IPQ.365
06 August 2025
6 минут
Поделиться
IPQ.365

Техника креативной безопасности и правила креативного движения

Техника креативной безопасности и правила креативного движения

Фото пресс-службы РЦИС

Участникам конкурса «Опора России» рассказали о современных подходах к управлению интеллектуальной собственностью

Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) провел вебинар для участников Кубка креативных бизнес-проектов — конкурса, который уже второй раз проводится Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». О том, как использовать права на креативный продукт с максимальной отдачей, участникам рассказали представители РЦИС, Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP и сервисов общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры — Сети РЦИС.РФ.

Все про промобразцы, полезные модели и изобретения

Несмотря на то что креативные индустрии ассоциируются с авторским правом, их продукт вполне успешно охраняется и в режиме промышленной собственности, рассказала генеральный директор сервиса «Онлайн Патент» Алина Акиншина: «Реальный объект всегда может охраняться в нескольких дополняющих друг друга формах. Например, на упаковку макарон нанесено сразу несколько товарных знаков, а ее дизайн защищен патентом на промышленный образец. Преимущество регистрируемых объектов в том, что вы получаете больший объем охраны и, соответственно, больше возможностей для коммерциализации продукта».

Она пояснила, что патент на промобразец позволяет занять целую рыночную нишу, запрещая не только буквальное воспроизведение внешнего вида изделия, но и любой дизайн, который неподготовленный человек может перепутать с оригинальным.

При необходимости творческий предприниматель может зарегистрировать не только промышленный образец, но и полезную модель и даже изобретение. Для этого важно, чтобы новизной, промышленной применимостью и изобретательским уровнем (для изобретений) обладали конструктивные особенности изделия, будь то застежка для сумки или особая крышка для бутылки. Вопреки сложившемуся стереотипу патентами охраняются не только высокотехнологичные продукты, но и простые на первый взгляд вещи. Так, структуры РЖД — крупнейший держатель патентов на все, что связано с подстаканниками.

Алина Акиншина отдельно подчеркнула, что многие образцы продукции, победившей на «Кубке» в прошлом году, например рюкзак, чехол для гитар, оригинальный деревянный столик, могли бы успешно охраняться сразу в нескольких режимах. При этом в первую очередь предпринимателям необходимо подумать о товарном знаке — по данным ВОИС, Россия сейчас на третьем месте в мире по заявочной активности в этой области, зарегистрировать подходящий бренд можно и не успеть.

Дельфины и обезьяны VS нейросети и ИИ

Творчество — один из последних способов получить нечестное преимущество в конкурентной борьбе, процитировала американского специалиста по рекламе директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская: «В соответствии с Федеральным законом “О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации” от 08.08.2024 № 330-ФЗ креативными называются те индустрии, которые создают и используют результаты интеллектуальной деятельности, при этом закон делает акцент на отраслях, связанных с культурным наследием, искусством, медиа и прикладным творчеством».

По словам Екатерины Чуковской, бурное развитие креативных индустрий привело к тому, что в сектор пришло много людей без систематических знаний об интеллектуальных правах, новые вопросы ставят и технологии, ведь с помощью искусственного интеллекта можно сгенерировать или сымитировать самый разнообразный контент (раньше конкурентами человека за звание творца были дельфины, слоны с кисточками и обезьяны с фотоаппаратами, теперь — нейросети). Именно поэтому Digital IP активно занимается просвещением, организует многочисленные образовательные программы, помогающие предпринимателям освоить «технику правовой безопасности» и «правила креативного движения». Как очистить права на контент, где искать сведения о правообладателе, что должен включать лицензионный договор, в чем состоят отношения с работником, исполнителем или подрядчиком, занятыми в творческом производстве, — все эти и многие другие вопросы детально обсуждаются на курсах, разработанных Digital IP.

На базе РЦИС.РФ

Многие проблемы управления интеллектуальными правами, связанные с поиском надлежащего правообладателя, фиксацией прав на продукт, быстрым и безопасным заключением сделок, в России уже решены благодаря общественно-государственной блокчейн-инфраструктуре — Сети РЦИС.РФ, рассказал руководитель правового экспертно-аналитического направления РЦИС Никита Согрин: «Авторское право не предполагает соблюдения обязательных процедур регистрации и действует по умолчанию с момента создания объекта. Однако своевременная фиксация интеллектуальных прав существенно расширяет возможности судебной защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Решению этой задачи в числе прочего служит Сеть РЦИС.РФ — крупнейший реестр результатов интеллектуальной деятельности и прав на них. После того как данные попали в блокчейн, их нельзя удалить или фальсифицировать. Надежная информация об охраняемых объектах позволяет успешно заключать сделки и осуществлять судебно-претензионную работу».

Крупные игроки на рынке интеллектуальных прав пополняют Сеть РЦИС.РФ данными, присоединяясь к ней в качестве узлов. Для физических лиц главной точкой входа служат сервисы, построенные на ее основе. Так, сервис депонирования n’RIS предоставляет пользователям защиту авторского контента, одновременно записывая в блокчейн данные об объекте, авторе, времени создания файла. Об этом рассказала генеральный директор сервиса Наталья Беленькая: «В 100% судебных дел, где фигурировало наше свидетельство о депонировании, выигрыш был на стороне его обладателя. В 84% случаев конфликт разрешался в его пользу еще на досудебной стадии. Цифровое депонирование также может быть дешевой и удобной альтернативой регистрации ПО в Роспатенте при подаче заявления на включение софта в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Наконец, для инвестора свидетельство также будет серьезным аргументом в пользу того, что вы действительно располагаете ценным нематериальным активом».

Данные об объектах из сети РЦИС.РФ задействует и первый в России контент-маркет IPEХ, рассказала его руководитель Дарья Воинова: «На нашей платформе возможно продать и купить не только авторские фото и видео, но также и музыку, тексты. Для того чтобы заключить лицензионную сделку, можно воспользоваться готовыми шаблонами договоров. При этом комиссия платформы составит всего 10%, что намного меньше, чем у западных стоков. Работа с IPEХ позволяет не только сократить издержки на юристов и посредников, избежать ограничений, связанных с международными платежами, и неопределенности статуса лицензиата, но и получить релевантный контент, отвечающий российскому культурному коду».

Интеллектуальная собственность может стать действенным инструментом масштабирования бизнеса, тиражирования коммерческого опыта и выстраивания партнерства, отметила сооснователь и генеральный директор платформы цифровых сделок по франчайзингу SCALE IT Мария Кизима: «Франчайзинг — это масштабирование бизнеса за счет ресурсов партнеров. Именно ваши франчайзи арендуют помещения, закупают оборудование или товары, нанимают сотрудников. Вы же косвенно управляете этим, потому что коммерческая деятельность идет под вашим брендом и по вашей технологии. Пользователь (франчайзи) получает возможность пройти по проторенной дорожке, вы же — развитие за счет его ресурсов. А юридический смысл такого партнерства в передаче IP-портфеля по договору коммерческой концессии».

Портфель интеллектуальных прав — это не только товарный знак, но и множество других объектов интеллектуальных прав — от рецептов до дизайна помещений, от технологических карт до скриптов общения с покупателями. По словам Марии Кизима, платформа SCALE IT, построенная на базе РЦИС.РФ, позволяет не только выявить нематериальные активы и сформировать франчайзинговую концепцию, но и заключить реальную сделку с партнером в безопасном цифровом контуре, основываясь на проверенной информации и прозрачных условиях договора.

Все сказанное нашло живой отклик у участников, которые задали экспертам множество вопросов о конкретных кейсах на рынке интеллектуальных прав. Слушателей волновали и регистрация товарных знаков, и нюансы оформления договоров, и субсидирование патентования в рамках поддержки инновационной сферы. Представители сервисов ответили на все вопросы и вручили участникам подарки: промокоды на бесплатное использование платформ. 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
10 December 2025

В Иркутске представили «интеллектуальный мультитул» для управления ИС

IPQ.365
10 December 2025

VK Знакомств и Литрес: 80% пользователей испытывают симпатию к антигероям из книг

IPQ.365
10 December 2025

Radical Chic выпустил тройку платков, посвященную знакам зодиака

IPQ.365
10 December 2025

Московская школа современного искусства проведет предновогодний день искусства на Artplay  

IPQ.365
09 December 2025

Прием заявок на конкурс «Как звучат ремесла» завершен

IPQ.365
09 December 2025

От рутины к росту: радио обретает цифровое зрение

IPQ.365
08 December 2025

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»

IPQ.365
05 December 2025

Поэт-песенник Константин Арсенев: творчество – это же всегда передача энергии

IPQ.365
04 December 2025

В фойе «Покровка.Театр» состоялось открытие фрески Сергея Арцибашева

IPQ.365
04 December 2025

Объявлены 12 победителей V Юбилейной Российской национальной премии в сфере креативных индустрий

IPQ.365
02 December 2025

Звукорежессура: в "Нелектории" обсуждали профессию будущего

IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов