© 2019, IPQuorum
i

LegalTech Review: главное за октябрь

Госдума расширяет полномочия патентных поверенных, инженеры пытаются «скрестить» стриминг с кинопрокатом, а крупные компании продолжают «наступать на грабли» GDPR при обработке персональных данных. В новом выпуске LegalTech Review — самые важные сюжеты из мира правовых, деловых и технологических инноваций.

Стартап в сфере генеративной музыки Endel привлек 5 млн долларов инвестиций

Берлинский ИИ-стартап, специализирующийся на технологиях генеративной музыки, привлек 5 млн долларов инвестиций. В новом раунде участвовали фонд True Ventures и его партнер, основатель Digg Кевин Роуз. Также в стартап вложился Alexa Fund Amazon, который уже сотрудничает с Endel с 2018 года. По утверждению компании, общее число потребителей ее продуктов, среди которых мобильное приложение, навык Alexa и канал с музыкой для сна на Twitch, составляет 2 млн пользователей. В марте 2019 года Endel заключила контракт с Warner Music на выпуск 20 альбомов с музыкой, сгенерированной искусственным интеллектом.

Алгоритмы Endel создают музыку с учетом времени суток, пульса пользователя, его активности и погоды, выстраивая персонализированные звуковые ландшафты. «Нужно только подсказать приложению, чем вы прямо сейчас занимаетесь: работаете, отдыхаете, куда-нибудь идете или собираетесь уснуть. Создатели Endel заявляют, что сгенерированный музыкальный фон стимулирует согласно внешним факторам релаксацию, мобилизацию, фокусировку внимания», — пояснил основатель российского проекта в области генеративной музыки «Лаборатория Хаоса» Александр Кузяев.

В том, что касается перевода данных с языка эмоциональных состояний на язык акустики, российские специалисты идут еще дальше европейских коллег. Александр Кузяев работает над технологией EMUSE, позволяющей анализировать психоэмоциональное воздействие музыки на мозг слушателя. «В основе концепции EMUSE прогнозирование ответной реакции мозга на входной информационный поток комплексного акустического сигнала. Анализ ответной резонансной психоэмограммы волновых ритмов мозга дает возможность вычислять практически любой тонкий оттенок эстетической палитры эмоций с большой степенью объективной достоверности», — рассказал Александр Кузяев.

В «Лаборатории Хаоса» уверены, что их решение в перспективе можно будет использовать в рекомендательных и поисковых музыкальных сервисах, в подборе музыки для звукового оформления коммерческих пространств, для анализа эмоций по голосу. Наконец, при наличии нейрогарнитуры алгоритмы смогут в режиме реального времени генерировать интерактивную музыку, точно отражающую настроение слушателя.

Патентных поверенных приравняли к адвокатам в суде

Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о патентных поверенных. Документ вводит институт тайны поверенного, статус поверенного в судебном процессе приравнивается к адвокатскому, органам власти и организациям вменяется в обязанность отвечать на запросы поверенного в месячный срок. Кроме того, согласно документу, поверенные получат доступ к базам Роспатента в сфере регистрации интеллектуальной собственности.

Партнер юридической компании CLAIMS, патентный поверенный по товарным знакам Екатерина Проничева позитивно оценивает введение института запроса патентного поверенного: «На данный момент нам зачастую приходится обращаться к помощи адвокатов, например для направления запроса об администраторе доменного имени, либо просить суд истребовать такие доказательства у регистратора доменных имен. Однако обращение к адвокату увеличивает стоимость услуг для клиента, а обращение к помощи суда затягивает сроки судопроизводства».

Эксперт отмечает, что пока нет ясности, к каким именно ресурсам Роспатента будет предоставляться доступ, а также будет ли он безвозмездным: «Если такой доступ будет бесплатным и неограниченным, это также позволит повысить качество оказываемой правовой помощи доверителям и ускорить сроки делопроизводства», — говорит она.

В качестве примера Екатерина Проничева указывает на проблему с оценкой нарушения доверителями прав на зарегистрированные базы данных: непосредственный доступ к зарегистрированным базам данных имеется только у правообладателя, третьи лица видят в реестре лишь их названия. «Возможность патентного поверенного получить доступ к такой базе данных, обеспеченная также институтом профессиональной тайны патентного поверенного, позволит оценить вероятность нарушения доверителем прав третьего лица», — полагает эксперт.

Юрист отмечает прогрессивную роль тайны патентного поверенного как нового института, однако сетует на то, что в законопроекте отсутствуют гарантии, предусмотренные для адвокатской тайны, в частности положения, аналогичные нормам статьи 450.1 УПК РФ, о том, что обыск, выемка или осмотр в отношении патентного поверенного могут проводиться только на основании судебного решения и в присутствии адвоката. «На наш взгляд, патентным поверенным должны быть предоставлены аналогичные гарантии соблюдения профессиональной тайны», — считает партнер CLAIMS.

Запатентована технология трансляции фильмов из кинотеатров на домашние устройства

Компания Christie, специализирующаяся на системах визуализации, запатентовала изобретение, которое позволит кинотеатрам транслировать фильмы, идущие на большом экране, на телевизоры, компьютеры и другие пользовательские устройства. Таким образом, зритель, не готовый в условиях пандемии идти в кино, сможет в режиме реального времени посмотреть прокатный блокбастер у себя дома. Контент с медиаблоков Christie, которые используются в кинотеатрах, будет передаваться по IP-сетям. В компании считают, что технология обеспечит высокое качество передачи видеоконтента и позволит владельцам кинотеатров компенсировать часть убытков, которые они терпят с началом эпидемии.

Кажется, решение могло бы стать одним из аргументов в напряженном противостоянии онлайн-сервисов и показчиков, особенно обострившемся в ситуации карантинных ограничений. Так, индустрия кинопоказа во многом остается на плаву за счет «кинотеатрального окна» — периода (примерно в три месяца) между выходом фильма в прокате и релизом онлайн или на носителях. Сейчас студии все больше стремятся к сокращению этого окна, кинотеатры же настаивают на важности кинопоказа как культурной традиции. Пока что на технологию Christie они смотрят скептически. «Технологически решение, предложенное Christie, понятно, только не вижу смысла для студий терпеть посредника в виде кинотеатров в этой цепочке», — отметил член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.

H&M в Германии оштрафована на 35 млн евро за нарушение GDPR

Немецкий филиал H&M оштрафовали на 35,2 млн евро за некорректное обращение с данными сотрудников. Оказалось, что компания в течение многих лет собирала сведения о частной жизни нескольких сотен работников. База включала информацию об отпусках и состоянии здоровья, даже о семейных проблемах и религиозных убеждениях. Эти данные были доступны довольно широкому кругу — порядка 50 топ-менеджерам немецкого H&M.

О самом факте сбора данных стало известно год назад, когда информация из-за сбоя в компьютерной системе стала общедоступной. Компания уже выплатила части сотрудников компенсации, но теперь будет еще и оштрафована за нарушение GDPR — регламента Евросоюза о защите персональных данных.

В соответствии со статьей 5 GDPR обработка данных должна быть ограничена конкретной целью, при этом объем данных должен быть минимизирован, напомнила юрист практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Eversheds Sutherland Екатерина Лобышева. Эти принципы и нарушила H&M.

Эксперт отмечает, что российское законодательство содержит аналогичные принципы: согласно статье 5 Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ содержание и объем персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки, а также не быть избыточными по отношению к ним. «У работодателей нет права обрабатывать персональные данные сотрудников, не связанные с их работой. Например, если бы компания обрабатывала ограниченный перечень данных о здоровье работника для оформления полиса ДМС, то нарушения указанных принципов не было бы», — пояснила Екатерина Лобышева.

Принцип недопустимости обработки избыточных данных появился не на пустом месте, отмечает доцент факультета права НИУ ВШЭ, заместитель председателя Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Ассоциации юристов России (московское отделение) Александр Савельев: «Чем больше данных о гражданине концентрируется у одного лица, тем выше потенциальные негативные последствия утечек таких данных. Кроме того, существенно увеличиваются риски, связанные с возможностью выявления чувствительных характеристик гражданина на основе глубокого анализа таких данных с последующей его дискриминацией или манипуляцией им».

Эксперт отметил, что в России Роскомнадзор и суды уже привлекали работодателей к ответственности за обработку избыточных данных, однако незначительность штрафов за такие нарушения (до 50 000 рублей) не позволяет сдержать аппетиты компаний и других операторов сбора сведений о гражданах. «Здесь необходимо либо существенно увеличивать размеры штрафов, либо, что более предпочтительно, предусмотреть новые инструменты защиты прав граждан на такие случаи. Как вариант по аналогии с защитой авторских прав можно взыскивать компенсации в пользу граждан за такого рода нарушения, в том числе в рамках коллективных исков», — полагает Александр Савельев.

Эксперт напомнил, что с таким предложением в свое время выступила Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики Ассоциации юристов России (московское отделение). Сейчас оно находится на стадии проработки с государственными органами.

TikTok начал платить артистам за использование фонограмм

Российские исполнители начали получать вознаграждения за использование своих композиций в роликах в TikTok. Причем размер вознаграждений за использование фонограммы в ролике, по оценкам экспертов и участников рынка, составляет от 3 до 30 копеек. Так, сообщается, что исполнитель Рахим Абрамов заработал на монетизации авторских прав на песню Fendi 1 млн рублей — ее использовали в 3 млн роликах. Даня Милохин за трек «Я дома» заработал 30  700 рублей. При этом у него было 1,3 млн видео.

Ставки TikTok существенно ниже, чем у других платформ. Так, вознаграждение Apple Music за одно прослушивание оценивают в 60 копеек, Google Play Music платит 50 копеек за одно прослушивание.

Управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина связывает низкие расценки с особенностями использования треков: «Стриминговые сервисы предоставляют слушателям полную фонограмму, в то время как пользователи TikTok используют для “саундтреков” к своим роликам фрагменты композиций. Кроме того, при оценке конечных выплат артистам не стоит забывать о комиссии агрегаторов, которые обеспечивают дистрибуцию контента до витрины, в том числе — до каталога TikTok».

Полная версия дайджеста доступна по ссылке

Другие новости