© 2019, IPQuorum
i

IPChain LegalTech review june 2019

IPChain LegalTech Review: главное

Июнь оказался богат на законотворческие решения в области авторского права. Мы выбрали проекты законов и новые правовые нормы, которые наиболее значимы для авторов и правообладателей, и попросили экспертов прокомментировать их.

В начале июня вступила в силу Директива об авторском праве, одобренная Европарламентом. Документ призван защитить авторов в интернете: теперь популярные среди граждан Евросоюза онлайн-платформы будут заключать с владельцами произведений лицензионные соглашения в том случае, если на них был размещен контент, не принадлежащий пользователю, который загрузил его в сеть.

По словам юриста Ассоциации IPChain Елизаветы Афанасьевой, вступление в силу Директивы об авторском праве ЕС вполне ожидаемо подвергает изменению финансовую часть отношений между правообладателями и платформами. «С одной стороны, новые правила позволят правообладателям получить более справедливое вознаграждение за цифровое использование их работ по лицензионным соглашениям, заключаемым с различными платформами. С другой стороны, сами платформы ─ YouTube, Facebook, Google News ─ будут претерпевать финансовые затраты: им понадобятся средства на лицензионные соглашения и установку фильтров, препятствующих загрузке пиратского контента на их сайты». Эксперт добавила, что если платформа разместит на сайте материалы без лицензионного соглашения, то ее служба обмена контентом может быть привлечена к ответственности.

Директива об авторском праве потребует от онлайн-площадок и хостингов реорганизации некоторых рабочих процессов, добавила эксперт. «Им предстоит преобразовать структуру работы так, чтобы не возникало вопросов о несанкционированном распространении материалов. Кроме того, они должны понять, стоит ли размещать фильтры, которые препятствуют загрузке на сайт материалов, нарушающих авторское право. Будет ли какая-то реорганизация внутри самих площадок, покажет практика внедрения Директивы», ─ заявила Афанасьева.

Для российских авторов и правообладателей особо важной стала новость о законопроекте, составленном на основе антипиратского меморандума ─ осенью этого года он будет вынесен на рассмотрение в Госдуму. Глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что проект закона находится в высокой степени готовности. Известно, что он будет направлен на защиту только фильмов и видеопродукции. Представители иных индустрий ─ в частности, музыкальной и книжной ─ выразили недовольство таким решением и неоднократно заявляли, что их интересы «оставили за бортом». По мнению Афанасьевой, такая ситуация неправильна и несправедлива, и проект закона обязательно должен учесть потребности всех креативных индустрий, которые страдают от пиратства. «Меморандум — лишь частное гражданско-правовое соглашение между группами организаций, и любые коммерческие организации могут присоединиться к нему. Вероятно, в законопроекте, который в скором времени вынесут на рассмотрение в Госдуму, будут учтены положения, регулирующие более широкий спектр индустрий», ─ сказала юрист.

Законопроект предусматривает удаление сайтов из поисковой выдачи оператором, если тот получит десять заявлений (страйков) на имя этого домена и возвращение, если получено контрзаявление в течение шести часов. Владелец юридической компании «КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ» Павел Катков полагает, что гонка заявлений и контрзаявлений вряд ли станет эффективным средством защиты интересов правообладателей, как и моментально устаревающие «черные списки» пиратских сайтов. При огромном количестве зеркал пиратских сайтов, которые Роскомнадзору так и не удалось заблокировать, логичнее составлять «белые списки» легальных ресурсов, которых на порядки меньше.

«Десять страйков, которые необходимы для блокировки пиратского ресурса, – это довольно много, а с учетом возможности контруведомления – бесконечно много. Управление посредством «белых списков» гораздо эффективнее, однако с ними нужно быть очень аккуратными. По сути «белые списки» ─ это система лицензирования деятельности в сети. Такой инструмент имел бы смысл в сфере легальных кинотеатров ─ в этом случае они бы получили бы лицензию Роскомнадзора, а остальные бы автоматически оказались вне закона без всяких судов и фиксаций. Нужно понимать, что распространение концепции «белых списков» будет означать, что в «черный список» попадет огромное количество добропорядочных ресурсов. Это, впрочем, не исключает того, что идея достойна внимания, просто нужно подойти к ее реализации разумно».

Также в минувшем месяце в Госдуму внесли законопроект о защите от мошенничества с недвижимостью при использовании электронной подписи. Некоторые юристы уже оценили его как новый способ для подлога и мошенничеств и считают, что он не сможет помешать похитителям квартир. Дело в том, что сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи можно получить по копии паспорта или доверенности. Получается, что ключом проверки электронной подписи в любой момент и без особого труда может завладеть злоумышленник.

«Все мы прекрасно знаем, что мошенники полны изобретательности на неправомерные действия. В проекте закона сказано, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости об отчуждении объекта недвижимого имущества при помощи подачи заявления в электронной форме будет осуществляться только при наличии в ЕГРН специальной отметки о такой возможности. Но что мешает мошенникам подделать данную отметку в реестре или подать в Росреестр уведомление о возможности регистрации с помощью электронной цифровой подписи? Возможно, следует не торопиться принимать этот законопроект, а еще раз основательно изучить вопрос и продумать различные сценарии защиты безопасности от мошеннических действий», ─ заявила Афанасьева.

Система авторских прав в России продолжает активно формироваться, и заинтересованы в этом не только желающие монетизировать контент, но и бескорыстные авторы. Теперь они будут действовать в соответствии с правилами, утвержденными правительством. Вести реестр бескорыстных авторов будет министерство культуры России. Согласно постановлению кабмина, при подаче заявления в реестр, автор должен указать свои данные, а также название произведения и его вид. Он вправе оговорить способ, территорию, срок и иные условия, на которых предоставляет возможность бесплатно использовать его творение. Кроме того, автор должен сообщить, что он осведомлен о правовых последствиях такого заявления – в частности, о прекращении действия лицензионного договора, на основе которого он предоставил возмездную неисключительную лицензию на использование объекта авторских прав.

Правообладатели действительно могут предоставлять любым лицам возможность безвозмездно использовать принадлежащие им произведение науки, литературы или искусства либо объекты смежных прав, подтвердил Катков. Однако всем бескорыстным авторам нужно твердо знать о некоторых подводных камнях безвозмездного авторства. «Так, к примеру, при отсутствии в заявлении правообладателя указания на срок считается, что указанный срок составляет пять лет. Если в заявлении не указана территория использования произведения, то считается, что это Россия. В течение срока действия заявление не может быть отозвано и предусмотренные в нем условия использования не могут быть ограничены», ─ сказал Катков.

По словам Афанасьевой, автор, который хочет предоставить свое произведение для безвозмездного использования, должен знать о том, что за ним остается право в любой момент отозвать лицензию на бесплатное использование своего творческого продукта. Также важно понимать, что возмездная неисключительная лицензия сразу после оформления публичного заявления о предоставлении любым лицам возможности бесплатно использовать объекты авторских и смежных прав автоматически утрачивает силу.

Узнать подробности о самых интересных и важных решениях и событиях сферы LegalTech вы можете из дайджеста за июнь, полная версия которого доступна по ссылке.

Другие новости