Бывший генеральный директор компании Intel Патрик Гелсингер на днях заявил о том, что займется созданием искусственного интеллекта на основе христианских ценностей. Своей основной задачей один из наименее эффективных менеджеров корпоративной Америки последнего десятилетия называет «мягкое продвижение христианских ценностей в Кремниевой долине, Конгрессе и за его пределами». «Моя жизненная миссия — создать технологию, которая улучшит качество жизни каждого человека на планете и приблизит возвращение Христа», — подчеркнул он. Однако формула «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!» хорошо работает исключительно в произведениях фантастов, в реальности же попытки осчастливить всех и сразу, желательно за жизнь одного поколения, хоть на базе христианских ценностей, хоть на базе законов шариата, хоть на базе воинствующего атеизма неоднократно на протяжении истории неизбежно приводили человечество к рекам крови и катастрофам.
Патрик Гелсингер покинул Intel в марте 2025 года, проработав в компании четыре года. За это время он вверг вверенное ему предприятие в чудовищные убытки. Intel вчистую проиграла конкуренцию компании AMD, сумевшей перейти на производство 4-нанометровых чипов, тогда как возглавляемое Гелсингером предприятие «застряло» на производстве десятинанометровок, что привело к потере значительной доли рынка по всему миру и чуть не спровоцировало распродажу некогда мирового лидера по производству микропроцессоров по частям. Впрочем, уже в июне получивший после увольнения из Intel не только пачку судебных претензий, но и неплохой бонус Гелсингер возглавил технологическую компанию Gloo, которая занимается разработкой CRM-системы для организации бизнес-процессов и чат-ботов на основе искусственного интеллекта. Клиентами компании уже являются более 140 000 религиозных, церковных и некоммерческих организаций.
На первый взгляд кажется, что не происходит ничего необычного: компания Gloo создает очередной ИИ, работа которого в той или иной степени сопряжена c христианскими ценностями. В данном случае их даже можно воспринимать как некий ограничитель искусственного интеллекта, попытку хоть как-то зарегулировать его, поместить в некие рамки. Такой подход вполне укладывается в современную повестку, особенно учитывая, что голоса радеющих за ограничения в отношении ИИ звучат все чаще и чаще по всему миру. Но выглядит все это еще и как попытка вернуть человечеству, в большинстве своем ушедшему от религиозных законов и запретов в пользу более светских и универсальных законов, религиозное самосознание, «загнать людей обратно в стойла».
Человеческий прогресс движется поступательно по спирали: два шага вперед, один назад. На примере США условные два шага «вперед» последних десятилетий отлично видны: расцвет левой повестки, засилье мигрантов, процветание различных специфичных движений а-ля «Жизни черных важны» и т. д. Видимо, настало время делать шаг назад — к исконно христианским для глубинной Америке ценностям. К слову, в Вашингтоне (округ Колумбия) религиозный консерватизм уже стал модным: первые лица американского истеблишмента — белые мужчины христианского вероисповедания, а походы в церковь вновь популярны. Именно в рамках этой повестки и действуют Гелсингер и Gloo.
Проблема, однако, совсем в другом: во всех мировых религиях существует жесткое разделение на свой-чужой. И во многом именно из-за этого разделения веками велись религиозные войны на уничтожение. Наделение ИИ религиозным сознанием, основанным на священных текстах и действующим в рамках некой религиозной этики, вовсе не противоречит идее очередного Крестового похода против иноверцев. А уж теоретическую базу под сие действо ИИ подготовит куда лучше теологов прошлого.
Есть и другая крайность: где гарантия того, что такой ИИ не возомнит себя тем самым богом (или его мессией), который с завидной регулярностью жестоко и зачастую нетривиально карал все человечество целиком или по частям, согласно той же Библии, на протяжении тысячелетий? Не покажется ли Всемирный потоп ребяческой шалостью по сравнению с теми карами, которые придумает и инициирует христианский ИИ, обладающий не только огромными знаниями, но и убежденностью в собственной правоте и непогрешимости?
Название компании Gloo, к слову, подозрительно похоже на английское слово «gloom», то есть «мрачный». Так к какому мрачному будущему нас готовят компании — производители религиозных ИИ?