IPQuorum 2021 (12+)
13 мая 2021
Поделиться

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

IPQuorum 2021: Tech for Content посвятил деятельности музеев три сессии — «Музеи в цифровую эпоху», «Искусство. Цифра. Искусство» и «Если автор неизвестен». Эксперты обсудили юридические и экономические факторы, которые помогают цифровизации отрасли или, наоборот, создают препятствия при переходе в онлайн.

Среди приоритетных тем - как современные музеи могут превратиться из «хранителей» музейных ценностей в обладателей экономически выгодных интеллектуальных прав и как этому может ли помочь в этом государственная власть.

Начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева привела в пример проект Министерства культуры, благодаря которому музеи смогут разместить сведения о своих экспозициях, а Министерство поможет продвижению материалов в аудиовизуальном формате. «.. это витрина — и те, у кого возникает потребность получения изображения, должны точно понимать, в каком из музеев оно находится и обращаться к музею напрямую».

По данным Минкульта, к 2020 году Госкаталог музейного фонда РФ включает в себя более 16 миллионов описаний объектов музейных фондов. Вместе с тем, даже каталогизация, не говоря о качественных цифровых копиях объектов – непростая задача с точки зрения обеспечения технологиями и кадрами. Не могут похвастаться завершенными результатами даже крупные государственные музеи, имеющие технику и обученный штат.

Андрей Воробьев, заместитель директора Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Минкультуры России, сравнил ситуацию с созданием цифровых копий в отрасли с марафоном. «Все его участники оказались в разных условиях: одни только подходили к стадиону, другие долго пили чай, а кто-то давно бежал и не понимал, почему так поздно пригласили остальных».

 Модератор встречи, вице-президент российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ Россия) Сергей Богатырев поднял закономерный вопрос — что реально сегодня поможет малым музеям — краеведческим, региональным - которые не обладают целевыми ресурсами под цифровизацию?

Заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Наталья Чечель подтвердила осведомленность государства о наличие проблемы и попытках его решения в специальных программах поддержки, таких, как федеральный проект «Цифровая культура» или программа поддержки региональных музеев в рамках которой, министерство бесплатно предоставляет одно рабочее место по автоматизации учетно-хранительской деятельности для муниципальных музеев. Однако каталогизация и описание объектов музейного хранения – это лишь часть проблемы. Другая – возможность использования цифровых копий объектов  музейного хранения для создания современных продуктов. В этом заинтересовано все креативное сообщество, а Минцифры даже намерено субсидировать использование историко-культурного наследия производителями компьютерных игр. 

Решению этой проблемы - коммерческого использования музейных объектов мог бы способствовать диалог между музейными работниками и специалистами в сфере legaltech. И это еще один пример необходимой широкой коллаборации в интересах креативных индустрий. По мнению юриста Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» Виталия Илларионова, музеи нуждаются не просто в создании цифрового реестра, а в ИТ-ресурсе, который позволит четко понимать, какие музейные объекты могут использоваться без ограничений, а для каких потребуется особое разрешение: «Возможно, при получении объекта в музейную коллекцию, стоит сразу же «очищать» права, поскольку как минимум цифровое использование в интернете неизбежно».

Широкое распространение цифровых технологий не только добавляет новые возможности работы музеев с предпринимательским сектором. Меняется и подход в работе с аудиторией.

Владимир Определенов, заместитель директора по цифровому развитию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, заведующий базовой кафедрой информационных технологий в сфере культуры НИУ ВШЭ заметил, что специалисты свыклись с тем, что разделение посетителей и объектов на виртуальные и реальные абсолютно не продуктивно при проведении лекций или экскурсий. «Ключ нашей новой философии заключается в том, что к этим, казалось бы, противоположным сферам бытия нужно относиться с равным уважением и равным вниманием».

Одним из успешных кейсов поделился руководитель отдела информационно-технического обеспечения и связи музея-заповедника «Царицыно» Алексей Лизунов. Огромную территорию музея непросто оцифровать, учитывая тот факт, что посетители приезжают в парк прежде всего чтобы насладиться природой. И всё же, несмотря на масштабы Царицыно теперь имеет онлайн-представительство с полной цифровой копией музея-заповедника. Знаковым стал проект «Царицыно в Майнкрафт». На основе проекта музей провел около двадцати различных онлайн-лекций.

Участники сессии были единодушны в том, что цифровые технологии не просто раширяют возможности музеев, но и придют им новый образ - хранители истории и культурных традиций становятся перспективными игроками рыночной экономики. Однако полностью освоить эту роль можно только при реализации проектов, основанных на коллаборации с другими креативными индустриями.

Организаторы Форума – Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступили Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума – агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума – холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия – Первое музыкальное.

Мероприятие прошло при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content – ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры – Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» – главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт» «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше