С 27 июля по 4 августа в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств «Вдохновение». За 9 дней пройдет более 70 мероприятий: спектакли, концерты, кинопоказы, лаборатории современного танца и перформансы. Французская театральная компания Telmah Okus Pokus представит моноспектакль «Мечты горничной», аргентинская труппа Apacheta Sala/Estudio покажет свою версию «Чайки», Centro Cultural Teatro Container из Чили поделится проектом «Кулинарная книга». За «наших» выступят аккордеонист Петр Дранга, Александра Урсуляк и Петербургский театр юных зрителей имени А. А. Брянцева с мюзиклом «Обыкновенное чудо» Алексея Франдетти. С полной программой можно ознакомиться на сайте. Накануне открытия IPQuorum пообщался с продюсером смотра Артуром Григорянцем о том, что такое вдохновение, зачем в принципе нужны театральные фестивали и о том, как собрать международных гостей в условиях сложной геополитической обстановки.
– Как собиралась программа нынешнего феста?
– За годы существования у «Вдохновения» сложился определенный подход к формированию программы. У нас обязательно должна быть одна часть международная, вторая – из российских проектов и третья, которую наша продюсерская компания создает специально для фестиваля. С учетом нынешней ситуации мы обратили внимание туда, куда давно хотели, но все никак не могли добраться – а именно в сторону Южной Америки. Для нас это некая Terra Incognita c точки зрения театра, которую хотелось бы изучить и показать. Конечно, мои великие коллеги, например, основатель Международного театрального фестиваля имени Чехова Валерий Шадрин, уже приоткрыли дверь в Южную Америку. Но, к сожалению, эти связи очень дорогие, в основном за счет логистики, это практически как до Луны долететь. Но в этом году мы все-таки отправились в Чили на Santiago a Mil – крупнейший смотр всего латиноамериканского театра, где за неделю один я посмотрел 21 спектакль. Всего, скажу вам, в шорт-листе для продюсеров 100 спектаклей. И вот мы привозим четыре проекта из Южной Америки. Так из Чили приезжает кукольный спектакль «Антуко». В этой стране вообще очень много внимания уделяют кукольному театру. Каково было мое удивление, когда в этом году в Сантьяго я увидел гоголевскую «Шинель» в театре марионеток, которую в 2009 году показывали в Москве на Чеховском фестивале. Спектакль идет в репертуаре театра уже больше 15 лет! Из Бразилии ждем спектакль «Макаки», где смешивается драма и современная хореография. Покажем наше открытие – чеховскую «Чайку», которую поставил в Аргентине Гильермо Какаче. Это чистейший восторг, он разложил всех персонажей на пять актрис. Сначала думаешь: я из России, Чехова видел во всех возможных вариантах, что мне может показать аргентинский театр. И вдруг оказывается, что им есть чем удивить. Помимо Южной Америки, у нас Южная Африка, Армения, Иран. Более того, даже в странах, с которыми сейчас прохладные отношения, у нас есть вполне себе дружественные работники культуры. Будет проект из Испании – «Таранто», из Франции приедет Аурелия Имберт с «Мечтой горничной», а греческий режиссер Менелаос Каранцас проведет лабораторию современного театра на тему «Понятие хора в древнегреческой драматургии и современные подходы к его представлению на сцене». Кстати, лаборатория – это специальный проект нашего фестиваля. Работа ведется с российскими актерами, мы для этого объявляли опен-колл, и за неделю они должны представить эскиз спектакля. В этом году я могу искренне как продюсер гордиться фестивалем, потому что с учетом всех обстоятельств и возможностей-невозможностей у нас одна из лучших международных программ. И то, что к нам, несмотря ни на что, приезжают европейцы, означает, что за годы своего существования «Вдохновение» себя зарекомендовал.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Вдохновение"
– А если говорить о российской части, кого назовете среди хедлайнеров?
– Зеленый театр – особое место для «Вдохновения». Москва, лето, 2 800 человек под открытым небом. Сюда нужно привозить какие-то особенные проекты. Мы посчитали, что «Обыкновенное чудо» нашего большого друга Алексея Франдетти – как раз тот спектакль, который можно достойно сыграть. И здесь же мы представим наш собственный проект, который мы делаем под кураторством Егора Дружинина – «Ночь одноактных балетов». Привозим еще спектакль по Шукшину «Охота жить» из Новороссийска и прекрасный уличный театр Vokrug из Санкт-Петербурга — по ВДНХ будут разгуливать восьмиметровые марионетки. И многое другое.
– Сколько по времени собирали программу и кто этим занимался?
– В этом году отбор занял полгода. Помимо меня, у нас есть четыре куратора – Тимофей Рябушинский делает инсталляции, Сати Спивакова занимается музыкальной программой, Александра Урсуляк отвечает за театр, а Егор Дружинин – за танец. Понятно, что каждый несет ответственность за какое-то направление, но при этом все настолько соединено, что Тимофей устраивает вечернее шоу на аллеях парка, а Александра даст концерт «Хорошие песни» в павильоне «Рабочий и колхозница». Вот такая у нас команда в этом году, и все, как мне кажется, отлично сложилось. Надеюсь, гости фестиваля оценят.
– 1 августа у ВДНХ день рождения. Привязка понятна, но не накладывает ли лето, жара, отпуска определенные риски?
– ВДНХ – это город в городе. Поток желающих посетить это место огромен, и погода на это никак не влияет. Даже в проливной дождь здесь всегда собирается море людей. Так что с посетителями проблем нет. Плюс за годы проведения смотра у нас сформировалась своя аудитория, причем как для крупных проектов в Зеленом театре, так и для камерных, которые проходят в ДК (павильон 84) или на крыше «Рабочего и колхозницы».
– Почему для театральной сферы важно наличие фестивалей? Что это дает?
– Это привносит движ. Театральная среда, особенно в России, где есть сложившаяся репертуарная система, сезонность, все-таки нечто устоявшееся. А фестивали дают свежий воздух. К нам приходят молодые артисты, режиссеры, которые напитываются этой энергией, вдохновляются чем-то новым, переосмысляют свои проекты. Это то, что дает развитие всему театральному процессу. Опять же это позволяет увидеть, что происходит в Перми, Новороссийске, Санкт-Петербурге, в Бразилии, Чили, не у всех же есть возможность выехать и посмотреть спектакль в Сантьяго или Перми. Поэтому важно, чтобы фестивали росли, развивались, появлялись новые форматы.
– Чем продюсирование фестиваля отличается от обычного театрального проекта?
– Поскольку я делал и то и другое, то знаю, почему мне интереснее заниматься фестивалями. Так как на фесте много проектов, мозг просто не успевает закостенеть. Нужно постоянно двигаться, что-то придумывать, рождать какие-то идеи, решать новые задачи. Да, сложно, не все справляются, будем честны, но это дает невероятный драйв, который заряжает. А потому я хочу и впредь развивать фестивальное движение в России. Ничего не имею против ни проектной деятельности, ни репертуарного театра, все, кто этим занимаются, большие молодцы, но мне интереснее делать фестивали.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Вдохновение"
– Вы продюсер со стажем. Какими качествами нужно обладать, чтобы «продвигать культуру в массы»?
– Педантичностью. Но при этом сохранять огонь в глазах. Конечно, продюсер должен держаться в определенных рамках, понимать, что есть границы, которые нужно соблюдать. Он обязан просчитывать риски, осознавать финансовые возможности и четко представлять, что может себе позволить, а что нет. Нужен баланс между творчеством и экономикой. Если же говорить о привлечении спонсоров, то все зависит от программы. Бизнесу важно, чтобы их логотипы засветились там, где есть интерес публики. Это очень четкая взаимосвязь.
– Бизнес и творчество. Какое процентное соотношение в вашей деятельности?
– Для меня продюсер – это не просто менеджер или директор, как некоторые думают. У нас сложилось мнение, что продюсер – это только финансовый распорядитель, который считает деньги. Мне же важно быть менеджером-креатором. Да, я разбираюсь в сметах, застройке, технических вопросах, но творческая составляющая для меня очень много значит. Такой подход ближе к европейской и американской системам.
– Такой же точки зрения, судя по всему, в свое время придерживался Сергей Дягилев.
– Да, и я всегда им восторгался. Мне близко то, что он делал в рамках своих сезонов. А отвечая на ваш вопрос про проценты, думаю, что шестьдесят на сорок, где шестьдесят – это творчество.
– «Вдохновение». Что вкладываете в название смотра и что вдохновляет вас лично?
– Что мы вкладываем в название? Несложно догадаться, что слово «вдохновение» выросло из букв ВДНХ. Мы перебирали множество вариантов и все-таки остановились на этом. Шел 2015 год, и мы поняли, что это слово идеально отражает то, что происходит на ВДНХ. В то время территория из частных рук перешла под контроль города Москвы, появилась новая команда, заинтересованная в том, чтобы вернуть ВДНХ к первоначальному замыслу – к достижениям страны, а это невозможно без вдохновения. Если говорить обо мне. Прозвучит, возможно, банально, но меня вдохновляет интерес к будущему. Мне важно, что будет завтра. И это, в свою очередь, вдохновляет на то, чтобы делать что-то уже сегодня.
Автор: Ксения Позднякова