IPQ.365
23 September 2025
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

Нематериальные активы в дизайне: риски и возможности

Нематериальные активы в дизайне: риски и возможности

Natee Meepian / Shutterstock / FOTODOM

27 сентября в Национальном центре «Россия» в рамках Российской креативной недели состоится практикум «Имею право: дизайн как объект интеллектуальной собственности и нематериальный актив компании». Предпринимателям и творческим специалистам расскажут, как урегулировать отношения с заказчиками, сотрудниками и подрядчиками, избежать кражи креативного продукта и диверсифицировать прибыль, используя все многообразие инструментов интеллектуального права. Особое внимание эксперты уделят управлению правами в цифровой среде.

Как отметил председатель правления Ассоциации IPChain Максим Прокш, дизайн — ключевое звено цепочки формирования конечной стоимости продукта: «Будь то хрестоматийная чашка кофе, модная одежда или новый смартфон, вы  всегда платите за бренд, эргономику, красоту конструктивного решения. Стоимость дизайна выражается в том числе в интеллектуальной собственности: объектах авторского права, промобразцах, товарных знаках. Этот актив можно всегда эффективно использовать».

Он также подчеркнул, что дизайнеры вовсе не обязаны рассматривать свою деятельность только в категориях «услуг», когда все права автоматически переходят к заказчику за символическое вознаграждение.

По словам генерального директора сервиса цифрового депонирования n’RIS Натальи Беленькой, дизайнерам важно должным образом оформлять права на свои нематериальные активы, особенно учитывая, что сегодня вся процедура не занимает больше минуты: «Дизайнеры, как и другие представители креативных индустрий, регулярно сталкиваются с нарушением своих интеллектуальных прав: пиратством, плагиатом. Дизайн-проект вполне может “утечь” в ходе переговоров, потому что заказчик решил, что ему незачем платить больше. Конкуренты могут начать чересчур буквально вдохновляться вашими идеями. В конце концов, проект может “прихватить с собой” уволенный сотрудник. Решение — в своевременном цифровом депонировании результатов интеллектуальной деятельности».

Депонирование объекта в зашифрованной ячейке n'RIS позволяет в любой момент подтвердить авторство и исключительное право на креативный продукт. Свидетельство о депонировании поможет отстоять свои права в суде. Впрочем, при наличии такого свидетельства львиная доля споров разрешается в досудебном порядке.

Руководитель контент-маркета IPEX Дарья Воинова отметила, что, оставаясь правообладателем, дизайнер может выгодно распорядиться своим активом непосредственно в цифровой среде: «На IPEX представлены разные виды охраняемых объектов, в том числе дизайн-проекты. Сегодня для того, чтобы заключить лицензионную сделку и передать бизнесу права на креативный продукт, вовсе не обязательно составлять вместе с юристами многостраничный договор, вести изнурительные переговоры, тратить время и деньги. Благодаря удобным конструкторам лицензионных договоров, встроенным в платформу, сделку можно заключить в цифровой форме, просто выбрав существенные условия: срок, территорию, вид использования объекта».

Права на дизайн могут стать частью портфеля нематериальных активов, который предоставляется по франшизе, отметила соучредитель цифровой платформы по франчайзингу SCALE IT и компании по созданию франшиз «Франчайзинг-Интеллект» Мария Кизима: «Интерьер, вывески, полиграфия, униформа персонала — дизайн едва ли не первое, что бросается в глаза, когда мы обращаем внимание на ту или иную франчайзинговую концепцию. Именно поэтому так важно учесть все эти нематериальные активы в составе пакета, который предоставляется партнерам-франчайзи. На платформе SCALE IT франчайзер может, следуя рекомендациям, грамотно собрать и “упаковать” этот пакет, детально прописать в договоре коммерческой концессии, что именно и на каких условиях предоставляется».

Фиксация прав на объекты дизайна и упоминание их в договоре коммерческой концессии позволят избежать печальной ситуации, в которой франчайзи, прощаясь со старшим партнером, не хочет прощаться с фирменной мебелью или оформлением меню.

Интеллектуальная собственность — это и есть результат работы дизайнера, как и любого творческого специалиста, отметил основатель и генеральный директор дизайн-студии SmirnovDesign Сергей Смирнов: «Именно интеллектуальные права на результат творческой деятельности капитализируются в промышленном дизайне. Поэтому охрана и защита интеллектуальной собственности, качественное правоприменение в этой области, развитие деловой этики на основе уважения к интеллектуальным правам — важнейший вызов для отрасли».

По словам Сергея Смирнова, дизайнеры еще с советских времен не воспринимали интеллектуальную собственность как актив и эту ситуацию необходимо менять. «Многие поколения выросли с ощущением, что дизайн — это нечто общее, что он принадлежит всем. Но это не так. И сегодня дизайнерам надо научиться уважать свой собственный творческий труд, ценить его результаты и юридически грамотно оформлять права на них», — заключил он.

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

На юбилейном форуме «Российская креативная неделя – Сибирь» обсудили принципы ценностно ориентированной экономики

IPQ.365
18 November 2025

На участие в шестом сезоне «Школьной классики» подано рекордное количество заявок

IPQ.365
17 November 2025

Русская драма в театре «Шалом»: Олег Липовецкий выпускает премьеру по пьесе Максима Горьког

IPQ.365
17 November 2025

В Москве состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвящённой основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен 

IPQ.365
17 November 2025

Интеллектуальная собственность объединит традиции с инновациями в Красноярске

IPQ.365
13 November 2025

РЦИС укрепляет партнерство с Красноярским краем

IPQ.365
11 November 2025

13 лет толерантности: от авангарда Мельникова до современных технологий

IPQ.365
11 November 2025

«Событие года»: журнал «КиноРепортер» назовёт лучших в 2025 году

IPQ.365
11 November 2025

От дизайна и музыки до гастрономии и ИИ: в Красноярске стартует «Российская креативная неделя — Сибирь»

IPQ.365
07 November 2025

Театр Наций и «Территория культуры Росатома» запустят совместный "Луч"

IPQ.365
07 November 2025

"Яга" против "Крысолова" и лекция про Мейерхольда

IPQ.365
06 November 2025

Искусство отправляется в Депо

IPQ.365
06 November 2025

«Российская креативная неделя — Сибирь» и Красноярский край задают тренды развития креативной экономики

IPQ.365
06 November 2025

Специальный гость из Аргентины на Международном симпозиуме индустрии звукозаписи академической музыки

IPQ.365
01 November 2025

Лидеры российского бизнеса расскажут, как создать узнаваемый бренд

IPQ.365
01 November 2025

В Московском планетарии состоится премьера полнокупольного спектакля «Коперник»

IPQ.365
01 November 2025

Премия «Большая книга» и Литрес открывают бесплатный доступ к произведениям финалистов

IPQ.365
31 October 2025

Форум «Российская креативная неделя – Сибирь» в пятый раз пройдет в Красноярске