IPQ.365
03 September 2025
3 минуты
Поделиться
IPQ.365

В Музее МХАТ открылась выставка «Играть! Антракт!»

В Музее МХАТ открылась выставка «Играть! Антракт!»

Фото пресс-службы Музея МХАТ (слева направо - "Мольер" Костюм д'Орсиньи, Ульянов Н.П. ; "Мольер" (1936 г.). Эскиз Костюм Химеры 1935 г., Вильямс П.В. ; "Мольер" (1936 г.) Эскиз Костюм Химеры 1935 г., Вильямс П.В.)

2 сентября Музей МХАТ открылась выставка «Играть! Антракт!» в Зелёном фойе (Камергерский пер., 3с1), посвященную самой театральной из пьес Михаила Булгакова – «Кабале святош».

Среди гостей присутствовали: Константин Хабенский, Николай Цискаридзе, Игорь Чапурин, Юрий Квятковский, Юрий Хариков и другие почетные гости.

На открытии был представлен театральный перформанс в стиле «Комедия дель арте».

Пьесе о Мольере, которая была сочинена автором специально для Художественного театра, пьесе с непростой судьбой, ведь первый спектакль по ней во МХАТе репетировался несколько лет, а снят был в 1936 году после семи представлений. Этот запрет стал большим ударом для Булгакова: Михаил Афанасьевич вскоре покинул Художественный театр, автором которого он являлся и где также служил ассистентом режиссёра.

В дальнейшем «Кабала святош» появилась в афише Художественного театра только в 1988 году. Режиссёр Адольф Шапиро и художник Андрис Фрейбергс расположили на мхатовской сцене множество чемоданов и кофров, создав тем самым ощущение бесприютности, неустроенности, а Мольер в исполнении Олега Ефремова произносил текст своего героя с таким глубоким пониманием его трагедии, словно это были его собственные слова. Людовиком был Иннокентий Смоктуновский; как писали в энциклопедии «Московский Художественный театр. Сто лет» Анатолий Смелянский и Инна Соловьева, «внутренний нерв спектакля держался дуэтом актёра и короля, двух великих комедиантов».

Уже после ухода из жизни Ефремова, в 2001-м, вышла ещё одна версия «Кабалы святош» в постановке Адольфа Шапиро. Мольера в ней играл новый худрук Художественного театра – Олег Табаков (в спектакле 1988 года он выходил в роли Бутона). Ключевой здесь стала тема театра (художником выступил Юрий Хариков), а также тема отношений Мольера со своим окружением, любви, предательства и прощения.

Выставка «Играть! Антракт!» приурочена к премьере новой постановки «Кабалы святош», которой 4 сентября МХТ имени А.П. Чехова открывает свой 128-й сезон. В главной роли в спектакле Юрия Квятковского снова выходит худрук – Константин Хабенский. Выставка в Зелёном фойе погрузит посетителей в мир театрального закулисья, с его манящей таинственностью и художественным беспорядком. Сквозной станет тема масок, которые присутствовали в постановках пьесы Михаила Булгакова во МХАТе.

Директор Музея МХАТ Павел Ващилин: «Почему мы решили превратить выставочное пространство в театральное? Как сказано у Шекспира, "весь  мир – театр, в нём женщины, мужчины – все актёры, у них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль”. В театре жизнь часто воспринимается как игра, а театр становится жизнью. Только, правда, в театре бывают антракты, а в жизни – нет. Приходится беспрерывно играть от начала до самого конца и по ходу действия примерять маски разных персонажей. Надевают свои маски и герои Михаила Булгакова, причём иногда кажется, что эти маски прирастают к их лицам, так что персонаж забывает, где заканчивается игра и начинается он сам. Об этой двойственности театра нам и хотелось поговорить».

На экспозиции можно увидеть эскизы художников Петра Вильямса, Андриса Фрейбергса, Юрия Харикова, Николая Симонова, Игоря Чапурина (последние двое – создатели сценографии и костюмов к премьере нового сезона). А также – сценические костюмы, реквизит. В отдельной витрине выставлены личные вещи Михаила Булгакова и его посмертная маска из фондов Музея МХАТ.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
23 September 2025

В Москве открылась выставка архитектора авангарда Якова Чернихов

IPQ.365
23 September 2025

Нематериальные активы в дизайне: риски и возможности

IPQ.365
23 September 2025

Пётр Миленин: «Музыка – это не просто фон, а инструмент, напрямую влияющий на восприятие»

IPQ.365
23 September 2025

На иголках

IPQ.365
23 September 2025

Магия черно-белого кино на страницах второго коллекционного издания журнала «КиноРепортер»

IPQ.365
22 September 2025

Новый литературный адрес на карте России: запустился книжный кластер «Смысловая 226»

IPQ.365
19 September 2025

Металлургов и кружевниц защитят «цифрой»

IPQ.365
19 September 2025

Валерия Брусникина: «Пиратство — это не только бесплатный просмотр, это многомиллиардный теневой рынок»

IPQ.365
18 September 2025

95 лет Москонцерту: итоги деятельности и планы нового сезона

IPQ.365
17 September 2025

В Москве появился новый частный театр "Кстати"

IPQ.365
17 September 2025

Определены 15 песен, которые будут исполнены на гала-концерте конкурса «Мелодия детства»

IPQ.365
16 September 2025

В Москве пройдет первая Всемирная Общественная Ассамблея

IPQ.365
12 September 2025

Тысяча музыкантов исполнят хиты «Кино» и «КиШ» на шоу ROCK 1000

IPQ.365
11 September 2025

Пушкин – с детства и на всю жизнь

IPQ.365
10 September 2025

Петр Дранга представил кантату, посвященную блокаде Ленинграда

IPQ.365
10 September 2025

Цифровую платформу для художников представят на крупнейшей культурной онлайн-площадке

IPQ.365
10 September 2025

РЦИС приютит произведения-сироты

IPQ.365
05 September 2025

Чебубу и 30 000 патентов на квашеную капусту

IPQ.365
04 September 2025

Прием заявок на музыкальный конкурс «Голоса Родины» завершен, начался отборочный этап

IPQ.365
04 September 2025

Прием заявок на Всероссийский конкурс этнической музыки «Вся страна» завершен