Как звучат ремесла» завершен

IPQ.365
09 December 2025

От рутины к росту: радио обретает цифровое зрение

IPQ.365
08 December 2025

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»

IPQ.365
05 December 2025

Поэт-песенник Константин Арсенев: творчество – это же всегда передача энергии

IPQ.365
04 December 2025

В фойе «Покровка.Театр» состоялось открытие фрески Сергея Арцибашева

IPQ.365
04 December 2025

Объявлены 12 победителей V Юбилейной Российской национальной премии в сфере креативных индустрий