© 2019, IPQuorum
i

LegalTech: главное за август

Современные технологии все сложнее примирить с традиционными правовыми институтами, например, устоявшимися представлениями о приватности и персональных данных. СМИ пытаются урегулировать отношения с поисковиками, нащупывая новые модели монетизации своего контента, госбанки готовятся к эмиссии криптовалют, а частные лица вскоре смогут раcпоряжаться собственными товарными знаками. Ключевые сюжеты на пересечении права, технологий и современных бизнес-моделей – в нашем традиционном дайджесте LegalTech. 

Физическим лицам разрешат регистрировать товарные знаки

До последнего времени регистрировать товарные знаки в России имели право только компании или индивидуальные предприниматели. Новая дорожная карта по развитию института интеллектуальной собственности (подготовлена Минэкономразвития и одобрена правительством) подразумевает, что подобное право будет предоставлено и самозанятым. Соответствующий законопроект должен быть представлен правительству к марту 2021 году, а в третьем квартале следующего года внесен в Госдуму.

Старший юрист ФБК Legal Александра Сусарова отмечает, что изначально в статье 1478 ГК РФ законодатель исключил физических лиц из круга правообладателей, обосновав это тем, что средства индивидуализации предназначены только для использования в коммерческом обороте и охраняются исключительно в целях защиты прав предпринимателей. «Между тем согласно международным договорам ЕС, ЕврАзЭС правообладателями товарных знаков могут быть не только любые юридические, но и любые физические лица (ст. 5 Регламента Совета (ЕС) от 26 февраля 2009 г. 207/2009 «О товарном знаке Сообщества», статья 2 Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕврАзЭС)», ─ отмечает она.

В этом смысле, по словам Сусаровой, предлагаемые новеллы выглядят как актуализация законодательства и приведение его в соответствие с международными нормами.

Эксперт полагает, что нововведение будет полезно в первую очередь гражданам, уже имеющим товарные знаки за рубежом. Если они захотят распространить правовую охрану на российский рынок, им не придется предпринимать дополнительных усилий, таких как регистрация ИП или ООО, оформление дополнительных заявлений.

Однако бума регистрации новых товарных знаков физическими лицами не будет, полагает Сусарова. «Все-таки потребность в регистрации товарных знаков гораздо выше у тех, кто планомерно ведет коммерческую деятельность, то есть у компаний и ИП, а желание зарегистрировать товарный знак за физическим лицом – скорее редкость», ─ сказала она.

Порядок обезличивания данных могут внести в закон

Рабочая группа «Нормативно-правовое регулирование» АНО «Цифровая экономика» одобрила предложение внести в правительственный законопроект о персональных данных поправки, регламентирующие порядок обезличивания таких данных частными компаниями. Эти изменения могут быть внесены ко второму чтению документа, который на сегодняшний день имеет рамочный характер, оставляя определение процедуры обезличивания за Роскомнадзором.

Бизнес-сообщество полагает, что закрепление порядка на уровне федерального закона сделает правила игры более стабильными и тем самым улучшит инвестиционный климат, органы исполнительной власти предпочли бы уточнять конкретные положения в приказах, предполагающих большую свободу маневра и, среди прочего, возможность идти в ногу с развитием технологий.

Старший юрист Eversheds Sutherland Алексей Дарков отмечает, что бизнес заинтересован в обсуждении требований и методов обезличивания на этапе принятия законопроекта, а это будет возможно в том случае, если они будут зафиксированы непосредственно в документе. «В случае утверждения порядка приказом Роскомнадзора существует неопределенность как в содержании самого порядка, так и в сроках его принятия», ─ говорит он.

Эксперт напоминает, что в текущей версии законопроекта поправки должны вступить в силу через 180 дней с даты опубликования. «Это время предусмотрено в том числе для подготовки и принятия Роскомнадзором соответствующего порядка. Возможно, ко второму чтению, если требования и методы обезличивания будут определены на законодательном уровне, срок вступления в силу поправок будет значительно сокращен», ─ поясняет Алексей Дарков.

Сбербанк может выпустить токен, привязанный к рублю

В руководстве Сбербанка готовы выпустить цифровой актив с курсом, привязанным к российской национальной валюте. Об этом заявил директор дивизиона «Транзакционный бизнес» Сергей Попов в ходе онлайн-дискуссии «Цифровые финансовые активы на практике». Стейблкоин планируют использовать для расчетов при покупке и продаже других цифровых активов.

Директор компании «Юридические и финансовые креативные решения» Юрий Брисов отмечает, что стейблкоины рассматриваются многими специалистами как необходимое промежуточное решение, совмещающее доверие к традиционным финансовым институтам с новыми технологическими решениями. Он напомнил, что выпуск стейблкоинов активно обсуждается на уровне правительств, а также центральных и государственных банков Китая, ОАЭ, Великобритании и ряда других стран. «В России криптовалюты были с самого начала встречены на государственном уровне с огромной осторожностью. В итоге эта осторожность привела к де-факто запрету оборота криптовалют на территории Российской Федерации. Следовательно, стейблкойны, выпущенные крупнейшим банком страны, если они покажут хорошие результаты, смогут позволить внести необходимые изменения и в принятые законы», ─ отмечает Брисов.

Однако он полагает, что в ближайшее время бума стейблкоина в России ожидать не стоит, так как реализовать подобный проект в условиях действующего регулирования можно только при наличии серьезных финансовых, организационных и политических ресурсов. Соответственно, при отсутствии конкуренции крупнейшие игроки финансового рынка могут показать неплохие результаты на этом поле, уверен эксперт.

Австралийские СМИ требуют авторских отчислений от поисковиков и социальных сетей

Австралия может стать одной из первых стран, где поисковикам и социальным сетям придется платить СМИ за право размещать ссылки и агрегировать материалы. «Речь идет о справедливом отношении к австралийским медиакорпорациям. Мы усилим конкуренцию и защиту прав потребителей, а также создадим устойчивую базу для развития», ─ заявил казначей Австралии Джош Фрайденберг. Национальное антимонопольное ведомство уже разработало сетку тарифов и алгоритм расчетов.

Проблема соотнесения интересов поисковиков и социальных сетей, особенно таких международных гигантов, как Facebook и Google, и СМИ стоит уже давно. Часть журналистского сообщества убеждена, что имеет место явная несправедливость. Люди все меньше проходят по ссылкам, удовлетворяя свой интерес непосредственно на поисковом ресурсе, а значит, рекламный доход от трафика получает не редакция, вложившаяся в производство материала, а площадка, которая просто разместила текст. Исследование News Corp Australia подтверждает, что в последние десять лет выпадающие доходы индустрии привели к тому, что без работы остались около 3 тысяч австралийских журналистов. Выплату отчислений в пользу СМИ предполагает, в частности, резонансная Европейская директива об авторском праве на едином цифровом рынке.

Между тем часть профессионального сообщества скептически смотрит на подобные предложения, ведь поисковые системы и социальные сети – практически единственный доступный на сегодня инструмент дистрибуции контента интернет-изданий. «Если СМИ хотят оставить свою информацию в тайне, они должны подумать о бизнес-моделях, позволяющих им не зависеть от этих платежей, которых они все равно не получат», ─ иронизирует заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Digital IP Иван Засурский.

По его словам, если СМИ попытаются собирать авторские отчисления, поисковики просто начнут хуже искать, а соцсети станут запрещать ссылки на их контент. «Эта инициатива вряд ли сработает, а если и сработает, то максимум, на что могут рассчитывать в Австралии, – это платежи в ассоциации издателей, как в некоторых европейских странах. Но нельзя сказать, что такие выплаты помогут журналистам сохранить работу – разве что найти новую в ассоциациях издателей», ─ говорит эксперт.

Берни Сандерс хочет запретить системы распознавания лиц

В Сенат США внесен законопроект, предполагающий запрет на распознавание лиц без разрешения распознаваемых. Авторы документа – несостоявшийся кандидат в президенты Берни Сандерс и его однопартиец Джефф Меркли. Поводом для появления законопроекта стали сообщения о том, что одна из американских сетей аптек использовала камеры с нейросетями в сотнях своих магазинов. Сенаторы пояснили, что не хотели бы жить в мире, где их персональными данными произвольно распоряжаются неподотчетные обществу корпорации.

Основатель компании Promobot Олег Кивокурцев, напротив, полагает, что подобные инициативы замедляют развитие индустрии. «Еще до предложения Сандерса в Европе был принят GDPR (Общий регламент по защите данных Прим. ред.). GDPR гласит, что любые системы распознавания лиц должны уведомлять об этом распознаваемого человека. К сожалению, многие российские компании, в том числе наша, были вынуждены замедлить несколько сделок, чтобы соответствовать этому документу», ─ сказал он.

По словам Кивокурцева, решить проблему удалось, выведя на экран робота вопрос о том, согласен ли пользователь с тем, что его лицо будет распознано. Подобный запрос акцепта мог бы решить проблему согласия на распознавание лиц для гаджетов, социальных сетей и других решений.

Кивокурцев, впрочем, уверен, что в нашей стране для подобных предложений пока нет почвы. «В России ожидать подобного не стоит. Люди здесь с куда меньшей опаской относятся к своим персональным данным. В московском метро стоят тысячи камер с распознаванием лиц, никто никого ни о чем не спрашивает, и предпосылок к тому, что будут спрашивать, нет. Люди относятся к этому нормально», ─ заключил эксперт.

Полная версия дайджеста доступна по ссылке.

Другие новости