IPQ.365
05 September 2023
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

«Солнце» в квадрате

«Солнце» в квадрате

Фото пресс-службы Театра Стаса Намина

1 сентября театр Стаса Намина одержал новую «Победу над Солнцем». Показ футуристической оперы, придуманной 110 лет назад Алексеем Кручёных, Михаилом Матюшиным, Казимиром Малевичем и Велимиром Хлебниковым, прошел в Лужниках в ходе Московского урбанистического форума. Все желающие могли увидеть представление совершенно бесплатно.

— Должно было пройти достаточно много времени, чтобы общество осознало значимость этого спектакля и перестало видеть в нем исключительно «пощечину общественному вкусу» и желание сбросить классику с парохода современности. Только с 1980-х годов, с возросшим интересом к русскому авангарду, появились первые робкие попытки воспроизвести текст Велимира Хлебникова и Алексея Кручёных, трудно воспринимаемых без определенной подготовки. Иногда для оценки нужно даже не сто лет, а более. Далеко не все оказываются понятыми и признанными при жизни, — говорит художественный руководитель Стас Намин.

А потому, когда несколько лет назад театр взялся воссоздать для нового зрителя спектакль начала XX века, то сделать это решили, чтобы люди смогли увидеть всю полноту замысла и художественную ценность высказывания футуристов. Ведь неслучайно именно в «Победе над Солнцем» впервые появился знаковый для супрематизма и авангарда «Черный квадрат» Казимира Малевича. Картина была задником к декорациям, что, в том числе,  сохранили в спектакле театра Стаса Намина. Если считать, что черный цвет является поглощением всех спектров, то «квадрат» можно рассматривать как наслоение множества культурных эпох, он лишь на первый взгляд кажется человеку чисто черным.

— То было их гениальное предвидение трагедии начинающегося века. Но так же как и сам Малевич в конце жизни возвратился из супрематизма в романтику импрессионизма, так и свержение с пьедесталов всей существующей классики по сути есть не отрицание ее, а необходимый фундамент для провозглашения нового, революционного взгляда на искусство, — убежден Стас Намин.

— Черный квадрат — одна из вершин искусства XX века. Это кажется, что просто создать нечто подобное: нарисовать квадрат и закрасить черной краской. Но как сделать так, чтобы простая по форме геометрическая структура стала отражением сложной личности  автора. По сути, в квадрате зашита душа самого Казимира Малевича, — отмечает артист театра Стаса Намина Владимир Филиппов.

Именно поэтому сегодня так интересно пытаться разгадать один из самых противоречивых спектаклей прошлого столетия.

— Современному человеку хочется смотреть на искусство и пытаться вычленить не только фантазию автора, но и считать личный код и тот смысл, который он открывает лично для тебя, зрителя, сидящего в зале и внимательно наблюдающего за происходящим на сцене. Именно на эти шифры и символы откликается сегодня нутро человеческое, — считает Владимир Филиппов.

При этом, по его мнению, «Победа над Солнцем» не требует от человека какой-то особой подготовки, скорее желания принять определенные условия постановки этого спектакля и существования на сцене. Артист уверен, что даже если смыслы, скрытые в спектакле, могут показаться запутанными, то не откликнуться на энергию, заложенную его создателями, просто невозможно. Каждое слово Хлебникова, каждый звук, придуманный Матюшиным, обладает невероятной силой и собственной энергетикой.

— Но в целом, конечно, зритель должен знать, на что он идет, хотя бы почитать на сайте театра описание спектакля. И я не имею ввиду только наш театр, а театр как институцию, — говорит артист.

Если говорить о музыкальной составляющей, то, к сожалению, первоначальная партитура, написанная Михаилом Матюшиным, практически не сохранилась. До нас дошли только некоторые страницы. Музыкальный руководитель театра Александр Слизунов переложил сохранившиеся фрагменты, создав единую композицию. И если Владимир Маяковский задавался вопросом, можно ли передать музыку посредством самых «неподходящих» предметов и сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб, то в произведении Матюшина можно расслышать и скрежет расстроенного рояля, и шум гудящего мотора, и грохочущий отбойный молоток, и прочие звуки, в реальности далекие от какой бы то ни было гармонии. Однако в сочетании со сценографией, хореографией и визуализацией эти звуки выстраиваются в музыкальный ряд, в котором ощущается движение времени, сдвиг тектонических плит и вращающееся колесо истории.

Фото IPQuorum

Сегодня, когда мир меняется с большой скоростью, а технологии способны творить настоящие чудеса, произведение футуристов обретает новый подтекст. Мы вновь задаемся вопросом, не сбросит ли уже искусственный интеллект с парохода современности привычных творцов и не появится ли вскоре источник энергии, способный тягаться с силой солнца. А пока остается желать, чтобы свет проступил сквозь темный квадрат, а «Победа над Солнцем» одерживалась только на сцене.

Публика, собравшаяся в Лужниках, определенно приняла спектакль куда радушнее, чем это было с его предшественником.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
07 October 2025

Премия «Диапазон» — главное событие для музыкальных журналистов, критиков и музыковедов

IPQ.365
07 October 2025

Звёзды российского кино и телевидения встретились с поклонниками на автограф-сессии журнала «КиноРепортер»

IPQ.365
03 October 2025

На базе ИНТЦ МГУ «Воробьёвы горы» стартовал конкурс технологических проектов

IPQ.365
03 October 2025

Международный форум IPQuorum.Музыка: мировые эксперты обсудят будущее музыкальной индустрии и авторских прав

IPQ.365
02 October 2025

Кодекс этики и право на наследие: как защитить свои права художнику

IPQ.365
01 October 2025

ИИ против дизайнерской мысли: эксперты обсудили авторские права дизайнеров

IPQ.365
01 October 2025

Цифровые «Прогулки по Университету» расскажут о жизни МГУ

IPQ.365
30 September 2025

Итоги премии «Диапазон» подведут на пресс-конференции в Музее музыки

IPQ.365
27 September 2025

Кинобус проЭко» вовлек сотни участников Всемирного фестиваля молодежи в Нижнем Новгороде в движение за устойчивое будущее

IPQ.365
26 September 2025

В пяти городах России стартует фестиваль Академии Н.С. Михалкова, посвящённый 165-летию А.П. Чехова

IPQ.365
26 September 2025

Архитектура нового мира: Всемирная Общественная Ассамблея определила векторы глобального развити

IPQ.365
23 September 2025

В Москве открылась выставка архитектора авангарда Якова Чернихов

IPQ.365
23 September 2025

Нематериальные активы в дизайне: риски и возможности

IPQ.365
23 September 2025

Пётр Миленин: «Музыка – это не просто фон, а инструмент, напрямую влияющий на восприятие»

IPQ.365
23 September 2025

На иголках

IPQ.365
23 September 2025

Магия черно-белого кино на страницах второго коллекционного издания журнала «КиноРепортер»

IPQ.365
22 September 2025

Новый литературный адрес на карте России: запустился книжный кластер «Смысловая 226»

IPQ.365
19 September 2025

Металлургов и кружевниц защитят «цифрой»

IPQ.365
19 September 2025

Валерия Брусникина: «Пиратство — это не только бесплатный просмотр, это многомиллиардный теневой рынок»

IPQ.365
18 September 2025

95 лет Москонцерту: итоги деятельности и планы нового сезона