«Фонд кино» провел очную защиту национальных проектов, претендующих на государственное финансирование (рассматривались авторские анимационные фильмы и игровые полнометражные для детской и семейной аудитории).
Такие питчинги всегда в центре внимания. С одной стороны, они дают возможность заглянуть в будущее: мы знакомимся с проектами, которые станут делать погоду в наших кинотеатрах в течение ближайших пары лет. А с другой, это лакмусовая бумажка дня сегодняшнего: мы видим, какие темы интересуют наших кинематографистов, какие проекты они считают максимально реализуемыми и т.д. IPQuorum разобрался, какие выводы можно сделать.
Мультфильмы? – Только для взрослых
Удивительно, но среди «уникальных авторских анимационных проектов» (именно в такой формулировке они были представлены на питчинге «Фонда кино») не было ни одного, рассчитанного на детскую аудиторию. Объяснить этот странный феномен можно по-разному: то ли аниматоры с индивидуальным творческим почерком потеряли интерес к работе с детьми (что вряд ли), то ли продюсеры считают проекты такого рода не слишком перспективными.
Зато взрослой (и думающей!) аудитории анимационные студии готовы предложить кое-что стоящее. Например, студия «Мельница» вновь попыталась доказать, что не богатырями едиными может заниматься, и представила «Кота Савелия» – вольную экранизацию книги Григория Служителя. По словам продюсера Сергея Сельянова, радужно-развлекательным проект назвать нельзя: это, скорее, авторский взгляд на современную Москву, в которой бродяжничает пушистый «бездомыш».
Студии «Мастер-фильм» и «М.И.Р» сделали ставки на классическую музыку. Первая презентовала «Перламутровую сказку» – рассказ о непростом творческом треугольнике, в котором невольно оказались художник Михаил Врубель, его жена, оперная певица Надежда Забела, и композитор Николай Римский-Корсаков. Худрук картины Станислав Соколов («Гофманиада») и режиссер Дмитрий Наумов («Три котенка») обещают сделать максимально понятный для любой аудитории просветительский проект, который сумеет опровергнуть тезис, что оперная музыка – только для избранных.
Просветительским должен стать и анимационный полный метр от студии «М.И.Р» – «Слонимский. Интерлюдия». Это своего рода анимационный байопик, основанный на дневниках композитора. В его защиту высказались Константин Бронзит и Валерий Гергиев. Правда, насколько картина будет востребованной, сказать пока сложно: ролик, представленный на питчинге, выглядит как настоящее произведение искусства, но он больше напоминает побег от реальности, чем попытку создать нечто актуальное или вневременное.
Анимация как поле для экспериментов
Гораздо более смелыми кажутся проекты, представленные для получения дополнительного финансирования. Среди них «Мусор» Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого от студии «МЕТРАФИЛЬМС» (фильм создается в копродукции с канадской Lakeside Animation Studio). Это очень своеобразное роуд-муви, главными героями которого становятся выброшенные вещи: их путь начинается на помойке, а заканчивается в раю. С точки зрения проката такой синопсис сверхприбылей не сулит, но авторы уверяют, что, во-первых, нашли баланс между авторским и зрительским кино, а во-вторых, у «Мусора» может быть очень успешная фестивальная судьба, в том числе и международная.
Еще более экспериментальным оказался «Непокой» от анимационной студии «ШАР». Это абсурдистская драма с элементами детектива, рассказывающая о странном отеле, из которого пропадают постояльцы. Искать выход из гостиницы-ловушки главный герой будет под музыку Сергея Курехина, права на которую уже выкуплены. Ответственным за эти поиски стал Леонид Шмельков – художник, режиссер и автор сценария. Сам фильм будет выполнен в технике ротоскопирования.
Не остался в стороне и «Союзмультфильм», представивший для оценки экспертов «Безумную планету» Сергея Меринова. По сути, это полноценный анимационный блокбастер, крайне нетипичный для студии. Необычность ощущается даже на уровне сюжета: действие перебрасывает зрителя в XXXI век – в те времена, когда ученые научились выращивать планеты. Однако что-то пошло не так, и одной из планет удалось сбежать. Вдогонку за ней послали худший экипаж за всю историю космонавтики: охотясь за беглянкой, космонавты-недотепы активно коллекционируют неприятности и соревнуются, кто больше глупостей натворит. Фильм делается в пластилиновой анимации с использованием 3D.
ИГРОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ АУДИТОРИИ
Баба-Яга начинает и выигрывает
После триумфальных сборов «Чебурашки» и «Последнего богатыря» отечественная киноиндустрия решила, что семейное кино в формате сказки – это лекарство от всех болезней. В итоге снимать проекты такого рода кинулись без исключения все: студии быстренько расхватали «Бременских музыкантов» и «Буратин», арендовали «Летучий корабль», вытащили из закромов «Огниво» – и почувствовали, что готовых сюжетов на всех может и не хватить. Впрочем, можно же «брать в займы» не целую сказку, а отдельных героев – сюжет же придумывать самостоятельно (тем более что опыт «Последнего богатыря» доказывает, что такой ход работает). Так что некоторые кинематографисты пошли именно этой дорогой.
Как ни странно, самым востребованным персонажем в этой волшебной гонке оказалась... Баба-Яга. Свой кассовый потенциал она доказала еще в «Последнем богатыре»: неслучайно ведь следующий фильм франшизы Ягу омолаживает (ее будет играть Юлия Пересильд) и превращает в одну из главных героинь. Плюс недавно вышедший семейный фильм Карена Захарова «Баба-Яга спасает мир» (средний по качеству, но успешный в кассовом плане) укрепил репутацию хозяйки летающей ступы, поэтому следующий киногод вполне можно будет объявлять годом Бабы-Яги. Вместе с сиквелом сказки Захарова нас ждет 5–6 проектов с участием неугомонной старушки.
Не стал исключением и питчинг в Фонде кино. Баба-Яга появилась в проекте «Домовенок Кузя», которым занимается кинокомпания братьев Андреасян (выход запланирован на июль 2024 года). Правда, никаких оригинальных трактовок в данном случае не предвидится: Яге здесь досталась традиционная роль злодейки, жаждущей уничтожить все хорошее ради всего плохого.
Концепция, которую предлагают студия «Рок» и продюсер Алексей Учитель, интересней в разы. Сценарист Наталья Дубова написала оригинальный сценарий в жанре фэнтези. Он о противостоянии двух миров – мира живых и мира мертвых. Рубеж между мирами охраняет колдовской род Ягинь, воспитывающий приемную дочь по имени Яра. Именно она и станет в будущем Бабой-Ягой. Но пока она робка и неопытна, что, впрочем, не мешает ей совершить серьезный поступок: девочка выпивает мертвой воды и отправляется в темное царство, чтобы вывести оттуда своего брата. Проект так и называется – «Молодая Яга». Создаваться он будет при поддержке «Союзмультфильма», ведь такой сюжет предполагает большое количество компьютерной графики.
Единственным конкурентом Бабе-Яге стал Дед Мороз: он был представлен на питчинге Фонда кино в трех проектах. Один из них («Письмо Деду Морозу» от Киностудии им. М. Горького) абсолютно традиционный: юрист, написавший в детстве послание волшебнику в красном халате, вдруг обнаруживает, что все его детские желания начали сбываться. Второй фильм интереснее: Дед Мороз устал разъезжать по небесам на оленях и решил уйти на покой. Однако бросить детишек на произвол судьбы он не может, поэтому активно ищет себе преемника. Им становится мелкий воришка (Роман Курцын), который не совсем вовремя забрался к дедушке в дом. Название проекта – «Разыскивается Дед Мороз», им будет заниматься «Наше кино».
А вот третий фильм, имеющий отношение к нашему герою, – чистой воды эксперимент. Он фокусируется на жене Деда Мороза (да-да, она, оказывается, есть!). По легенде, эта сказочная женщина тоже должна заниматься исполнением желаний и развозом подарков, только ее подопечными являются не дети, а взрослые. Но так как никто из них давно в чудеса не верит, то свою волшебную силу героиня потеряла. Называется проект «Баба Мороз и тайна Нового года», в главной роли – Юлия Александрова.
Сказка – не ложь, а спасение отечественного кинопроката
Несмотря на дороговизну производства, отечественные киностудии готовы заниматься сказками (о причинах такого энтузиазма мы уже говорили). Поэтому на питчинге на финансирование претендовали «Сказочные выходные» и «Сокровища гномов» («Наше кино»), «Руслан и Людмила» Джаника Файзиева («Марс Медиа»), «Ночь перед Рождеством» («Ленфильм»), «Чудо Юдо» («Кинофирма»). Правда, к разряду «необычных и неожиданных» пока можно отнести только один из них – «Стальное сердце» Карена Оганесяна от кинокомпании «Карго» (проект претендовал на дофинансирование). По словам создателей, волшебные элементы здесь впаяны в стилистику гейминга, что должно привлечь молодежную аудиторию. Сюжет же примерно таков: в стародавние времена Соловью-Разбойнику удалось переписать историю, благодаря чему все богатырские подвиги он приписал себе. А так как у него был доступ к элексиру бессмертия, то он благополучно дожил до наших дней. Однако о его секретах знает некая семья Киселевых: они пробираются в пещеру, где покоится тело Ильи Муромца, и с помощью собственных разработок его оживляют.
Бренды и сиквелы
Другой палочкой-выручалочкой отечественной кинематографии стало использование хорошо раскрученного бренда. К примеру, «Наше кино» представило на питчинге «Ждуна»: режиссер Дмитрий Суворов уверен, что этот персонаж-мем станет идеальным персонажем для доброго и позитивного семейного фильма.
ООО «Смешарики» предложило экспертам профинансировать свой первый игровой фильм – «Космическую экскурсию». Его сценаристом стал Сергей Лукьяненко, признавшийся на презентации в огромной любви к мультсериалу. Сюжет завязан на том, что в лапы Крошу и Ежику попадает космический симулятор, который переносит их в компьютерную игру. В этой игре Смешарики превращаются в живых людей: играть их будут Мария Аронова, Сергей Бурунов, Александр Робак, Максим Лагашкин и Александр Лыков.
На бренд советской эпохи сделали ставку братья Андреасян: они хотят экранизировать «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Собственно, сериальная версия уже готова (отснято 12 серий), теперь дело дошло до полного метра. По словам внука писателя, Артемия Драгунского (а также режиссера и креативного продюсера проекта), необходимость в этой экранизации чувствуется очень остро, ведь последний фильм по книгам его деда вышел 35 лет назад.
История советской космонавтики – это тоже своего рода бренд, поэтому здесь же расскажем о картине ООО «Централ Партнершип» «Моя собака – космонавт». По сути, это «байопик» первого живого существа, сумевшего преодолеть земное притяжение – легендарной Белки. Байопик, правда, выдуманный: кинобиография легендарной дворняжки ничего общего с реальностью не имеет. А вот детали подготовки собак для полета в космос очень даже реальные: здесь создатели пообещали быть предельно точными (без ударов по детской психике, разумеется).
Также на питчинге было много проектов-сиквелов. Это и «Моя ужасная сестра-2» («Мотор фильм студия»), и «Испытание аулом-2» (Киностудия «ДОМБАЙФИЛЬМ»), и «Манюня: Путешествие в Москву» («Меркурий контент»), и «Пальма-2» («ММЕ»), и «Артек. Большое путешествие: 1812» («Фреш-Фильм»).
А вот, к примеру, исторических фильмов или спортивных драм в этот раз практически не было. В качестве исключения был заявлен только «Юный князь» Михаила Расходникова (ООО «Тема»), рассказывающий детстве и юности Александра Невского. Правда, пока такая заявка кажется не слишком убедительной: с одной стороны, авторы заявляют, что хотели бы максимально точно реконструировать эпоху (XIII век), а с другой – хвастаются, что для воссоздания архитектурных сооружений используют нейросеть. Реалистичность проекта при таком подходе, мягко скажем, вызывает вопросы.
Как бы то ни было, самый яркий эпизод питчинга связан с Сергеем Сельяновым. Его волшебная сказка «По щучьему велению» была заявлена в качестве претендента на дополнительное финансирование. Однако, по словам Сельянова, проект стартовал в кинотеатрах выше ожиданий, поэтому дополнительные деньги от Фонда кино им не нужны. Пожелаем же нашей киноиндустрии, чтобы в один прекрасный день все продюсеры могли сказать что-то похожее.
Автор Вера АЛЕНУШКИНА