© 2019, IPQuorum

Эксперты IP Академии обсудили вопросы образования в сфере интеллектуальной собственности

Заключительной сессией в программе крупнейшей образовательной конференции по интеллектуальной собственности в «Сколково» IP Академии стала дискуссия на тему «Тренды развития рынка образования и вопросы практической подготовки специалистов по интеллектуальной собственности».

Модератором выступила к.ю.н., заместитель директора Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Екатерина Еременко. Открывая дискуссию, эксперт посетовала на существующий недостаток специалистов в сфере интеллектуальной собственности в России: «Сегодня в нашей стране очевиден разрыв между кадровой потребностью в сфере интеллектуальных прав и образованием. Работодателям не хватает профессионалов, а выпускники не всегда находят работу по специальности. На нашей сессии мы попытаемся найти пути решения этой проблемы».

Директор Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Олег Неретин привел сравнение между технологическим образованием в России и США: «Наша проблема в том, что мы до сих пор учим азам и не переходим на следующий уровень. Грубо говоря, мы до сих пор обучаем специалистов тому, как правильно подавать заявку на патент, а в знаменитом Массачусетском технологическом институте студенты получают знания о том, как этим патентом распоряжаться и зарабатывать на нем. Сейчас мы наблюдаем в России парадоксальную ситуацию: инновационные условия улучшаются, а результаты по технологическим разработкам падают. По данным Росстата, в нашей стране 14,8 млн специалистов высшего уровня квалификации в области интеллектуальной собственности. Но не все они востребованы, потому что необходимы [актуальные] программы повышения квалификации».

По мнению ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Ивана Близнеца, необходимо введение государственной системы подготовки специалистов по интеллектуальной собственности: «Она должна подразумевать целевую подготовку на всех этапах. Мы ничего не добьемся, если не будет единой системы. В нашей истории был хороший пример – в 1967 году было решение о развитии патентной системы в СССР, главным критерием которой была подготовка кадров. В результате СССР вышел на первое место в мире по количеству патентов».

Президент Ассоциации центров поддержки технологий и инноваций РФ Глеб Шараг отметил, что вуз должен формировать специальности по запросу работодателя: «Необходима профориентация студента. Вуз должен осуществлять набор студентов на те специальности, которые нужны работодателю. Тогда студент будет мотивирован – он будет знать, что после обучения он точно найдет работу, а компания будет уверена в том, что получит специалиста в необходимой ей области».

В свою очередь, руководитель Комитета по технологиям Ассоциации центров поддержки технологий и инноваций РФ Андрей Николаев назвал несколько ключевых моментов, которые, по его мнению, будут способствовать развитию образования в сфере интеллектуальной собственности: «Вузам нужны преподаватели-практики – сейчас они очень редко читают лекции. Нужны дополнительные курсы для действующих преподавателей, в том числе и с помощью онлайн-курсов. Кроме того, по итогам обучения выпускник вуза должен подать заявку на патент или найти другой способ коммерциализации своих знаний. Мое глубокое убеждение в том, что студенты должны работать параллельно с учебой. И последнее – необходимо введение профессиональных стандартов. Это вызов времени, который установит объективные условия игры». 

В качестве иллюстрации релевантных решений в сфере образования вице-президент по R&D Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская вкратце рассказала об уникальной образовательной программе Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики, которая направлена на формирование компетенций, отвечающих новому технологическому укладу: «Есть одно высказывание: Гутенберг сделал всех читателями, ксерокс – издателями, а интернет – авторами. Я к тому, что эта образовательная программа рассчитана на очень широкую аудиторию, на всех, кто интересуется сферой интеллектуальных прав. Весь курс написан понятным языком. Это образовательный модуль по 24 различным темам. Каждый сможет выбрать то, что ему интересно».

Профессор Центра предпринимательства и инноваций Сколковского института науки и технологий Кельвин Уиллоуби рассказал о важности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: «Мы находим подход к интеллектуальной собственности, в том числе к результатам исследовательской деятельности наших студентов и сотрудников. Мы предлагаем обучение высокотехнологичным профессиям и уделяем особое внимание тому, чтобы включать в основную программу курсы, посвященные вопросам управления и защиты интеллектуальных прав. Студенты на практике учатся создавать и коммерциализировать результаты своего интеллектуального труда».

Другие новости