IPQ.365
03 September 2025
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

В Музее МХАТ открылась выставка «Играть! Антракт!»

В Музее МХАТ открылась выставка «Играть! Антракт!»

Фото пресс-службы Музея МХАТ (слева направо - "Мольер" Костюм д'Орсиньи, Ульянов Н.П. ; "Мольер" (1936 г.). Эскиз Костюм Химеры 1935 г., Вильямс П.В. ; "Мольер" (1936 г.) Эскиз Костюм Химеры 1935 г., Вильямс П.В.)

2 сентября Музей МХАТ открылась выставка «Играть! Антракт!» в Зелёном фойе (Камергерский пер., 3с1), посвященную самой театральной из пьес Михаила Булгакова – «Кабале святош».

Среди гостей присутствовали: Константин Хабенский, Николай Цискаридзе, Игорь Чапурин, Юрий Квятковский, Юрий Хариков и другие почетные гости.

На открытии был представлен театральный перформанс в стиле «Комедия дель арте».

Пьесе о Мольере, которая была сочинена автором специально для Художественного театра, пьесе с непростой судьбой, ведь первый спектакль по ней во МХАТе репетировался несколько лет, а снят был в 1936 году после семи представлений. Этот запрет стал большим ударом для Булгакова: Михаил Афанасьевич вскоре покинул Художественный театр, автором которого он являлся и где также служил ассистентом режиссёра.

В дальнейшем «Кабала святош» появилась в афише Художественного театра только в 1988 году. Режиссёр Адольф Шапиро и художник Андрис Фрейбергс расположили на мхатовской сцене множество чемоданов и кофров, создав тем самым ощущение бесприютности, неустроенности, а Мольер в исполнении Олега Ефремова произносил текст своего героя с таким глубоким пониманием его трагедии, словно это были его собственные слова. Людовиком был Иннокентий Смоктуновский; как писали в энциклопедии «Московский Художественный театр. Сто лет» Анатолий Смелянский и Инна Соловьева, «внутренний нерв спектакля держался дуэтом актёра и короля, двух великих комедиантов».

Уже после ухода из жизни Ефремова, в 2001-м, вышла ещё одна версия «Кабалы святош» в постановке Адольфа Шапиро. Мольера в ней играл новый худрук Художественного театра – Олег Табаков (в спектакле 1988 года он выходил в роли Бутона). Ключевой здесь стала тема театра (художником выступил Юрий Хариков), а также тема отношений Мольера со своим окружением, любви, предательства и прощения.

Выставка «Играть! Антракт!» приурочена к премьере новой постановки «Кабалы святош», которой 4 сентября МХТ имени А.П. Чехова открывает свой 128-й сезон. В главной роли в спектакле Юрия Квятковского снова выходит худрук – Константин Хабенский. Выставка в Зелёном фойе погрузит посетителей в мир театрального закулисья, с его манящей таинственностью и художественным беспорядком. Сквозной станет тема масок, которые присутствовали в постановках пьесы Михаила Булгакова во МХАТе.

Директор Музея МХАТ Павел Ващилин: «Почему мы решили превратить выставочное пространство в театральное? Как сказано у Шекспира, "весь  мир – театр, в нём женщины, мужчины – все актёры, у них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль”. В театре жизнь часто воспринимается как игра, а театр становится жизнью. Только, правда, в театре бывают антракты, а в жизни – нет. Приходится беспрерывно играть от начала до самого конца и по ходу действия примерять маски разных персонажей. Надевают свои маски и герои Михаила Булгакова, причём иногда кажется, что эти маски прирастают к их лицам, так что персонаж забывает, где заканчивается игра и начинается он сам. Об этой двойственности театра нам и хотелось поговорить».

На экспозиции можно увидеть эскизы художников Петра Вильямса, Андриса Фрейбергса, Юрия Харикова, Николая Симонова, Игоря Чапурина (последние двое – создатели сценографии и костюмов к премьере нового сезона). А также – сценические костюмы, реквизит. В отдельной витрине выставлены личные вещи Михаила Булгакова и его посмертная маска из фондов Музея МХАТ.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов

IPQ.365
21 November 2025

На юбилейном форуме «Российская креативная неделя – Сибирь» обсудили принципы ценностно ориентированной экономики

IPQ.365
18 November 2025

На участие в шестом сезоне «Школьной классики» подано рекордное количество заявок

IPQ.365
17 November 2025

Русская драма в театре «Шалом»: Олег Липовецкий выпускает премьеру по пьесе Максима Горьког

IPQ.365
17 November 2025

В Москве состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвящённой основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен 

IPQ.365
17 November 2025

Интеллектуальная собственность объединит традиции с инновациями в Красноярске

IPQ.365
13 November 2025

РЦИС укрепляет партнерство с Красноярским краем

IPQ.365
11 November 2025

13 лет толерантности: от авангарда Мельникова до современных технологий

IPQ.365
11 November 2025

«Событие года»: журнал «КиноРепортер» назовёт лучших в 2025 году

IPQ.365
11 November 2025

От дизайна и музыки до гастрономии и ИИ: в Красноярске стартует «Российская креативная неделя — Сибирь»

IPQ.365
07 November 2025

Театр Наций и «Территория культуры Росатома» запустят совместный "Луч"

IPQ.365
07 November 2025

"Яга" против "Крысолова" и лекция про Мейерхольда

IPQ.365
06 November 2025

Искусство отправляется в Депо

IPQ.365
06 November 2025

«Российская креативная неделя — Сибирь» и Красноярский край задают тренды развития креативной экономики

IPQ.365
06 November 2025

Специальный гость из Аргентины на Международном симпозиуме индустрии звукозаписи академической музыки