© 2019, IPQuorum
i

Фокус на развитии: почему креативный бизнес стал важным инновационным драйвером

Эксперты рассказали, как креативный бизнес поможет решить проблемы устойчивого развития экономики

В рамках Международного форума креативных индустрий ART-WERK 2019, проходившего в Москве 22-23 ноября, состоялась панельная дискуссия «Ответственный подход. Креативный бизнес и повестка устойчивого развития». По оценкам ЮНЕСКО, именно креативный бизнес служит важным финансовым и экономическим драйвером, генерируя более $2 триллионов в год, что составляет почти 3% мирового ВВП, в то время как в городах и регионах с высокой концентрацией населения этот показатель выше в три-пять раз. Креативные индустрии создают рабочие места, но главное – они стимулируют творческое и инновационное мышление, формируют культуру людей.

Большую роль в развитии этого сегмента экономики играет социально-ответственный бизнес, способный при помощи творческих подходов привлекать внимание к глобальным проблемам, находить уникальные способы и создавать продукты для их решения. Разбираемся, актуальна ли тема устойчивого развития для российского предпринимателя и как креативная экономика может решить социальные, экономические и экологические проблемы страны. 

Креативность – драйвер инноваций

Модератор дискуссии, директор Urban Policy Institute Евгения Муринец подчеркнула, что «о креативных индустриях нужно говорить – много и на всех уровнях». Действительно, проблемы креативной экономики последнее время активно обсуждаются на различных площадках – они стали сквозной темой прошедшего в ноябре VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, регулярно поднимаются членами специального Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и Российского экспортного центра. Главная задача таких мероприятий – установить диалог между представителями разных индустрий, российскими и международными экспертами, найти точки соприкосновения между бизнесом, государством и потребителем. 

По словам президента Федерации интеллектуальной собственности Сергея Матвеева, креативные индустрии играют ключевую роль в развитии экономики: «Инновации, о которых так часто говорят, – не что иное, как практическое использование результатов интеллектуальной, творческой деятельности. По мере технологического развития практически все производства, особенно серийные, удешевились. Основную роль в обеспечении качества продуктов, товаров или услуг, их конкурентоспособности и, как следствие, создания добавленной стоимости стали играть именно результаты интеллектуального труда. Такой «перелом» не произошел одномоментно – это следствие развития всей мировой экономики на протяжении последних тридцати лет. Поэтому все индустрии, базирующиеся на творческом труде, стали ее наиболее динамичной частью. Но важно не только это, важно то, что именно такие индустрии – креативные – создают наилучшие возможности для эффективного использования человеческого капитала».

Согласился с коллегой и куратор сообщества Creative Russia Network Игорь М. Намаканов, отметивший, что креативные индустрии стали источником постоянного потока инноваций – главных факторов роста, устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики в текущей глобальной социально-экономической парадигме. 

«Чтобы в полной мере реализовать потенциал креативных индустрий, в крупнейших экономиках мира и странах-лидерах по их развитию – в США, Германии, Великобритании, Южной Корее, Австралии, Голландии – создаются специальные профильные министерства, программы налоговой и законодательной поддержки и многое другое. В России же этому сегменту рынка пока мешает развиваться разрозненность его участников. Объединение креативных индустрий в консолидированный сектор позволит эффективно взаимодействовать с государством и представителями других отраслей экономики, продвигать интересы игроков этого рынка, вследствие чего будет улучшаться инвестиционный климат внутри страны», – полагает Намаконов.  

На полях форума ART-WERK 2019 эксперты из Европы, Африки и Евразии обменялись опытом со своими российскими коллегами и обсудили, какие меры должны принимать государство и бизнес для успешной консолидации разрозненных компаний и полной реализации их потенциала в глобальной, национальной и региональной экономике. 

Заместитель руководителя департамента креативных индустрий Федерального министерства экономики и энергетики Германии Михаэль Кильппер отметил, что креативные индустрии – будущее мировой экономики. По приведенным им данным, сейчас они составляют существенную часть немецкой экономики – в 2018 году этот сектор принес более 1.68 миллиардов евро (более 3% ВВП), в нем работало около 257 000 компаний и было занято 1.2 миллиона человек.  

«Предприниматели и потребители стали больше внимания обращать на то, какой вклад вносит бизнес в жизнь общества. Все чаще в этом контексте упоминается концепция устойчивого развития, возможного только благодаря креативным индустриям. Газ, нефть – все эти ресурсы исчерпаемы, креативность – бесконечна. Продолжает расти и спрос на творческий контент – особенно цифровой. Когда базовые потребности человека удовлетворены, он всегда обращается к культуре, к тому, что вызывает в нем эмоции и с чем он может себя идентифицировать. Люди покупают не просто продукт, а историю. Также важно помнить, что в центре инноваций всегда лежат не технологии, а человеческая креативность», – сказал Кильппер.

Социальную значимость и инновационную роль креативных индустрий отметила и руководитель отдела культурных программ в регионе Восточная Европа и Центральная Азия Гете-Института в Москве Астрид Веге. По ее мнению, социальная ответственность и содействие устойчивому развитию экономики, «умное» городское планирование – эти задачи бизнес должен решать совместно с потребителем, соблюдая баланс между технологиями и творчеством. 

Креативные кластеры: новая жизнь старых пространств

Развитие креативных индустрий способствует комплексному улучшению качества жизни людей и формированию жизнеспособной экономики, полагают эксперты. Именно креативный бизнес соответствует всем запросам устойчивого развития – концепции, предполагающей максимально сбалансированный подход к реализации настоящих и будущих потребностей и стремлений человечества. Он эффективен с точки зрения экологии, эксплуатации пространств и использования материальных, человеческих и интеллектуальных ресурсов.

 «Творчество не оказывает практически никакого влияния на окружающую среду. Это абсолютно чистый бизнес. Креативные кластеры традиционно располагаются на месте бывших промышленных зон. После реорганизации эти территории используются гораздо эффективнее, практически с нулевым экологическим влиянием на город, и при этом создают где-то в два раза больше рабочих мест. В каждом городе есть такие устаревшие, часто пустующие пространства – «серые зоны», и лучше креативных индустрий никто их заполнить не может», – сказал генеральный директор ARTPLAY Сергей Десятов.

Действительно, креативный бизнес фактически дает вторую жизнь секторам экономики и пространствам, которые остались «за бортом» инновационных процессов. К примеру, благодаря активному созданию и продвижению творческих кластеров на месте заброшенных промышленных зон Москва стала лидером по креативному капиталу в России. Но даже в стремительно развивающемся творческом центре страны (прирост экономики креативных индустрий в Москве оценивается в 30% в год) доля креативных индустрий в ВРП города составляет всего 5% против 10% и выше в таких мировых лидерах, как Лондон и Берлин, посетовал директор Московского экспортного центра Кирилл Ильичев.

 Креативные индустрии развивают уже практически мертвые зоны, дают им новую жизнь, становятся толчком для возрождения регионов, заключил руководитель Фонда Фридриха Эберта в России Пьер Тешендорф: «Они находят инновационные пути, связывающие традиционные области экономики, и открывают новые направления для их дальнейшего развития, дают рабочие места и определяют тренды. Другими словами, креативные индустрии имеют стабилизирующий эффект, становятся мостом между старым и новым». 

Креативность идет в регионы

Локальное производство и потребление считаются одной из основ устойчивого развития экономики, поэтому неудивительно, что разворот на креативность затронул и регионы – они активно переосмысляют свое культурное наследие, развивают уникальные творческие сообщества. Для них очень важен опыт Москвы и других крупных городов: они перенимают доказавшие свою эффективность инструменты, запускают проекты по созданию креативных кластеров и программы поддержки локальных талантов. 

Однако, подчеркнули эксперты, нужно учитывать и то, что регионам по сравнению с мегаполисами часто приходится сталкиваться с полярно противоположными проблемами. Так, в Санкт-Петербурге и Москве в условиях жесткой конкуренции креативные индустрии должны искать новые бизнес-модели, доступные пространства и формы работы. В регионах происходит обратная ситуация: там наблюдается проблема заполнения уже существующих пространств и удержания талантов, то есть главным барьером развитию становится нехватка ресурсов. 

Как решить эту задачу, эксперты обсудили отдельно в рамках панельной дискуссии «Гений места. Как креативные индустрии развивают регионы?», прошедшей во второй день форума. Представители региональных арт-пространств и креативных хабов призвали чаще говорить о креативных индустриях в привязке к определенному месту. Когда культура становится индустрией, появляется экономическая составляющая, реализовать которую можно только учитывая локальные особенности и запросы потребителей. 

На основании личного опыта сооснователь и куратор культурного пространства Textil Юлия Кривцова отметила, что «креативные кластеры – это постиндустриальное будущее районов и периферий. В первую очередь, необходимо создать уникальный нарратив, за которым будет следовать и культурная, и образовательная, и международная деятельность площадки. Так сформируется интерес жителей, а вслед за ним придет и бизнес».

Подводя итоги, участники пришли к выводу, что для поддержки креативных индустрий в регионах необходимы дополнительные инфраструктурные решения: создание креативных хабов, технопарков и других точек притяжения, внедрение целевых программ привлечения инвестиций и поддержки экспорта для творческих предпринимателей.

Другие новости