© 2019, IPQuorum
i

Эксперты: России необходим единый цифровой реестр культурного наследия

Создать единый межотраслевой цифровой реестр объектов культурного наследия на базе блокчейн-технологии предложили участники Всероссийской научно-практической конференции по цифровизации культуры. Эксперты уверены, что цифровые коллекции культурных и научных произведений должны находиться в неограниченном доступе, а форматы хранения и передачи информация нуждаются в совершенствовании. Кроме того, необходимы решения, позволяющие обеспечить обратную связь с посетителями театров, музеев и библиотек.

Цифровизация помогает сохранить и сделать доступным для каждого пользователя вне зависимости от его местоположения накопленный опыт любого культурного учреждения: театра, музея, школы или библиотеки. Сегодня идет активная оцифровка книжных памятников и исторического наследия российских театров. Пандемия дала дополнительный толчок развитию виртуальных музейных экспозиций, онлайн-трансляций спектаклей и концертов, а также дистанционного обучения. Эти отчасти вынужденные меры уже стали неотъемлемой частью новой культурно-информационной среды, подчеркнули участники конференции.

Технология блокчейн позволяет решить главную проблему: собрать наиболее полную информацию о произведениях искусства, экспертные заключения, упорядочить данные об истории владения объектами, а также защититься от подделок и избавиться от недоверия друг к другу, уверен доктор культурологии Кирилл Рыбак. Механизмы распределенного реестра не позволяют подделывать или изменять информацию о внесенных в него объектах. «Существует идея создания реестра документов, связанных с экспертизой, оценкой, переходом прав на произведения искусства. Блокчейн использует цепочки цифровых данных, связанных последовательным шифрованием. Искусственный интеллект, обученный на упорядоченном массиве данных, может проводить анализ графических образов и текстов с целью установления и подтверждения авторства», — отметил эксперт.

Исполнительный директор Ассоциации IPChain Григорий Туринцев подчеркнул, что единый реестр объектов культуры и прав сможет решить целый ряд задач, связанных с монетизацией и развитием отрасли: «Отраслевые реестры Минкультуры, Москомархитектуры, различных театров разрозненны, у них нет единого источника информации». Современным творцам некуда обратиться для того, чтобы установить, кому принадлежат и сколько стоят права на интересующее их произведение, отметил эксперт.

«Как создать новое произведение на базе охраняемого объекта интеллектуальной собственности, если о наследниках автора или правообладателях ничего не известно? На наш взгляд, единой точкой входа для творцов может стать межотраслевой реестр объектов интеллектуальной собственности и культурного наследия. Создать его целесообразно при помощи инструментов Ассоциации IPChain объединения правообладателей, профессиональных участников рынка интеллектуальной собственности. Любой участник реестра IPChain может формировать собственные стандарты описания объектов, добавлять информацию и давать возможность сервисам, которые построены на базе нашей инфраструктуры, монетизировать свои авторские права. Это удобный современный способ объявить миру не только о своем авторстве, но и оставить контакты для дальнейшего сотрудничества, а также информацию о возможном применении и стоимости вашей интеллектуальной собственности».

Эксперты также отметили, что потребность в едином реестре появилась именно вследствие цифровизации, которая не только вызвала рост пиратства, но и одновременно изменила структуру и способ использования контента. Работать с огромным количеством объектов интеллектуальной собственности, оставаясь при этом в рамках правового поля, помогают современные технологии, подчеркнул Григорий Туринцев: «Например, реестр IPChain создан на основе технологии блокчейн, благодаря которой данные в системе невозможно сфальсифицировать или подменить. Мы и участники некоммерческого консорциума развития Linux Foundation используем технологию Hyperledger, давая возможность любым правообладателям подключаться и самим определять, какую именно информацию они хотят сообщить другим участникам. Частная блокчейн-сеть позволяет гибко настраивать доступ, что обеспечивает возможность создания общероссийской информационной и коммуникационной инфраструктуры в сфере культуры».

Сооснователь международного платежного сервиса Joys Digital, генеральный директор ООО «Цифровые платежи», член рабочей группы «Финансовые сервисы» Делового совета БРИКС Андрей Михайлишин отметил, что относительно блокчейна существует ряд предубеждений и мифов. Так, при слове «блокчейн» сразу приходят на ум криптовалюты, однако на данный момент это уже пережиток прошлого: аналогично в начале 2000-х годов мир пережил бум доткомов — проектов, связанных с интернетом. Абсолютное большинство из них не пережило кризис, однако интернет-технологии все равно стремительно развивались. Сейчас похожая ситуация с блокчейном. «В 2016–2018 годах появилось огромное количество ICO-проектов на блокчейне, но это время первоначального становления практически прошло. Уже в 2018 году ФБР выпустило доклад о снижении на 95% использования мошенниками блокчейн-технологий. На рынке остались интересные крепкие и большие проекты, за которыми стоят реальные люди с идеями и бюджетом для решения различных задач».

По итогам конференции было решено, помимо прочего, предложить Министерству культуры России сформировать рабочую группу для создания концепции информационного пространства в сфере культуры в Российской Федерации и просить рассмотреть возможность разработки стратегии государственной политики в сфере цифровизации культуры. В 2021 году планируется провести российскую научно-практическую конференцию по охране цифрового наследия.

Конференция «Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий» прошла в Москве 8 октября 2020 года. Организаторами выступили Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва и Российская ассоциация криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ).

Другие новости