© 2019, IPQuorum
i

LegalTech Review: главное за март

В Финляндии нейросеть научили на основе ЭЭГ человека создавать идеально привлекательные лица, на первом «криптоаукционе» Christie’s продали подлинник цифрового коллажа за 70 млн долларов, в Европе решили защищать интеллектуальную собственность от фрейминга, а в России задумались о поддержке производителей онлайн-контента. О главных сюжетах в области интеллектуального права и креативных технологий — в новом выпуске LegalTech Review.

Нейросеть создала индивидуально привлекательные изображения лиц по активности мозга

В Финляндии ученые обучили генеративно-состязательную нейронную сеть создавать изображения лиц, привлекательных для участников исследования, на основе данных ЭЭГ. В 80% случаев смоделированные образы отвечали идеалам красоты испытуемых. По мнению юриста Ассоциации IPChain Елизаветы Афанасьевой, результаты эксперимента, проведенного в Хельсинкском университете, могут использоваться в различных индустриях: «Подобный опыт пригодится при создании изображений для интернет-магазинов, автоматически сгенерированных видеоклипов, при формировании облика виртуальных ведущих телевизионных и сетевых программ».

Эксперт отмечает, что природа привлекательности лица, ее детерминанты и характер межличностных различий остаются спорными вопросами для ученых. Их решением занимаются такие дисциплины, как психология, эволюционная биология, социология, когнитивная наука и нейробиология.

«Вполне возможно, что способность искусственного интеллекта генерировать привлекательный образ для конкретного человека найдет применение в пластической хирургии, а также в индустрии моды и красоты», — предполагает Елизавета Афанасьева.

Цифровой коллаж с удостоверением подлинности продан почти в 70 млн долларов

На первом «криптоаукционе» Christie’s впервые продали изначально цифровое изображение с удостоверением подлинности Ethereum. Автором картины стал ранее неизвестный 40-летний художник Майк Уинкельман из Южной Каролины. Коллаж оценили почти в 70 млн долларов. Автор принял оплату за произведение в криптовалюте. Покупатель получил 319-мегабайтный jpeg-файл и виртуальный токен (строку кода), подтверждающий аутентичность произведения.

Новое цифровое направление не скажется на традиционном арт-рынке, считает директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес: «В мире немало сайтов, занимающихся продажей веб-картин. Не исключено, что эти изображения скоро появятся у нас на одежде».

Однако «цифра» не сможет конкурировать с традиционным искусством, убежден эксперт. «Это доказывают и другие отрасли», — говорит он и приводит в качестве примера сайт Booking: рост интереса к индивидуальным путешествиям не привел к исчезновению туристических компаний.

«Ценность традиционной картины в том, что работа мастера единична, напоминает Вальдес-Мартинес. Можно говорить о “цифровой живописи” как о некоем оригинальном направлении для аукционных домов, художников и покупателей. Но оно не заменит настоящую живопись».

Эксперт также усомнился в том, что для регулирования отношений между творцами в «цифре» понадобятся изменения в существующем праве.

Европейский суд решил, что превью на сайтах нарушают авторское право

Европейский суд постановил, что встроенное изображение на сайте — это отдельная публикация, требующая разрешения правообладателя. По мнению суда, доступ пользователей к контенту с помощью фрейминга (технологии, когда на одном сайте отображается содержимое другой веб-страницы) нарушает авторское право. Ведущий юрисконсульт ФБК Legal Дарья Терещенко отметила нюанс, который стал возможной причиной такого решения: «Технология фрейминга способна поделиться произведением с большим кругом пользователей, в том числе и с теми, кто не имел доступа к первоначальной публикации».

Эксперт уточнила, что подобный механизм защиты правообладателя не должен применяться, если посещение сайта с первоначальными изображениями не сопряжено с какими-либо ограничениями.

По мнению Дарьи Терещенко, в российской практике вопросы правомерности создания ссылок на произведения, опубликованных на сторонних ресурсах, встречаются нечасто. Поэтому исход спора решают обстоятельства конкретного дела.

«В недавнем споре Суд по интеллектуальным правам не признал нарушением исключительного права публикацию ссылки на видеозапись, поскольку та была размещена на общедоступном ресурсе», — привела пример Дарья Терещенко.

Суд мотивировал решение тем, что ссылка является способом адресации пользователя, а не использованием произведения по смыслу (согласно ГК РФ).

«Однако дело могло бы разрешиться по-другому, — уточнила юрисконсульт, — если бы видеозапись опубликовали на закрытом ресурсе или правообладатель изначально не дал согласие на ее использование».

Российские производители онлайн-контента смогут рассчитывать на государственные субсидии

Производители контента для российских онлайн-кинотеатров в 2021 году смогут претендовать на субсидии от государства. Предположительно, для распределения финансовой поддержки учредят структуру, аналогичную Фонду кино.

«Контент для онлайн-потребления одна из самых перспективных форм видеопроизводства», — убежден исполнительный вице-президент кинокомпании Star Media Никита Трынкин. По мнению эксперта, любой инструмент, позволяющий продюсерам и творческим группам заниматься такого рода проектами, развиваться и экспериментировать, будет полезен индустрии.

Конкретные условия оказания господдержки создателям веб-сериалов и фильмов пока не установлены. Однако одним из источников средств для творцов может стать НДС, уплаченный платформами.

«Что касается НДС, мы неоднократно предлагали освободить от него онлайн-платформы, по аналогии с кинотеатрами. Использование для помощи производителям онлайн-контента здравый шаг, — заявил Трынкин. — Это будет способствовать развитию рынка во всех смыслах».

С полной версией дайджеста за март можно ознакомиться по ссылке.

Другие новости